ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 17

Тема. Ш. Перро. «Золушка». Идея вознаграждения за человеческие добродетели и страдания

 

Цель: ознакомить учащихся с более поздними интерпретациями сказки Шарля Перро; учить сравнивать и отличать их; развивать навыки анализа сказки, высказывание собственных суждений по поводу прочитанного; воспитывать лучшие человеческие качества на примере положительных героев; любовь к литературе.

Оборудование: портреты писателей, художников, которые интерпретировали в искусстве образ Золушки; иллюстрации к произведению В. Конашевича, Г. Доре, Н. Гольц, Г. Траугота и др.

Теория литературы: интерпретация, версия, художественный образ.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Красота бывает раВНОй. Внешняя привлекательность, конечно же, играет важную роль в жизни человека. Кому не хочется быть красивым, привлекательным и общаться с такими же людьми! А есть еще красота внутренняя, которая характеризует человека добрую, самоотверженную, трудолюбивой, образованной, доброжелательную, вежливую. Надо только уметь ее видеть и ценить хорошо, неравнодушная к чужим проблемам сердце. Подтверждением этого является история Золушки, мастерски описана французским писателем Шарлем Перро. Посудите сами: принца привлекла незнакомка на балу не только своей красотой, великолепным нарядом, а еще и тем, как красиво она танцевала, как приветливо отнеслась к гостям и щедро угощала своих сестер, какой искренней и веселой она была. Недаром говорят в народе: «Встречают по одежкою, а провожают по уму». Итак, сегодняшняя наша беседа - о красоте внешней и внутренней, о том, какой ее изображали художники в разные времена и в разных художественных вариациях на тему Золушки.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Устное сочинение-характеристика Золушки по плану с выражением собственного отношения к героине

2. Проблемные вопросы

1) Почему Золушка имеет лишь прозвище, ее имя, как, например, сестры Жавотт, не называется?

Ожидаемые ответы

- Автор хотел подчеркнуть, что таких девушек было много.

- Чтобы читатели могли представить кого-то на месте Золушки.

- В жизни часто случается, что в неродных детей жестко относятся.

2) Чем сказка «Золушка» Ш. Перро похожа на сказку из сборника братьев Гримм «Госпожа Метелица»?

Ожидаемые ответы

- Тем, что главные героини страдают от несправедливого к ним отношения, но за трудолюбие и искренность получают вознаграждение.

- Тем, что противопоставляются добрые и злые люди (сводные сестры).

- Тем, что добро побеждает зло.

 

image15

 

Худ. Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Золушка»

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Выразительное чтение народной сказки «Золушка» из сборника братьев Гримм (см. приложение)

 

image16

 

Худ. Н. Гольц. Илюстрация в сказки Ш. Перро «Золушка»

 

2. Сравнение народной сказки «Золушка» и одноименной сказки Ш. Перро

Ожидаемые ответы

- Название сказки Ш. Перро длиннее.

- В народной сказке девочка не могла попасть на бал не только потому, что не было соответствующей одежды, а еще и потому, что мачеха дала ей непосильную работу.

- мачеха и сводные сестры в народной сказке жестче, злее и заздрісніші.

В сказке Ш. Перро много разных подробностей, например, о тогдашней моде: накидки, украшенные золотыми цветами; платье из красного бархата, украшения и др.

В сказке Ш. Перро ощутимое отношение автора к своим героям, есть много реальных персонажей - музыки, часовые, гости, король, королева, королевский посланник.

- Действие в народной сказке повторяется трижды, а у Ш. Перро - дважды.

В сказке Ш. Перро конец счастливый для всех персонажей.

 

3. Обсуждение художественных фильмов, мультфильмов о Золушке, которые видели ученики, сравнение их с литературным произведением Ш. Перро

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Прочитайте с помощью «волшебной ниточки» отрывок из стихотворения В. Бычка и определите, как он касается темы нашего урока.

 

 

(Сказка - ложь, да в ней - в скорлупе золотой - зернышко скрытое вкусное.)

В каждой сказке есть «мораль», то «зернышко», которое должны люди «раскусить» и понять, воспринять.

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите фразу.

• Из всех интерпретаций истории Золушки мне понравилась больше всего...

• литература сказка имеет, на мой взгляд, следующие преимущества по сравнению с другими произведениями искусства (например, кино, мультфильмом)...

 

Приложение

 

Братья Гримм

ЗОЛУШКА

У одного богатого мужа тяжело заболела женщина. Она почувствовала, что скоро умрет, позвала свою маленькую дочку к себе и говорит:

- Доченька моя, будь всегда трудолюбивая и добрая, а я и после смерти не брошу тебя в беде.

