ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 16

Тема. Ш. Перро. «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, вера в победу добра над злом

 

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание и ценность произведения, причины популярности сюжета о Золушке; развивать навыки выделения основных эпизодов, составление плана, пересказа сказочных историй; воспитывать трудолюбие и скромность, доброжелательность, умение прощать.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, разные издания сказки, мультфильмы.

Теория литературы: литературная сказка, образы (персонажи, герои) произведения.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Надеюсь, вы получили удовольствие, прочитав дома еще раз сказку Шарля Перро «Золушка». Кажется, такая сказочная история никогда не может надоесть, ведь в ней есть мотивы и проблемы, которые всегда будут актуальны для каждого: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбия как высокой человеческой добродетели; вознаграждение за тяжелый труд и высокие моральные качества. Сегодня мы попытаемся выяснить и проанализировать как вдумчивые читатели секреты литературного успеха Шарля Перро, «крестного отца» европейской литературной сказки.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Перевод (и/или зачитывание) любимых эпизодов сказки «Золушка»

2. Презентация иллюстраций

3. Работа в парах (или коллективная работа).

Составление простого плана сказки

Ориентировочный план

1) Издевательства мачехи над падчерицей.

2) Подготовка к балу.

3) Крестная-волшебница помогает Золушке попасть на бал.

4) Успех Золушки на королевском празднике.

5) Вторая поездка.

6) Потерянный башмачок и поиски прекрасной незнакомки.

7) Примирение с сестрами, свадьба Золушки.

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Ассоциативный выборочный диктант

Напишите в две колонки черты характера, которые, по вашему мнению, присущи Золушке, а какие - мачехе и ее дочерям.

 

Золушка

Мачеха и ее дочери

 

 

 

Доброта, милосердие, злобность, мудрость, трудолюбие, безделье, уязвимость, щедрость, чувствительность к красоте, бессердечие, неблагодарность, безволие, сострадание, скромность, чванливость, жесткость, благородство, образованность, отсутствие вкуса, услужливость, послушание, самодовольство, вежливость, серьеВНОсть, сосредоточенность, спокойствие, грубость, надменность, тщеславие. (Некоторые слова должны остаться не использованными.)

 

2. Слово учителя

- Вы уже назвали основные черты нашей героини Золушки. Теперь попробуем доказать, что они действительно ей присущи.

Чтобы охарактеризовать героя художественного произведения, следует указать, кто он, какого возраста, какую имеет внешность; какие у него способности, что он делает и какие черты характера при этом оказываются; как разговаривает, как относится к другим и как другие герои относятся к нему; что думает о нем автор.

 

План характеристики литературного героя

План характеристики Золушки

1. Кто такой герой, откуда, какого возраста?

2. Портрет героя.

3. Поступки героя, которые раскрывают его внутренний мир.

4. Отношение к герою других персонажей.

5. Черты характера героя.

6. Отношение автора к герою.

7. Оценка героя читателем

1. Кто такая Золушка?

2. Выглядела Золушка в начале сказки и в конце? Что осталось неизменным?

3. Добросовестное выполнение девушкой своих обязанностей, помощь сестрам.

4. Злостиве отношение мачехи и сестер к Золушке; помощь феи.

5. Терпение, всепрощение, хороший вкус и доброта Золушки.

6. Сочувствие автора своей героине.

7. Мое отношение к Золушке

 

3. Устный рассказ о Золушке по плану с приведением примеров и выражением своего отношения к главной героини и других персонажей

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Вспомните, какие волшебные превращения произошли в сказке, и совместите логические пары:

карета мыши

лошади ветоши

лакеи тыква

кучер ящерицы

платье крыса

 

VI. Домашнее задание

Научиться рассказывать по плану о Золушке, подтверждая свой рассказ примерами из текста и собственными суждениями.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

- Определитесь, правильно ли сделала Золушка, что простила своим сестрам и мачехе обиды, которых они ей причиняли. (Определиться можно, подойдя к доске, где написано «да», «нет» или плакатов с такими надписями в разных местах в классе.) Позицию необходимо обосновать (ученики 1-2 с каждой стороны, в зависимости от имеющегося количества времени.)