ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 17

Тема. Противоречивый образ Анны Карениной

 

Цель: помочь ученикам раскрыть противоречивый образ главной героини романа Анны Карениной, понять причины ее трагической судьбы; развивать навыки анализа литературного образа, связную речь, логическое мышление; способствовать становлению нравственной позиции школьников.

Оборудование: учебник, текст романа Л. Толстого «Анна Каренина» (в оригинале или в переводах на выбор учителя); иллюстрации к произведению (на выбор учителя).

ХОД УРОКА

...Ей неприятно было читать, то есть следить

за отражением жизни других людей.

Ей слишком самой хотелось жить.

Л. Толстой, «Анна Каренина»

 

В смерти Анны виноваты не люди, из которых состоит общество.

В смерти Анны виноват сам государственный строй.

Мертвое общество, мертвая действительность убивает любовь тем,

что лишает ее смысла жизни. Мертвый хватает живого.

В. Ермилов, литературовед

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Опрос-эстафета.

(На карточках записаны вопросы. Ученики по очереди отвечают и передают карты дальше.)

1) Сколько лет Л. Толстой работал над романом «Анна Каренина»? (Четыре.)

2) первоначальное название романа? («Два брака».)

3) Кто послужил прототипом внешности Анны Карениной? (М. О. Гартунг, старшая дочь О. Пушкина.)

4) Что вам известно об этой женщине? (Мария Александровна была очень красивой, умной, имела чувство юмора. Она прожила долгую и трудную жизнь: рано стала вдовой, но любила и воспитывала племянников, жила скромно, всегда была приветливой. В голодные 1918-1919 годы часто возле памятника В. Пушкину москвичи видели женщину, одетую во все черное, в черной вуали, которая часами сидела рядом на лавочке. В руках она всегда держала то зеленую веточку, то маленький букетик цветов, которые клали к подножию. Это была Мария Александровна. Она приходила на встречу со своим великим отцом. 7 марта 1919 года Мария Александровна умерла. Похоронили М. О. Гартунг на кладбище Донского монастыря. На ее могиле - всегда маленький букетик цветов.)

5) Кто из художников иллюстрировал роман «Анна Каренина»? (О. Верейський, О. Самохвалов, Ю. Евстратова, А. Алексеев.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Образ Анны Карениной является одним из наиболее противоречивых не только в российской, но и мировой литературах, поскольку он не укладывается в привычные каноны женских персонажей. С самого начала своего появления этот образ вызвал неоднозначные оценки. Судьба героини волнует многие поколения читателей. Несмотря на свою достаточно долгую литературную жизнь, Анна Каренина вызывает различные трактовки как в современной литературной критике, так и у обычных читателей.

На протяжении всего периода существования романа возникал ряд вопросов, которые остаются актуальными и сейчас. Среди них можно назвать такие: «Анна - жертва любви или его раба?», «Кто виноват в трагедии героини?», «Толстой осуждает Анну оправдывает ее?», «Анна - трагическая героиня или легкомысленная женщина?» На эти и другие вопросы мы должны дать ответы на сегодняшнем уроке.

 

2. Задания и вопросы к ученикам.

- Расскажите, что вам известно о героине. Каковы ваши первые впечатления о ней?

 

3. Работа с текстом.

- Найдите описание портрета Анны Карениной.

 

4. Слово учителя.

Известно, что многие художники создали иллюстрации к роману «Анна Каренина». В частности, портрет главной героини нарисовали А. Бем (1870; на этом портрете Анна похожа на М. О. Гартунг), М. Врубель (1883), М. Нестеров (1887), Н. Верещагина-Розанова (1940), М. Соколов (1946).

 

5. Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрите иллюстрации к образу главной героини.

- Какая из них вам понравилась больше всего?

- По вашему мнению, кто из художников наиболее удачно передал «диалектику души» Анны с помощью краски или карандаша?

 

6. Беседа.

- Какое впечатление производила Анна на людей? (Там, где появляется Анна все меняется. Она помирила Долли и Стива Облонских, для их детей Анна настоящий праздник. От Анны в восторге Кити: «Киты чувствовала, что Анна была совершенно проста и ничего не скрывала, но что в ней был другой какой-то высший мир недоступных для нее интересов, сложных ы поэтических».)