Тогда закрыла глаза, и ее не стало.

Девочка каждый день ходила на мамину могилу выплакаться, но была трудолюбивая и добрая. Когда наступила зима, снег покрыл белой пеленой могилу, а как солнце весной вновь стянула ту белую завесу, муж взял себе другую женщину.

И женщина привела к нему в дом двух своих дочок. лица у них были белые и красивые, а сердца черные и жестокие. И тогда для их несчастной сводной сестры наступили тяжелые времена.

- Чего эта дура сидит с нами в комнате? - сказали мачушині дочери. - Как есть хлеб, то надо его и заработать. Ану айда к кухне!

Они отобрали у девушки ее нарядные платьица, надели на нее старое серое рубище и дали на ноги дерев'янки.

- Ха-ха-ха, гляньте, как вырядилась гордая принцесса! - захохотали они и повели девочку к кухне.

Отныне ей пришлось с утра до ночи вкалывать; вставать до восхода солнца, носить воду, разжигать в печи, варить еду и мыть посуду. А сводные сестры еще и придумывали, чем бы ей досадить,- смеялись над ней, пепел высыпали в горох и чечевицу, а тогда загадывали девочке, чтобы она снова выбирала их оттуда по крупицам. Наработается она за день, натомиться, а кровати не имеет, приходится ей там же возле печи и ложиться в пепел. Поэтому она всегда была в саже, всегда в золе, и прозвали ее Золушкой.

Однажды отец собрался на ярмарку и спрашивает своих падчериц, что им привезти в подарок.

- Красивые платья,- говорит одна.

- Жемчуг и самоцветы,- говорит вторая.

- А тебе что привезти, Попелюшко? - спрашивает отец.

- Сломайте для меня первую ветку, что собьет вас с головы шляпу, как вы будете возвращаться с ярмарки.

Отец накупил падчерицам красивых платьев, жемчуга и самоцветов, а когда ехал верхом под лесом, то зацепился головой об ліщинову ветку, и она сбила с него шляпу. Он сломал ту ветку и взял с собой.

Приехал отец домой, одарил падчериц тем, что они просили, а Золушке отдал ліщинову ветку. Она поблагодарила отцу, пошла на мамину могилу, вткнула там ветку в землю и так заплакала, слезы щедро полили саженец. Он пустил корни, и вырос из него очень красивый куст.

Золушка ходила туда трижды на день, плакала на могиле, и каждый раз до куста прилетала беленькая птичка. И когда девочке что-то надо было, птичка бросала ей с ветки то, что она хотела.

И вот однажды король объявил, что устраивает в своем замке большой пир, который будет продолжаться целых три дня, а на тот пир пригласит всех красивых девушек из королевства, чтобы его сын выбрал себе среди них невесту. Услышали сводные сестры, их также приглашают на пир, и очень обрадовались. Позвали они Золушку и говорят:

- Расчеши нам косы, почисть нам ботинки, підпережи нас поясами, потому что мы идем к королевскому замку на пир.

Золушка сделала все, что ей приказали, а сама заплакала, потому что и ей хотелось потанцевать. И стала она просить мачеху, чтобы та позволила ей пойти с ними.

- Как? - возмутилась мачеха. - Ты вся в саже и пепле, а хочешь на банкет? У тебя нет ни красивого платья, ни туфель, а ты хочешь танцевать?

А девушка все просит - возьмите да возьмите. Тогда мачеха набрала миску чечевицы, высыпала в пепел и говорит:

- Вот смотри: если визбираєш всю чечевицу за два часа, то пойдешь с нами.

Девушка вышла задними дверями в сад и крикнула:

- Голубки беленькие, горлицы седенький, все птички на свете!

Будьте мои помощницы,

соберите чечевицу!

В миску ядерненьку,

в воло вутленьку.

И сразу к окну подлетели две белые голубки, за ними горлица, и, наконец, все птички, что были поблизости, залопотали, затрепетала крыльями и сели возле пепла в кухне. Голубки покрутили головками и - клюв, клюв, клюв, клюв, а остальные птичек за ними - клюв, клюв, клюв, клюв, и каждую ядерную зерно бросают в миску.

Не прошло и полчаса, как они все визбирали и разлетелись.

Девушка, совет-радісінька, взяла чечевицу и понесла показать мачехе. «Теперь,- думает,- пойду со всеми на пир».

