ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 18

Тема. Художественная модель английского общества и средства его создания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

 

Цель: помочь учащимся осознать идейное содержание произведения и его художественное воплощение автором, мастерство писателя в создании художественной модели тогдашнего общества; развивать навыки идейно-художественного анализа прозаического произведения, умение определять ключевые моменты, высказывать о прочитанном свое мнение и обосновывать ее; воспитывать уважение к морально-этических ценностей на гуманистических началах.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

 

Есть темные силы на земле, но тем ярче кажется свет.

Ч. Диккенс

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Есть темные силы на земле, но тем ярче кажется свет»,- это слова молодого, романтически настроенного Диккенса согревали его, наверное, всю жизнь (обращение к эпиграфа урока). Он стремился усовершенствовать общество своего времени, острым сатирическим пером критикуя его недостатки. Каким же мы видим английское общество 30-х годов XIX века, так называемой «викторианской эпохи»? Об это сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Формирование умений и навыков

1. Аналитическое комментирование

1) Коллективное составление таблицы

Учитель. Охарактеризуйте сутки и английское общество, изображенные в романе «Приключения Оливера Твиста». Составьте по этой характеристике таблицу.

 

Общественные учреждения, явления

Теоретически

Фактически

Церковно-приходские общины

Заботятся об обездоленных граждан, беспризорных детей

Обворовывают бедных и беззащитных, используя государственные, общественные средства в собственных интересах

Используется детский труд

Община заботится о приобретение детьми практических навыков,освоение определенной профессии

Работодатели используют детей как рабов, не несут ответственности за их гибель

Развитая система прямого судопроизводства

Предназначена быстро разбирать дела, восстанавливать справедливость

Не вникают в суть дела, виновными чаще всего делают бедных, которые не в состоянии заплатить

Есть много богатых, обеспеченных людей

Должны заниматься проблемами общества

Не знают этих проблем, делают добро при случае

 

2) Обобщение и выводы

Ожидаемые выводы

• Формально, теоретически общество достаточно развито, но чиновники разных рангов, которые допущены к власти и средств, злоупотребляют своим положением, обогащаются, совершают несправедливость в отношении бедных, беззащитных членов общества.

2. Эвристическая беседа и выполнение заданий поисково - исследовательского характера

¦ Исследуйте, какими средствами писатель создает художественную модель тогдашнего английского общества.

Ожидаемые ответы

• Заметный средство - резкая сатира, горькая ирония. Например: «Поскольку над мистером Гемфілдом тяготело пустяковое обвинение, что он замучил на смерть нескольких мальчиков-трубочистов, то ему пришло в голову, что, может, совет какой-то непонятной прихоти решила принять во внимание это незначительное обстоятельство, которое, по его мнению, совсем не касалось дела. В таком случае, это было что-то не похоже на их обычный способ действия...»; «Малого Оливера, к вящему его удивлению, освободили от тюремного заключения и приказали одеться в чистую рубашку. Не успел он проделать эту необычную для него гимнастическое упражнение, как мистер Бамбл собственноручно принес ему миску каши с праздничным десертом - двумя с четвертью унциями хлеба. Не выдержав такого роскошного зрелища, Оливер горько заплакал, вполне естественно полагая, что совет, очевидно, положила убить его для какой-то надобности, ибо иначе не стала бы кормить, как на убой».

• Средство контрастов: жизнь Оливера у воров и жизни в мистера Браунлоу и миссис Мэйли и Роз. Прием прямого авторского вмешательства, авторской оценки явлений и событий: «Хотел бы я, чтобы какой-нибудь откормленный философ, еда и питье которого превращаются в нем в желчь, чья кровь холодна как лед, а сердце настоящее железо,- хотел бы я, чтобы он посмотрел, как хватал Оливер Твист изысканные яства, которыми погидував даже пес. Я бы хотел, чтобы этот философ видел, с какой дикарской жадностью раздирал голодный парень эти куски. Но еще сильнее хотелось бы мне увидеть, как этот философ с таким же наслаждением уминает такое же блюдо».

¦ Как бы вы охарактеризовали английское общество 30-х годов ХІХ ст. (выберите из предложенных определений или дайте свое): контрасты и противоречия, гармоничное, справедливое, несовершенное, жестокое, тираническое, загниваюче, корыстное, революционное, консервативное и др.?

¦ Назовите представителей различных слоев английского общества, которых изображен в произведении Диккенса.

 

«Высший класс», дворянство

Чиновники

Ремесленники, слуги

Отверженные

Преступники

Мистер Браунлоу;

миссис Мэйли;

Роза;

доктор Лосберн;

Гарри

Мистер Бамбл;

судьи;

совет работный дом

Миссис Манн - владелица фермы;

трубочист Гемфілд;

гробовщик Соуерберрі;

Джайлз - слуга миссис Мэйли

Оливер

Твист;

Дик;

дети и жители работный дом

Проныра;

Фэджин;

Сайкс;

Ной;

Чарли Бейтс;

Нэнси;

Монкс

 

V. Домашнее задание

Составить характеристику художественной модели английского общества, подобрать средства его создания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».

 

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

¦ Больше всего меня поразил использованный автором прием художественного изображения...