- Где впервые Анна встретилась с Вронским? (На вокзале, она ехала в одном купе с его матерью.)

- Что поразило Вронского в Анне, когда он впервые увидел ее? («...В выражении миловидного лица, когда она прошла мимо него, было что-то особенно ласковое и нежное».)

- По вашему мнению, почему Вронский дал денег для вдовы покойника? (Возможно, чтобы понравиться Анне Карениной.)

- Как автор показывает зарождение их любви? (Это произошло на балу. И та встреча изменила не только судьбу Кити, а и Анны и Вронского.)

- Что удивляло Кити в ее лице? («Она была прелестна..; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести».)

- Как вы понимаете слова Кити? (Толстой как будто предупреждает Кити, а вместе с тем предостерегает Анну от этой любви.)

 

7. Творческое задание.

- Проанализируйте отношения в семье Карениных. (Каренин женился на Анне, которая была сиротой, на двадцать лет моложе (ее тетя устроила этот брак). Возможно, Анна не любила мужа, а просто подчинилась воле тети.)

 

8. «Творческая лаборатория» (Характеристика отношений Анны и Алексея Каренина).

- По вашему мнению, были Каренины счастливыми? (Они об этом просто не думали. Внешне все было прилично. Браки без любви считались обычным явлением.)

- Что известно о Алексея Александровича Каренина? (Он занимал высокую должность, был воплощением петербургской аристократии.)

- Как вы думаете, любил ли он Анну? (Возможно, любил по-своему. Иначе он бы не переживал так болезненно разрыв с ней.)

- Как Каренин среагировал на измену жены? Зачитайте соответствующий отрывок текста. (Он почувствовал, что «стоит лицом к лицу пред чем-то нелогичным и бестолковым, и не знал, что надо делать. Алексей Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью, пред возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, и это-то казалось ему очень бестолковым и непонятным, потому что это была сама жизнь. Всю жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее».)

 

9. Проблемная ситуация.

- Согласны ли вы со словами Анны о том, что Каренин - «злая машина»?

 

10. Комментарий учителя.

Алексей Александрович воспринимал реальную жизнь как бессмысленную вещь, поскольку ее нельзя было поместить в привычные для него формулы. Поэтому он и пытался всегда отстраниться от жизни. «Переносится мьіслью и чувством в другое су - щество бьіло душевное действие, чуждое Алексею Александровичу. Он считал ^то душевное действие вредньїм и опасньїм фантазерством».

Для Каренина измена жены была нарушением привычной «обстановки счастья», которую он создал. Узнав об измене, он проверяет свои чувства церковными и общественными нормами, заботясь лишь о том, чтобы «прилично завершить эти отношения», то есть уместить их в привычные формулы. Алексей Александрович погружается в государственные дела, канцелярскую деятельность, чтобы скрыть не только от чужих, но и от самого себя глубину своего горя. Однако ничто не приносит ожидаемого покоя. Л. Толстой сравнивает своего героя с человеком, который спокойно прошла по мосту и вдруг увидела, что «этот мост разобрали и там бездна»: бездна - это именно жизнь, а мост - то искусственное жизни, которым он жил.

Анна назвала его «злой машиной», но это не вполне справедливо. Ведь так она сказала тогда, когда полюбила Вронского. Алексей Александрович обнаруживает и человеческие качества: глубоко страдает, переживает за Анну во время ее болезни, заботится о маленькую дочь Анны и Вронского. Даже Вронский почувствовал, что не способен на такие поступки и отметил: Каренин был «на недосягаемой высоте». Складывается впечатление, будто Каренин скрывает от всех и от себя самого свою доброту. Потеря Анны была для него началом кризиса всей жизни, он понимает бесполеВНОсть добра в обществе.

 

11. «Творческая лаборатория» (Анализ отношений Анны и Вронского).

- Что известно о Вронского? (Он один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского, представитель «золотой молодежи» Петербурга. Красив, богат, имеет большие связи, воспитанник Пажезького корпуса, флигель-адъютант и вместе с тем, по словам Облонского, «очень милый пыи малый».)

- Как Вронский относился к семейной жизни? («Вронский никогда не знал семейной жизни. ...Женитьба для него никогда не представлялась возможностью. Он не только не любил семейной жизни, но в семье, и в особенности в муже, он представлял себе нечто чуждое, враждебное, а всего более - смешное».)