Но мачеха сказала:

- Нет, Попелюшко, у тебя нет красивого платья, и ты не умеешь танцевать. Все только посмеются с тебя.

Девушка горько заплакала. Увидела мачеха, что она плачет, и говорит:

- Ну хорошо, если ты за час визбираєш из золы две полных миски чечевицы, то пойдешь с нами.

А сама думает: «Две миски она уже ни за что не успеет собрать».

Мачеха высыпала две полных миски чечевицы в золу, а девушка вышла задними дверями в сад и крикнула:

- Голубки беленькие, горлицы седенький, все птички на свете!

Будьте мои помощницы,

соберите чечевицу!

В миску ядерненьку,

в воло вутленьку.

И сразу к окну подлетели две белые голубки, за ними горлица, и наконец все птички, что были поблизости, залопотали, затрепетала крыльями и сели возле пепла в кухне. Голубки покрутили головками и - клюв, клюв, клюв, клюв, а остальные птичек за ними - клюв, клюв, клюв, клюв, и каждую ядерную зерно бросают в миску.

Не прошло и полчаса, как они все визбирали и разлетелись.

Девушка, совет-радісінька, взяла чечевицу и понесла показать мачехе. «Теперь,- думает,- пойду со всеми на пир».

Но мачеха сказала:

- Все равно ты с нами не пойдешь, потому что не имеешь красивого платья и не умеешь танцевать. Нам только стыдно будет за тебя.

Она повернулась к падчерице спиной и направилась со своими напыщенными дочерьми к замку.

Когда Золушка осталась одна, она пошла на мамину могилу, к орешниковая куста, и попросила:

- Ліщинонько, ветвями своим потряси,

Золота и серебра мне принеси.

И птичка, что сидела на кусте, бросила ей платье из золотых и серебряных нитей и туфельки, расшитые шелком и серебром.

Девушка быстренько оделась и пошла на пир. Но сводные сестры и мачеха не узнали ее, думали, что это какая-то незнакомая принцесса, такая она была красивая в своем сверкающем платье. О Золушке они вообще не думали, считали, что она сидит дома грязная и что-то делает возле печи.

Навстречу Золушке вышел королевич, подал ей руку, и она пошла с ним танцевать. Он ни с кем не хотел больше танцевать и не отпускал ее руки. А когда кто-то другой подходил просить ее к танцу, говорил:

- С ней танцую я.

Так девушка танцевала до самого вечера, а когда смерклось, собралась идти домой.

Королевич захотел увидеть, чья это такая красивая девушка.

- Я тебя проведу,- сказал он.

И Золушка убежала от него, забежала к себе во двор и вскочила до голубятни.

Тогда королевич подождал, пока вернулся ее отец, и сказал, что до голубятни вскочила чужая девушка.

«Может, это Золушка?» - подумал старик.

Пришлось ему взять топор и кайло и разбить голубятня. Но внутри не было никого. А когда они зашли в дом, Золушка лежала судьбы в своем гряВНОм рубище, а на камине тускло мерцал ночник. Потому что она тайком выбралась из голубятни, побежала к орешниковая куста, сбросила там свое волшебное платье, оставила на могиле, и птичка забрала ее. А Золушка в своем сером рубище вернулась к кухне и легла возле печи.

Второго дня, когда вновь начался пир, и отец с мачехой и сводными сестрами направились к замку, Золушка пошла к орешниковая куста и попросила:

- Ліщинонько, ветвями своим потряси,

Золота и серебра мне принеси.

И птичка бросила ей еще лучшее платье, чем накануне. И когда девушка пришла в ней на пир, все не могли отвести глаз от нее, такая она была красивая. Королевич уже ждал девушку. Он сразу взял ее за руку и танцевал только с ней. А когда другие подходили просить ее к танцу, говорил:

- С ней танцую я.

Вечером, когда девушка собралась идти домой, королевич пошел за ней следом, чтобы увидеть, где она живет. И она сбежала от него в сад за домом. Там росла высокая ветвистая груша, на которой было полно вкусных спелых груш. Девушка ловко, как белка, взобралась на грушу и спряталась в ветвях. Королевич не увидел, где она делась.

Он подождал, пока вернулся ее отец, и говорит ему:

- Та девушка, которая танцевала со мной, убежала от меня, и мне кажется, что она спряталась на вашей груши.

«Может, это Золушка?» - подумал отец.

Он загадал, чтобы ему принесли топор, и срубил грушу, но на ней никого не было.

