ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 15

Тема. Возвеличивание человеческого разума, изобретательности и любознательности в образе Одиссея

 

Цель: учить находить в тексте примеры изобретательности, любознательности, ума главного героя; характеризовать литературный персонаж; ориентироваться в событиях поэмы Гомера; ознакомить с понятиями гекзаметр, эпическая поэма; развивать навыки работы с текстом, связную речь; воспитывать стремление быть изобретательным, любознательным, умеренным.

Оборудование: кроссворд, схемы, текст стихотворения Е. Межелайтиса «У каждого из нас своя Итака».

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

1. Кроссворд

 

 

По горизонтали:

1) Сильнейший воин ахейцев в Троянской войне. (Ахилл)

2) Верная и любящая жена Одиссея. (Пенелопа)

3) Воин возвращался домой 10 лет. (Одиссей)

4) Богиня моря, мать Ахилла. (Фетида)

5) Фантастические существа, заманивали путешественников своим пением. (Сирены)

6) Мастер, который выковал Ахиллу щита. (Гефест)

7) Имя циклопа. (Полифем)

8) Так назвал себя Одиссей циклопу. (Никто)

По вертикали:

9) Дикое племя великанов-людоедов, которые разбили 11 кораблей Одиссея и сожрали его спутников. (Лестригоны)

 

2. Проверка домашнего задания

Краткий пересказ отрывков «Лестригоны» и «Одиссей в Кіркеї».

 

II. Мотивация учебной деятельности

- Вспомните, какие черты больше всего ценились древними греками?

 

 

- Сегодня мы выясним, соответствует ли этому идеалу образ главного героя поэмы «Одиссея».

 

III. Обобщение и систематизация знаний

Составление устной характеристики героя

• Что вы знаете о происхождении и социальном положении Одиссея? (Одиссей - сын Лаэрта, царь Итаки. Имеет жену Пенелопу и сына Телемаха. Он опытный воин, «городоборець», один из ахейских вождей в Троянской войне. После войны он 10 лет скитается по миру, стремясь вернуться домой.)

• Как можно оценить внешность и физическое состояние героя? (Выглядит как обычный человек, физически сильный, выносливый)

• Какие черты характера присущи Одиссею? (Гомер отношении своего героя чаще всего использует эпитет хитроумный, что метко характеризует Одиссея. Он умный, сообразительный и... хитрый. Эти черты проявились и в эпизоде с троянским конем, и во время пребывания в циклопа, у Цирцеи (Кіркеї). Благодаря своему уму, наблюдательности герой спасает себя и своих друзей - проявляет ответственность за их судьбу.

Одиссей решительный, вспыльчивый, но может правильно оценить обстановку и сдержать себя. Он способен признавать свои ошибки.

Одиссей - любящий муж и отец.

Но он - не идеальный человек. Часто герой бывает тщеславным, коварным врагам, насмешливым, неблагоразумным и не всегда прислушивается к советам своих спутников.)

• Как относятся к герою другие персонажи? (Одиссей пользуется заслуженным уважением благодаря патриотизму, смелости и ума. Он - вожак, и спутники возлагают большие надежды относительно победы и спасения именно на него.)

Выводы

• Швейцарский ученый Андре Боннар считает, что «...Одиссей, хотя и верит в своих богов, но знает, что они могут быть такими же коварными, как и милостивыми, следовательно возлагается, в первую очередь, на самого себя... Одиссей - кузнец своего счастья, у него ум искусного мастера, рабочего».

• В справочнике по античной литературе мы прочитаем: «Одиссей - образ человека того периода в истории Древней Греции, когда греки воевали, открывали новые земли, колонизировали их. При таких условиях, бесспорно, человек должен не только мастерски владеть оружием, но и быть осмотрительным и расчетливым. Одиссей воплощает также идею извечного сумму за Родиной, что преподносит гомеровский эпос на уровень высокого гуманизма».

• Соответствует Одиссей идеалу древних греков? (Одиссей мужественный и рассудительный, очень умный, но не всегда осмотрителен, справедливый, иногда тщеславный. В целом образ Одиссея соответствует идеалу древних греков, хотя он имеет не только положительные черты.)

 

IV. Усвоение литературоведческих терминов

1. Теория и практика: гекзаметр

- Вы уже заметили, что читать поэмы Гомера не просто: они написаны особым віршовим размером, который в наше время используется не часто.

Название этого размера - гекзаметр. В чем же его особенности? Гекзаметр - это шестистопний дактиль.

Дактиль - это трискладова стопа с ударением на 1-м составе. (; где склад)

Попробуем это проверить на строках из поэмы «Илиада». Запишем знаменитые первые строки и поставим ударение в словах:

Гнев оспівай, о богиня, Ахилла, сына Пелея

Пагубный гнев, что бедствия ахеям много натворил.

Посчитаем, через сколько слогов повторяется упор (через 2 составы), и выделим стопы (они являются не идентичными относительно слов).

(Посередине строк отмечена цезура - пауза.)

Осталось посчитать количество стоп в строке: 6.

Таким образом, мы убедились, что поэма «Илиада» написана шестистопним дактилем, то есть гекзаметром.

 

2. Жанр «Илиады» и «Одиссеи»

Эпическая поэма - повествовательная поэзия, рожденная в древности как форма изображения героических поступков определенного персонажа, важных событий в жизни народа.

Поэтический эпитет - в фольклоре устойчивое обраВНОе поэтическое определение предмета или явления (ясные зори, сырая земля; быстроногий Ахилл, шоломосяйний Гектор).

 

V. Дополнительное задание

1. Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из рассказа

К. Паустовского «Умолкнувший звук»

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи.

Старца великого тень чую смущенной душой.

