I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 16
Тема. Ш. Перро. «Золушка». Поэтизация трудолюбия и скромности, вера в победу добра над злом
Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание и ценность произведения, причины популярности сюжета о Золушке; развивать навыки выделения основных эпизодов, составление плана, пересказа сказочных историй; воспитывать трудолюбие и скромность, доброжелательность, умение прощать.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, разные издания сказки, мультфильмы.
Теория литературы: литературная сказка, образы (персонажи, герои) произведения.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Надеюсь, вы получили удовольствие, прочитав дома еще раз сказку Шарля Перро «Золушка». Кажется, такая сказочная история никогда не может надоесть, ведь в ней есть мотивы и проблемы, которые всегда будут актуальны для каждого: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбия как высокой человеческой добродетели; вознаграждение за тяжелый труд и высокие моральные качества. Сегодня мы попытаемся выяснить и проанализировать как вдумчивые читатели секреты литературного успеха Шарля Перро, «крестного отца» европейской литературной сказки.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Перевод (и/или зачитывание) любимых эпизодов сказки «Золушка»
2. Презентация иллюстраций
3. Работа в парах (или коллективная работа).
Составление простого плана сказки
Ориентировочный план
1) Издевательства мачехи над падчерицей.
2) Подготовка к балу.
3) Крестная-волшебница помогает Золушке попасть на бал.
4) Успех Золушки на королевском празднике.
5) Вторая поездка.
6) Потерянный башмачок и поиски прекрасной незнакомки.
7) Примирение с сестрами, свадьба Золушки.
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Ассоциативный выборочный диктант
Напишите в две колонки черты характера, которые, по вашему мнению, присущи Золушке, а какие - мачехе и ее дочерям.
Золушка |
Мачеха и ее дочери |
|
|
Доброта, милосердие, злобность, мудрость, трудолюбие, безделье, уязвимость, щедрость, чувствительность к красоте, бессердечие, неблагодарность, безволие, сострадание, скромность, чванливость, жесткость, благородство, образованность, отсутствие вкуса, услужливость, послушание, самодовольство, вежливость, серьеВНОсть, сосредоточенность, спокойствие, грубость, надменность, тщеславие. (Некоторые слова должны остаться не использованными.)
2. Слово учителя
- Вы уже назвали основные черты нашей героини Золушки. Теперь попробуем доказать, что они действительно ей присущи.
Чтобы охарактеризовать героя художественного произведения, следует указать, кто он, какого возраста, какую имеет внешность; какие у него способности, что он делает и какие черты характера при этом оказываются; как разговаривает, как относится к другим и как другие герои относятся к нему; что думает о нем автор.
План характеристики литературного героя |
План характеристики Золушки |
1. Кто такой герой, откуда, какого возраста?
2. Портрет героя.
3. Поступки героя, которые раскрывают его внутренний мир.
4. Отношение к герою других персонажей.
5. Черты характера героя.
6. Отношение автора к герою.
7. Оценка героя читателем |
1. Кто такая Золушка?
2. Выглядела Золушка в начале сказки и в конце? Что осталось неизменным?
3. Добросовестное выполнение девушкой своих обязанностей, помощь сестрам.
4. Злостиве отношение мачехи и сестер к Золушке; помощь феи.
5. Терпение, всепрощение, хороший вкус и доброта Золушки.
6. Сочувствие автора своей героине.
7. Мое отношение к Золушке |
3. Устный рассказ о Золушке по плану с приведением примеров и выражением своего отношения к главной героини и других персонажей
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Вспомните, какие волшебные превращения произошли в сказке, и совместите логические пары:
карета мыши
лошади ветоши
лакеи тыква
кучер ящерицы
платье крыса
VI. Домашнее задание
Научиться рассказывать по плану о Золушке, подтверждая свой рассказ примерами из текста и собственными суждениями.
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
- Определитесь, правильно ли сделала Золушка, что простила своим сестрам и мачехе обиды, которых они ей причиняли. (Определиться можно, подойдя к доске, где написано «да», «нет» или плакатов с такими надписями в разных местах в классе.) Позицию необходимо обосновать (ученики 1-2 с каждой стороны, в зависимости от имеющегося количества времени.)