УРОК N° 16
Тема. Гуронець и Гордон в Бастилии. Трагизм судьбы мадемуазель де Сент-Ив и гуронця. Понятие о философскую повесть.
Цель: объяснить сущность полемики Простака и Гордона в Бастилии; раскрыть трагизм судьбы мадемуазель де Сент-Ив и Простака; закрепить знания учащихся о философскую повесть; развивать читательскую и творческую активность учащихся.
Оборудование: карточки для проведения стратегии «Сохрани последнее слово за мной».
Тип урока: комбинированный.
Несчастье иногда идет хорошо.
Девиз Гордона
В несчастье нет ничего хорошего!
Новый девиз Гордона
ХОД УРОКА
И. Актуализация знаний
1. «Сохрани последнее слово за мной»
(См. методический комментарий, изложенный в домашнем задании,- урок № 15.)
Вопрос
• В чем проявляется «природный ум» Простака?
• Как и с какой целью использует Вольтер прием « " учуднение " » в повести «Простак»?
• Какие недостатки современной ему цивилизации критикует Вольтер в своем произведении?
• Как проявляется комическое в повести?
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Как вы знаете, повесть Вольтера «Простак» закончилась печально. Однако Гордон, который до самой смерти дружил с Простаком, утверждал; «Несчастье иногда идет на хорошо». А сколько честных людей на свете могут сказать: «В несчастье нет ничего хорошего!» Для того чтобы объяснить обе точки зрения, мы сегодня вспомним трагическую судьбу мадемуазель де Сент-Ив и гуронця, а также попробуем понять сущность полемики гуронця и Гордона в Бастилии. (Ученики записывают тему и эпиграфа в тетради.)
III. Работа над темой урока
1. Работа в группах
(Ученики объединяются в 5 групп. На работу отводится 10-15 мин., после чего группы презентуют результаты работы. Во время подготовки учащимся оказывает помощь учитель, который может влиять на ход их мыслей.)
Задания для работы в группах
1 группа. Как вы думаете, случайно Вольтер «посадил» Простака в камеру именно с янсеністом Гордоном? Какую цель преследовал автор? В чем сущность полемики Простака и Гордона?
Ожидаемые результаты
Как мы уже увидели, естественный человек «дает фору» французам в самых различных сферах жизни. Но есть одна сфера, в которой невозможно достичь успехов только благодаря природным способностям. Это - наука. В произведении Вольтера она выполняет роль того лакмусовой бумажки, который показывает преимущества и недостатки цивилизации. Недаром в Бастилии Простак сидел в одной камере с пожилым ученым, янсеністом Гордоном.
Казалось бы, в цивилизованной старика были все интеллектуальные преимущества, ведь он посвятил науке полвека, тогда как молодой напівдикун совсем не имел образования. Уже после нескольких бесед Гордон удивился тому, что «молодой неуч имеет мысли, присущие лишь душам опытным, стал высокого мнения о его ум и еще более проникся к нему». Простак «записал много мыслей, которые ужаснули старого Гордона. "Как,- говорил он сам себе,- пятьдесят лет я потратил на свое обучение и теперь боюсь, что не смогу догнать природный добрый ум этой почти дикой ребенка. Я дрожу, укрепив старательно свои предрассудки: он слушал лишь простой природы".
Но здесь Вольтер снова несколько меняет курс - он показывает преимущества науки, то есть цивилизации, над природой: «Чтение возвышает душу, а просвещенный друг успокаивает ее. Наш узник веселил себя этими двумя благами, о которых раньше и не подозревал. "Меня искушает поверить в перевоплощение, - говорил он,- ибо я сам из животного превратился в человека"». Это опять полемика с Руссо, который абсолютизировал природу и видит в цивилизации лишь негативные черты. Итак, для того чтобы «из животного превратиться в человека», нужно образование. ОбраВНО говоря, для превращения «алмаза» (естественного человека) на «бриллиант» (человека совершенную) нужен «шлифовальный круг» цивилизации.
Но это не значит, что Вольтер не видит недостатков современного ему образования, которая засорившая недавно мозг европейца всевозможными предрассудками. Наверное, оптимальный вариант, предложенный писателем, такой: все плюсы естественного разума помноженные на лучшее, чего достигла наука. Именно поэтому Гурон и прогрессировал так быстро: «Молодой Простак походил на одно из тех могучих деревьев, что, увеличившись на непліднім почве, быстро випростують свои корни и ветви, когда их пересадят на лучшую землю, и очень необычным было то, что именно тюрьма стала за такую землю».
2 группа. Существует мнение, что повесть «Простак» имеет автобиографические ноты. Согласны ли вы с этим? Найдите подтверждение в тексте.