Я начал вслух повторят тот же пушкинский гекзаметр, что читала девочка, шумели равномерные волны - с моря катилась мертвая зыбь,- и первая строка стихов неожиданно слилась с размером волн.

Пока я говорил: “Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи”, волна успела набежать на берег, остановиться и отхлынуть. И вторая пушкинская строка: “Старца великого тень чую смущенной душой”,- с такой же легкостью вошла в размер второй волны.

По законам гекзаметра в средине сроки надо было делать небольшую паузу - “цезуру” - и только после этого проиВНОсить конец сроки.

Я снова повторил первую строку. Пока я говорил: “Слышу умолкнувший звук”, волна набежала на берег. После этих слов я остановился, выдержал цезуру, и волна тоже остановилась, докатившись до небольшого вала из гравия. Когда же я говорил конец строки: “божественной эллинской лиры”, то мой голос смещался с шорохом уходящей волны, не опередив его и не отстав ни на мгновенье.

Я сел на песке, пораженный тем, что мне сейчас открылось в шуме волн. Надо было проверить эту удивительную, как мне показалось, случайность на более сложном гекзаметре.

Я вспомнил стихи Мэя о златокудром Фебе и прочел ых, дождавшись начала волн:

Феб утомленный закинул (пауза-цезура)

Свой щит златокованный за море...

Одна волна ушла, и тут же подошла вторая:

И разлилась на мраморе (пауза-цезура)

Вешним румянцем заря...

Снова гекзаметр повторил высота волн.

Я еще ничего не понимал. Было ясно одно: протяженность звучащей волны совпадала с протяженностью сроки гекзаметра. Я угадывал в этом какую-то тайну, хотя и уверял себя, что это не больше, чем совпадение ритма волн и стихов.

... Гомер создал гекзаметр.

И вдруг мне стало ясно, что слепой Гомер, сидя у моря, слагал стихи, подчиняя их размеренному шуму прибоя. Самым веским доказательством, что это было так, служила цезура посреди сроки. По существу она была не нужна. Гомер ввел ее, точно следуя то остановке, которую волна делает на половине своего наката.

Гомер взял гекзаметр у моря. Он воспел осадка Немногим и поход Одиссея торжественным напевом невидимого эму морского пространства.

Голос моря вошел в поэзию плавными подъемами и падениями,- голос того моря, что гнало, шумя и сверкая, веселые волны к ногам слепого рапсода.

(Паустовский К. П. Умолкнувший звук // К. П. Паустовский. Избранное.- М., 1962.- С. 194; 197.)

 

2. Выразительное чтение учителем или учеником отрывка из «Книги о книге» С. Львова

Интересно узнать, как гомеровский эпос читал известный исследователь античной литературы российский профессор Сергей Иванович Радциг. Обратимся к воспоминаниям одного из его студентов: «Лекция приближалась к завершению. Из рук в руки плывет записка. Сергей Иванович разворачивает ее и читает вслух: «Если можно, прочитайте, пожалуйста, начало “Илиады” по-гречески».

Сергей Иванович занимается горячим румянцем и говорит:

- Друзья мои, если вы действительно хотите услышать, как звучала «Илиада», когда она была составлена, вспомните, что в Древней Греции стихи не декламировали, а пели. И, простите мне, я буду петь.

За окнами аудитории шумел ветер московской осени, в Сокольнической роще, которая подступала к нашему институту, облетали клены и березы, а седой маленький старичок, стоя перед доской, на которой только что писал имена героев Гомера, раскачиваясь, пел по-древнегречески начальные строфы «Илиады». Пел слабым высоким голосом. Пел, не боясь показаться смешным. Он был уверен, что тысячелетия назад «Илиаду» выполняли именно так. И это было совсем не смешно, это было прекрасно!

Потом он остановился и смущенно сказал:

- Вот примерно так...

И тогда к нему поплыла по аудитории другая записка. Он снова развернул ее и еле слышно прочитал:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущенной душой.

Так пушкинским дистихом в честь Гнедича - переводчика «Илиады» - кто-то из нас выражал благодарность профессору.

 

VI. Итоги урока

- А в заключение хочу прочитать вам стихотворение украинского поэта Николая Негоды «Гомер».

ГОМЕР

Безжалостное время все сводит на нет,

И что вы, люди, знаете обо мне?

Разве только то, что я, слепой певец,

Узнал, как Бог, вдохновенное озарение.

 

Где родился я - никто не знает,

Семь древних городов на то претендовали.

И поднялась стена забвения,

И залегли века, языков завалы.

 

Моих рек размыты берега,

Похоронены давно руины Трои.

Но жили и живут, словно боги,

Ахилл и Одиссей - мои герои.

 

Мой эпос, как божественный чертог,

Вознесся над прошлыми веками,

И я живу с античными богами,

Уже и сам полулегенда, полубог.

 

VII. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от поэзии Е. Межелайтіса «У каждого из нас своя Итака»; подготовиться к тематической аттестации: изучить термины по теории литературы.

...У каждого ведь есть своя Итака...

Мы чувствуем слезами отчий дом,

Локтями - стены, пол - ногой.

Итак, я

О том, что этот уголок - один.

Мы зяблику в кормушку кинем крошки.

И все привычно: хлеб возле руки.

Котел находят без оплошки ложки.

Вот камня - по воде знакомые круги.

...У каждого из нас своя Итака.

Путь к дому - рябь в глазах и свист в ушах.

Летим! Хорошая дорога к нам, и да эй

Отрадно метить эхом каждый шаг.

...И будет нам наградою тепло

Залива, рощи, яблока и злака,

И главное тепло, чтоб потекло

Из глаз...

У всех у нас - своя Итака.

(Едуардас Межелайтис)