А когда они зашли в кухню, Золушка, как всегда, спала возле печки, потому что она соскочила с груши с другой стороны, отнесла на птичке лещиновой кусты роскошное платье и вновь оделась в свое серое рубище.

Третьего дня, когда отец с мачехой и сводными сестрами направились к замку, Золушка вновь пошла на мамину могилу и попросила в орешниковая куста:

- Ліщинонько, ветвями своим потряси,

Золота и серебра мне принеси.

И птичка бросила ей платье, да еще какую! Такой красивой, блестящей платья еще ни у кого не было. А тогда бросила башмачки из чистого золота. Когда девушка пришла на пир в том платье и в тех туфельках, гости онемели от изумления. Королевич танцевал только с ней, а как кто-то просил ее к танцу, говорил:

- С ней танцую я.

Вечером Золушка собралась идти домой, и королевич сказал, что хочет провести ее. Но она так быстро побежала, что он не успевал за ней. Однако он прибег к хитрости - велел посмолити лестницы, и, когда Золушка убегала, левый башмачок прилип к ступеням. Королевич взял его в руки - а башмачок маленький, красиво сделан и весь из настоящего золота.

Второго утра королевич пошел с туфелькой к ее отцу и говорит:

- Моей женой станет только та девушка, на которую придется этот золотой башмачок.

Сводные сестры обрадовались, потому что в них были красивые ноги.

Старшая взяла туфлю и пошла в свою комнату, чтобы примерить его. Мать и себе отправилась за ней - очень ей хотелось, чтобы дочь надела башмачок. Пробовала и пробовала, совала ногу, пихала, а башмачок маловат, большой палец никак не влезает.

Мать подала ей нож и говорит:

- Отрежь пальца. Как станешь королевой, тебе уже не надо будет ходить пешком.

Девушка отрезала пальца, впхала ногу в башмачок, стиснула зубы от боли и вышла к королевича. Он посадил ее на коня и повез в замок как свою невесту. Дорога шла мимо могилу Попелюшчиної матери. едут они мимо лещиновый куст, а на нем сидят две голубки и воркуют:

В башмачок ноги не впихнуть,

пришлось пальца выкинуть.

С ноги теперь кровь течет,

настоящая невеста дома сидит.

Королевич посмотрел на ногу девушки, а с ней действительно кровь идет. Он повернул коня, привез девушку обратно и говорит:

- Это не настоящая невеста, пусть вторая сестра поміряє башмачок.

Пошла вторая сестра до своей комнаты, легко впхала передок ноги в туфельку, а пятка не влезает. Тогда мать дала ей нож и говорит:

- Надрежь пятую. Как станешь королевой, тебе уже не надо будет ходить пешком.

Девушка надрезала пятую, впхала ногу в башмачок, стиснула зубы от боли и вышла к королевича.

Он посадил ее на коня и повез к замку как наречену. едут они мимо лещиновый куст, а на нем сидят две голубки и воркуют:

В башмачок ноги не впихнуть,

пятую пришлось выкинуть.

С ноги теперь кровь течет,

настоящая невеста дома сидит.

Королевич посмотрел на ногу девушки, а из туфельки действительно кровь течет, и белая чулок вон покраснела. Тогда он повернул коня и отвез девушку обратно.

- Это не настоящая невеста,- сказал он. - А у вас больше нет дочерей?

- Нет,- ответил мужчина. - Есть только дочь от моей первой жены, маленькая, неуклюжая Золушка. Она не может быть вашей невестой.

- А вы позовите ее, пусть она примеряет туфельку,- сказал королевич.

- Нельзя,- возразила мачеха,- она такая грязная, что на нее страшно взглянуть.

- Все равно я хочу увидеть ее,- стоял на своем королевич. Пришлось позвать Золушку.

Она сначала помыла руки, сама умылась, тогда пришла и поклонилась королю. Он подал ей золотую туфельку. Золушка села на скамью, стянула с ноги тяжелую деревяшку, надела башмачок, а он как раз на нее. А когда Золушка выпрямилась и королевич взглянул ей в лицо, то сразу узнал в ней ту девушку, с которой танцевал. Он воскликнул:

- Вот моя настоящая невеста!

Мачеха и ее две дочери испугались и аж побелели от злости. А королевич взял Золушку на коня и поехал с ней к замку. Когда они поминали лещиновый куш, две белые голубки, что сидели на нем, затуркотіли:

Крови в туфельке уже нет, настоящая невеста, что едет к замку, как будто играя, его обувает.

Потом голубки подлетели к Золушке и сели ей на плечи, одна на правое, а вторая на левое, и поехали вместе с ней.