Ожидаемые результаты
Интересная деталь - на благословенной цивилизованной французской земле Простак наибольших успехов достиг именно в тюрьме. Есть над чем поразмыслить... За подлой клеветой иезуитов и лично заинтересованного в заключении героя судьи невиновного, даже заслуженного (по-хисника Франции) Простака, без предъявления обвинений и никаких объяснений, был брошен в Бастилию. А Вольтер хорошо знал, как легко туда попасть (вспомните его биографию). А где же законность, справедливость? «Оба заключенных вполне соглашались друг с другом, что заключено их несправедливо. "Я в сто раз больше вас имею оснований жаловаться,- говорил Простак. - Я родился свободным, как воздух; я имел две жизни: свободу и любовь мою. У меня отобрали их, и вот мы здесь оба в кандалах, не зная даже причины тому, и не можем об этом спросить. Я жил гуронцем двадцать лет: говорят, что это варвары, потому что они мстят врагам своим, но они никогда не притесняют друзей. Едва лишь я ступил ногой на землю Франции, как пролил за нее кровь: я, может, спас целую округу и в награду я исчез в этой могиле для живых, где я умер бы от злости, если бы не вы. То, значит, во всей стране нет законов, и здесь осуждают людей, не выслушав их? В Англии совсем не так. Нет, не против англичан надо было мне драться"». Пожалуй, именно через эти реалии французской жизни той эпохи «Простака», в отличие от других философских повестей Вольтера, относят к просветительского реализма.
В «Простофиле» положение вещей не изображен фатально безвыходным. По Вольтеру, положительный пример рядом, за Ла-Маншем,- в Англии, которую так любит Простак. Этот вопрос заслуживает более детального рассмотрения.
В позитивном изображении Англии чувствуется автобіографізм философской повести «Простак». Именно в Англии чувствовал привязанность Вольтер, с ней были связаны самые лучшие ожидания автора (вспомните о ссылке Вольтера в Англии, которое в конечном резуль-тате оказалось для него «даром судьбы»). «Английский след» ощущается на разных уровнях композиции «Простака». Так, именно из Англии приехал Простак, именно англичанам он дал высокую оценку в разговоре с судьей в начале произведения («англичане, очень любя отважность и быв такие же порядочные люди, как и мы...»). Позитивное отношение к англичанам он проявляет на протяжении всей повести: когда гуронець исчез во время крестин, присутствуют «забеспокоились, не вернулся ли он к Англии. Вспоминали, что слышали от него, будто он очень любит эту страну» или «Простак ответил, что в Англии людям позволяют жить, как им хочется» и т.д. Сам собой напрашивается вывод: Вольтер не так хвалит Англию, как упрекает Францию. Видимо, не в последнюю очередь из-за того, что в Англии на то время уже была конституционная монархия, а во Франции - все еще неограниченный абсолютизм.
3 группа. В чем заключается трагизм судьбы мадемуазель Сент-Ив? Есть трагическая судьба Простака?
Ожидаемые результаты
Пребывания Простака в Париже начинается с тюрьмы. И не вылезть бы ему оттуда никогда, если бы не... Впрочем, предварительно надо еще раз отметить художественное мастерство автора. В повести есть «зеркальная», перекрестная ситуация: гуронець едет в Париж прежде всего для того, чтобы вызволить из монастыря красавицу Сент-Ив, а в результате она освобождает его. Чтобы вызволить любимого, Сент-Ив была вынуждена предать его. Итак, для того чтобы в отношении одного человека осуществился акт справедливости (чтобы Простака уволили), надо, чтобы в отношении другого человека осуществился акт несправедливости (панна Сент-Ив вынуждена отдаться вельможи Сен-Пуанжу). Такое положение дел называется беззаконием.
В Париже панна де Сент-Ив попросила иезуита устроить ее к «какой-то доброй побожниці, которая уберегла бы ее от искушения». Какая едкая ирония Вольтера! «Побожниця», женщина, не менее снисходительна, чем иезуит, высказывалась еще яснее. «Ну,- говорила она,- редко дела обстоят иначе в этом дворе, таком ґречному, таком га-лантному, таком вславленому: самые маленькие и самые обычные должности дают часто только за такую цену, которую требуют от вас. Слушайте, вы вызвали во мне доверие и приязнь: признаюсь вам, что когда бы я была такая упрямая, как вы, мой муж не занимал бы той небольшой должности, с которой живет; он знает это и совсем не сердится. Он видит во мне свою благодетельницу и смотрит на себя, как на мое творение. Или вы думаете, что все те, что стоят во главе округа или даже армии, имеют эти почести и богатства за свои заслуги? Они обязаны за это своим женщинам. Любовью ходатайствуют о военные чины, и по саду достает муж самой красивой. Ваше положение намного лучше: речь идет о том, чтобы вернуть вашего мужа на свет божий и жениться с ним; это святой долг, и вы должны его выполнить. Прекрасных и пышных дам, о которых я вам говорю, никто не пятнает, вам же будут рукоплескать; скажут, что когда вы и простуды-лись, то это только ради чрезмерной добродетели». - «Ах, какой там добродетели? - вскричала прекрасная Сент-Ив. - Что за лабиринт лжи! Что за страна!»