- Как вы думаете, любил Кити? (Видимо, нет. Ему нравилась Китти, но он был доволен тем, что не сделал ей предложение. После возвращения от Щербацьких Вронский заснул крепким и спокойным сном. Влюбленный не мог бы так себя вести.)

- Каким было его отношение к Анне? (Он полюбил эту женщину. Ради нее жертвует своей военной карьерой, вопреки светским законам рассматривает свою связь с Анной как брак. Вронский стремится создать семью, иметь детей.)

- Из текста романа известно, что Кити находит некоторые общие черты между Вронским и Левиным. Согласны ли вы с героиней? (Общее между ними то, что оба смелые, мужественные, правдивые, прямые в поступках. Но есть черты, что больше сближают Вронского с Карениным. Ведь у него тоже есть определенные правила, которых он придерживается.)

 

12. Комментарий учителя.

Алексей Вронский - сложный и неоднозначный образ. В своем романе Л. Толстой нарушает устоявшуюся литературную традицию изображения блестящего молодого дворянина, который соблазнил замужнюю женщину. Любовь изменила его, однако он тоже переживает свою внутреннюю драму.

 

13. Проблемная ситуация.

- Как вы считаете, в чем заключалась внутренняя драма Вронского?

 

14. Комментарий учителя.

Внутренняя драма Алексея Вронского кроется в его личностных качествах. Он, как и Каренин, живет в соответствии с законами и моралью высшего общества.

Автор показывает Вронского дилетантом во всем, чем бы он не занимался. Свидетельством тому есть несколько ярких эпизодов. Например, Вронский оказался дилетантом во время гонки, именно поэтому погибла его лошадь Фру-Фру. Герой был дилетантом в живописи. Он хорошо копирует чью-то манеру, но в его работах отсутствуют душа и личное мнение. Именно поэтому портрет Анны, который рисовал художник Михайлов, оказался гораздо лучшим, чем его картина. Михайлов сумел уловить в Анне «самое милое ее душевное виражение», а Вронский не увидел этого в любимой женщине. Часто у Вронского отсутствуют собственные мысли, слова («С ним случилось то же, что и с Голенищевым, чувствующим, что ему нечего сказать...»). Вронского устраивает стилизация под жизнь.

 

15. Проблемный вопрос.

- Как вы считаете, Анна боялась осуждения высшего общества? (Нет. Об этом свидетельствует ее присутствие в театре, когда все «злобно и завистливо» смотрели на нее. Она бы все могла выдержать, если бы ее только «внутри себя самой держала любовь». Анна оказалась сильнее Вронского.)

- Какой эпизод романа можно считать переломным в отношениях Вронского и Анны? (Эпизод, когда Анна получила письмо от Каренина. «Прочтя письмо, он поднял на нее глаза, и во взгляде не было твердости. Она знала, что бы он не сказал ей, он скажет не все, что он думает. И она поняла, что последняя надежда ее была обманута. Это было не то, чего она ждала.»)

- Как по вашему мнению, была ли Анна счастлива с Вронским?

 

16. Комментарий учителя.

Со всей пылкостью души Анна погрузилась в пучину любви к Вронскому. По ее словам, любовь для нее то же самое, что кусок хлеба для голодного. Весь мир и для себя, и для Вронского она стремилась заменить любовью. Она хотела жить. Об этом свидетельствуют и слова Л. Толстого. (Учитель выразительно читает первый эпиграф к уроку.)

Но бросив все ради Вронского, Анна постепенно начинает чувствовать, что они отдаляются друг от друга. «Любовь... - повторила она медленно, внутренним голосом. - Я оттого и не люблю этого слова, что оно для меня слишком много значит, больше гораздо, чем вы можете понятий»,- говорит она Вронскому. Автор подчеркивает, что Анна говорит внутренним голосом, сама с собой, но складывается впечатление, что, говоря об этом, она приходит к выводу: Вронский не для того любви, которое ей нужно.

