ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 16

Тема. Ч. Диккенс. Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Диккенса как одна из вершин английской литературы; реалистические и романтические тенденции в его прозе. Место романа «Приключения Оливера Твиста» в творческом наследии писателя

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; выяснить место романа в творческом наследии художника; совершенствовать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, высказывания своих мыслей; воспитывать оптимистическое мировоззрение, стремление к гуманизму и гармоничной жизни.

Оснащение: портрет писателя, иллюстративный материал к биографии, выставка его произведений.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Анализ контрольной работы

 

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Просейте мировую прозу, останется Диккенс.» - вот как высоко оценивал творчество английского писателя Лев Толстой. Восторженно высказывались о нем и другие выдающиеся личности. Чем привлекает Чарльз Диккенс как человек и как писатель - поговорим сегодня на уроке.

 

IV. Объявление темы и цели урока

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

Мини-лекция учителя с элементами беседы

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городе Лендпорті в семье мелкого английского чиновника. Его отец был человеком добрым, честным, но беспомощным в сложных жизненных ситуациях и несколько безответственным. Имел шестерых детей, но не смог их обеспечить материально, еще и попал в долговую тюрьму. Поэтому обучение 10-летнего Чарльза, который увлекался чтением, проявлял литературные способности, было прервано. Ему пришлось идти работать на фабрику ваксы. Это была не только тяжелая работа, но и удар по самолюбию чувствительного парня. Однако будущий писатель получил хороший урок - ближе познакомился с Лондоном бедняков, познал цену человеческих страданий. И что удивительно - Диккенс не стал мрачным и подавленным. По меткому выражению Гилберта Честертона, «фабричные колеса. изготовляли ваксу и между прочим изготовили самого большого оптимиста века. Если он стал слишком счастливым, то именно здесь он открыл счастье.

Если он видел мир в розовом свете, этот взгляд родился на фабрике, где варили черную ваксу».

¦ Прокомментируйте этот парадокс.

Деньги, которые отец Диккенса получил в наследство, помогли семье рассчитаться с долгами, а Чарльзу - вернуться к учебе. Парень читал книжки, играл с друзьями, писал стихотворные пьесы и прозу, участвовал в любительских спектаклях. Для пятнадцатилетнего Диккенса школа закончилась окончательно. Семья нуждалась в его помощи, и он пошел работать клерком - служил в судебной конторе, затем в коллегии адвокатов. Там он еще глубже познал жизнь «снизу». Недоволен своей должностью, Чарльз изучил стенографию и стал парламентским репортером. Как журналист побывал во многих городах Англии. В 1836 году вышел его первый художественный произведение «Обед на Поплар-Уок».

Особенности мировоззрения и эстетика Диккенса во многом объясняются обстоятельствами его духовного роста. Прежде всего, это и органическое единство с английским народом, что не наблюдается у других художников. Но вера в народ не означает, что писатель идеализирует его или подыгрывает вкусам толпы. Художник просто умел превращать радости и боль простых людей на первоклассное искусство, что говорило до каждого сердца.

Другие черты диккенсовского мировоззрения - христианское милосердие, культ уюта, умение радоваться малым, оптимизм, стойкость, даже ужасы и предубеждения - также формировались в народном духе. Чарльз Диккенс верил в счастье, в возможность сохранить моральную чистоту и достичь материального процветания и высокого авторитета в обществе. Вряд ли с этим согласился бы Стендаль, автор романа «Красное и черное», который всю жизнь стремился к счастью и закончил печальным выводом, что «нигде нет оперы».

¦ Какими, по вашему мнению, есть составляющие счастья человека за Диккенсом?

Уже первый роман двадцатипятилетнего Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» принес ему большую популярность. Следующими, не менее успешными, были «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), «Жизнь и приключения Николаса Ніклбі», «Лавка древностей», «Барнебі Радж», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвіта», цикл «Рождественские повести». Роман «Домби и сын» считают итоговым для первого этапа его творчества.

Первая же публикация обеспечила молодого писателя материально, он оставил работу репортера и погрузился в литературное творчество. Женился и поселился вблизи лондонского Сити. Тридцатилетний Диккенс путешествует в Америку, чтобы увидеть свою мечту о свободе и справедливый общественный строй, но сильно разочаровывается, увидев, что погоня за деньгами и в Америке остается одной из глобальных страстей современной цивилизации.

Произведения второго периода творчества Диккенса (например, роман «Дэвид Копперфильд», а также «Холодный дом», «Маленькая Доррит» и «Тяжелые времена») отличаются социальной масштабностью, психологической глубиной, большей, по сравнению с произведениями первого периода, достоверностью и четкостью композиции; вместе с тем становятся печальнее и мрачнее. Писатель видел, что его рождественские идеалы - культ чистого сердца, доброты и порядочности - лишь иллюзии. Разочарованию способствовали и семейные обстоятельства - развод, несчастная любовь.

В последние годы жизни Чарльз Диккенс возвращается к темам раннего творчества и сосредотачивается на исследовании нравственных проблем существования человека, демонстрируя непревзойденное мастерство психологического анализа. Он написал такие произведения, как: «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».

Один из самых известных произведений Диккенса - роман «Приключения Оливера Твиста», который открывает череду его «романов воспитания» (то есть таких, которые рассказывают о становлении характера персонажа от детских лет до начала самостоятельной жизни). Г. К. Честертон отмечал две большие таланты писателя - умение писать смешно и изображать ужасное. Последнее - о «Приключения Оливера Твиста». Это произведение вызвало острую критику со стороны священников и издателей, которые обвиняли писателя в написании аморальной книги. Их раздражало слишком откровенное изображение недостатков английского общественной жизни, в частности системы работных домов, криминального мира и самых бедных районов Лондона. Никто до Диккенса не решался так глубоко рассматривать эти досадные явления английской действительности. В предисловии к роману писатель, защищая свой творческий замысел, провозгласил, что имел целью быть правдивым и показать преступность и жизнь столицы Великобритании такими, какими он их знал из собственного опыта, без романтических прикрас и пафоса.

¦ О чем свидетельствует, по вашему мнению, такой замысел?

 

image9

 

Чарльз Диккенс

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Создание психологического портрета писателя

Учитель. Обрисуйте «психологический портрет» писателя за прослуханою рассказом.

 

VII. Домашнее задание

Изучить основные сведения биографии писателя, прочитать роман «Приключения Оливера Твиста».

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

¦ Больше всего меня поразило...