ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 15

Тема. Ш. Перро. Сказка «Золушка». Сюжет

 

Цель: ознакомить с содержанием произведения; помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание сказки; развивать навыки выразительного чтения, пересказа основных эпизодов сказочной истории; воспитывать на примере характера главной героини лучшие человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, сборник его сказок, иллюстрации к произведению.

Теория литературы: литературная сказка, герои произведения (образы, персонажи).

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- С давних времен и до сегодня люди мечтали и мечтают о справедливости, о том, чтобы добро всегда вознаграждалось, а те, у кого благородное сердце, золотые руки и светлая, незлостива душа, получали в жизни счастья. Эти мечты отображались в сказках, и одна из них - сказка французского писателя «Золушка». Наверное, вы знаете ее с детства, видели художественные фильмы и мультфильмы. На уроке мы подробно познакомимся не только с сюжетом сказки, но и с ее художественными особенностями как литературного произведения.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Эвристическая беседа

• Что такое литературная сказка?

• Каких писателей-сказочников вы знаете? Назовите их произведения.

• Какие еще, кроме литературных, есть сказки? Приведите примеры.

 

2. Установление общего и отличного в литературных и народных сказках (можно провести как «Мозговой штурм»)

 

Литературная сказка

Народная сказка

Совместное

Фантастические события, поучения (явное или скрытое), герои

Отличное

• Автор - писатель;

• указано время и место событий (как правило);

• подаются портреты героев, дается авторская оценка их действиям и поступкам;

• имеющиеся бытовые подробности, вещи нового времени, связанные с научно-техническим прогрессом;

• зачин и концовка могут быть видоизменены

• Автор - народ;

• не указано время и место событий или представлены в обобщенном виде;

• нет подробного описания переживаний героев, их внешности;

• есть постоянные зачин и концовка, трехкратное повторение

 

3. Литературная игра «Кто быстрее и полнее напишет список сказок Ш. Перро, которые вошли в его сборник “Сказки матушки моей Гусыни”»

 

1

«Золушка»

2

«Красная Шапочка»

3

«Кот в сапогах»

4

«Спящая красавица»

5

«Мальчик-с-Пальчик» («Мальчик, как Мизинчик»)

6

«Синяя борода»

7

«Фея»

8

«Ослиная шкура»

9

«Рике с хохолком»

10

«Причудливые желания»

11

«Гризельда»

 

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя с элементами беседы

- Шарль Перро писал: «Сказки совсем не мелочь. Главное в них - мораль. их цель - показать, какие преимущества имеют честность, терпение, послушание и какие беды преследуют тех, кто попирает эти качества». (их толкование: «Все рассказы проникнуты стремлением показать те блага, которые получают только честные, терпеливые, умные, трудолюбивые, послушные, и тот вред, который наносит человеку отсутствие этих качеств».)

История сказки «Золушка», написанной более чем 300 лет назад, чрезвычайно интересна. Например, братья Гримм еще в детстве услышали ее от своей французской гувернантки (няни) и решили, что эта сказка - народная. Так она попала в их сборники фольклорных сказок. На основе сюжета «Золушки» позже появилось много других художественных произведений. Вот основные из них:

 

1697

Сказка Ш. Перро (Франция)

1814

Сказка братьев Гримм (Германия)

1817

Опера Дж. Россини (Италия)

1944

Балет С. Прокофьева (СССР)

1947

Художественный фильм «Золушка» по пьесе Е. Шварца (СССР)

1950 с обновлением версий каждые 7-8 лет

Мультфильм-сказка «Золушка» Уолта Диснея (США)

1973

Художественный фильм «Три орешка для Золушки» (Чехословакия и ГДР)

 

По мотивам этой сказки снято в разных странах много художественных фильмов, поэтому историю Золушки можно с полным правом назвать одним из популярнейших «бродячих сюжетов».

• Вспомните историю, как соболевий башмачок превратился в хрустальный.

• А теперь обратимся к имени героини - Золушка. Как вы его понимаете?

• Заглянем в Словарь украинского языка, например, Бориса Гринченко.

Пепел - продукт сгорания дерева, угля и других горючих материалов (рус. зола).

Попельня, пепелище - место, куда выбрасывают пепел или куда он ссыпается.

Попелюх - сказочный герой, который в молодости сидел на пепле, а затем совершил несколько подвигов и стал царем.

 

2. Выразительное чтение сказки Ш. Перро подготовленными учениками, всеми учащимися «цепочкой» или учителем

 

3. Обмен впечатлениями о прочитанном

 

4. Словарная работа

Вдовец - мужчина, у которого умерла жена;

вдова - женщина, у которой умер человек;

чванливая - которая презирает, презрительно относится к другим, строит из себя личность, поважнішу других;

мачеха - неродная мать;

нрав - характер;

падчерица - неродная дочь;

солом'яник - матрас, набитый соломой;

покои - комнаты;

повиновался - подчинялся;

злой - злой;

камин - открытая печь для обогрева помещения;

лохмотья - потертый, иВНОшенный одежду;

пышные одежды - хорошее, дорогое одеяние, одежда;

гожий - красивый;

платье - платье;

бархат - мягкая дорогая ткань с гладким лоснящимся ворсом;

украшения - украшения;

гаптовану - вышитую;

карета - крытая повозка, в которую запрягали лошадей;

крыльцо - входные ступени (рус. крыльцо);

не имея понятия - не зная и не подозревая;

кучер - тот, кто управляет каретой, погоняет лошадей;

крыса - грызун (рус. крыса);

пестрые ливреи - раВНОцветный одежда у слуг;

товар - ткань, товар;

обыденная - ежедневная;

эва - возглас удивление, иногда возмущение;

фанфары - трубы, музыкальный инструмент;

смеяться - смеяться, насмехаться;

стали на колени - застыли неподвижно.

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Литературная игра «Кто найуважніший?»

(Письменно, за правильный ответ - 1 балл)

1. Как еще звали Золушку? (Черногузки)

2. Как звали одну из сестер Золушки? (Жавотт)

3. Сколько раз Золушка ездила на бал? (Дважды)

4. За кого считали Золушку на балу? (За принцессу)

5. Чем Золушка угощала своих сестер на балу? (Апельсинами и лимонами)

6. Которая из сестер Золушки немного лучше к ней относилась? (Меньше)

7. Где спала Золушка? (На чердаке)

8. Почему Золушка не жаловалась отцу? (Тот поддерживал свою злую жену)

9. Сестры заказали для бала? (Самые модные шляпки)

10. Кто причесывал сестер Золушки, когда они собирались на бал? (Золушка)

11. Почему сестры перед праздником два дня не ели? (Чтобы похудеть)

12. Как отнеслась Золушка сестер, которые ее обижали, когда стала принцессой? (Простила им недостойное поведение)

(Работа в парах - взаємоперевірка под руководством учителя.)

 

VI. Домашнее задание

Научиться выразительно читать и пересказывать сказку Ш. Перро, выделять основные эпизоды; сделать иллюстрации.

 

VII. Итоги урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Продолжите предложения.

• В сказочной истории Золушки больше всего меня тронуло то...