Вообще, Анна как будто заперла себя в любви. Неслучайно Л. Толстой, описывая пребывание героини в имении Вронского, говорит: «...Главная забота ее все-таки была она сама - она сама, насколько она дорога Вронскому, насколько она может заменить для него все, что он оставил. Вронский ценил это, сделавшееся единственною целью ее жизни, желание не только нравиться, но служит ему, но вместе с тем и тяготился темы любовнымы цепями, которымы она старалась опутать его». И сам автор считает невозможным бегство от жизни, даже если это будет побег в любовь. Потому что любовь, которая замыкается в себе, лишается самой главной функции - дарить счастье миру и получать счастье от него. Именно в этом, по мнению Толстого, и заключаются причины гибели любви Анны и Вронского.

 

17. Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, в чем трагедия Анны Карениной?

 

18. Комментарий учителя.

Л. Толстой показывает трагедию Анны как следствие многих процессов: и социальных, и моральных. Героиня не может смириться с какими компромиссами, полу - решениями, поскольку именно любовь не принимает подобного. Анна создана для больших чувств, но они отсутствуют в том мире, в котором она живет. В том обществе нарушаются все принципы добра, правды, человечности, здесь забывают о духовном единстве, а без этого невозможно счастье ни отдельного человека, ни человечества в целом. К сожалению, в романе все герои одиноки и несчастливы, потому что потеряно «ключ любви». Отсюда и вся эта ложь и низость, охвативших общество. Недаром Анна говорит: «Разве все мы не брошени на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и спустя мучает себя и других?.. Все неправда, все ложь, все обман, все зло!.» Следовательно, в этом обществе могут жить только люди бездушные, «мертвые», не способны до настоящих чувств (сравните, у Бетси, которая изменяет своему мужу, все нормально). Общество не воспринимает ничего настоящего и не прощает подобного.

 

19. Работа со вторым эпиграфом.

- Прочитайте слова литературоведа В. Ермилова.

- Согласны ли вы с его точкой зрения? Свое мнение аргументируйте.

 

20. Пересказ текста.

- Расскажите про Сережу Каренина и маленькую Аню.

- Как вы думаете, счастливы ли они? Или взрослые должны обращать внимание на детей, когда устраивают свою жизнь? (Вряд ли дети были счастливыми, ведь этого не может быть, когда между взрослыми такие сложные отношения. Желательно, чтобы взрослые обращали внимания на детей, но в жизни, увы, такое не всегда случается. С образами детей связана тема сиротства. Сироты не только дети, но и сама Анна, Николай Левин, которые живут среди чужих людей и одиноки в этом мире.)

 

21. Дискуссия.

- Анна: кто она - жертва или легкомысленная женщина?

- Российский писатель. Вересаев считал, что «Анна совершила преступление против живой жизни. Она изменила мужу, бросила сына. Достойный выход для Анны только один: принять прощение мужа, задавить отвращение к нему и вернуться к лживого жизни, мрака и узаконенной позора. Анна этого не сделала - и погибает. Но люди не имеют права бросать в нее камнями “Высший нравственный закон” и без того наказывает ее жестоко». Согласны ли вы с мнением В. Вересаева? Аргументируйте свое высказывание.

(В процессе дискуссии учащиеся высказывают собственную точку зрения относительно героини и ее поступка. В конце дискуссии учитель должен подвести итоги.)

 

22. Проблемный вопрос.

- Прочитайте слова эпиграфа к роману. Как, по вашему мнению, автор осуждает или оправдывает героиню?

 

23. Комментарий учителя.

Эпиграф романа «Мне отмщение, и аз воздам». Это слова из Библии: «У меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Другозаконня, гл. 32, 35). Эти слова были повторены и в «Послании к Римлянам» апостола Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам”, говорил Господь» (гл. 12, 19).

Л. Толстой в своем романе выступает не как судья, а как гуманист. Вспомним, что он хотел сделать героиню романа «жалкой, но не виновной.» Поэтому автор не осуждает Анну, а пытается понять истоки ее трагедии. В эпиграфе к роману Л. Толстой провозглашает, что никто не имеет права судить человека, кроме высшего суда - Бога. Отмщеніє в произведении - всему обществу, в котором забыты моральные ценности.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Заключительная беседа.

- Как в романе определяется авторская позиция писателя-гуманиста?

- Какую роль играет эпиграф в раскрытии идейно-художественного замысла произведения?

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать материал к характеристике образа Константина Левина.