Что касается Простака, он «появился в Париже и в войске под другим именем», и в этом случае исчеВНОвения имени можно трактовать как исчеВНОвение того человека, который его носил. Получив должность, которая давала ему средства для существования, он перестал быть самим собой.
4 группа. Как влияли на судьбы главных героев повести власть и органы правосудия? Как к последним относится Вольтер?
Ожидали ни результаты
Беспредел иногда творится в любой стране и в любую эпоху. Собственно, для того и существуют органы правосудия - не было бы беззакония, они стали бы не нужны. Вопрос же в том, как относятся к беззаконию власть и общество, является ли оно для конкретного общества нормой или аномалией.
И здесь Вольтер, как говорится, отвел душу. В повести сама власть (король, министры, иезуиты, судья) беззаконие и поступает, а вот отношение к нему общества, то эту аномальность герои повести считают нормой. Они убеждены, что только так и должно быть, более того, они сами этот беспредел поддерживают.
Яснее некуда; если женщины - проститутки (какая разница, по какой цене торговать собой - за деньги или по должности?), если мужчины - сутенеры (они не только «совсем не сердятся» на женщин за эту продажу, но и живут за счет проституток), и если это делается на уровне государственных должностей (в «округах или даже армии»), то в таком случае вся страна - дом разврата, не так ли? Как будто все по - просветительском логично и четко. Лучше просветителя Гете не скажешь: «Несправедливость везде верховодит и беззаконство стало за закон».
Через восприятие человека, которая способна «воспринимать все предметы в неискаженном виде», гуронця за воспитанием, Вольтер раскрывает свое отношение к французского дворянства и духовенства, среди которых царят беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации. Автор подвергает критике политику, религию, брак, науку.
5 группа. Некоторые исследователи считают, что финал повести примирительный, все вроде бы устраивается к лучшему. Проанализируйте финал повести и сформулируйте свое суждение о нем.
Ожидаемые результаты
И действительно, все, кроме бедняги Сент-Ив, неплохо устроились: «Время смягчает все. Господин де Лувуа, наконец, сделал - таки прекрасного офицера с Простака, который появился в Париже и в войске под другим именем; его восхваляли все честные люди, и он был одновременно бесстрашным воином и философом. До последней минуты жизни он уважал память нежной Сент-Ив. Аббат де Сент-Ив и приор получили прибыльные духовные должности. Версальская побожниця сохранила бриллиантовые серьги и получила хороший подарок. Отец Ту-а-Ту получил ящика шоколада, кофе, грудкового сахара, цукатов, вместе с «Размышлениями» преподобного отца Круазе и «Цветами святости», заведенными в сафьяновые переплеты. Добрый Гордон до самой смерти дружил с Простаком; он тоже получил хорошую должность и забыл навсегда соблазнительную благодать...» Но и здесь есть нескрываемый сарказм: такие детальные описания, почти смакование в изображении благосостояния упомянутых героев на фоне смерти юной девушки чем-то напоминают витиеватые описания блюд на чей-то тризне. Они несколько даже непристойные, богохульные: госпожа Сент-Ив умерла, зато Простак стал «прекрасным офицером»; панна Сент-Ив умерла, зато аббат де Сент - Ив и приор получили «каждый прибыльные должности» и т. п. Это скорее издевательство над человеческой низостью, чем примирение с действительностью.
Да и упомянутые в финале «добродетели» Простака более чем сомнительные. «Бесстрашный воин и философ» все эти блага получил от человека, которая обесчестила его невесту. Но если бы Сент-Ив была не «естественным человеком», а цивилизованным лицом, похожим на свою версальскую приятельницу, то чем бы тогда гуронець отличался от мужа той «побожниці», который получил свою должность подобным образом? И спас себя от этой позорной роли не он сам, а панна Сент-Ив путем самопожертвования и ценой собственной жизни.
Повесть называется «Простак», ибо именно так звали ее главного героя. Но в ее финале Вольтер пишет, что гуронець «появился в Париже и в войске под другим именем», и в этом случае исчеВНОвения имени можно трактовать как исчеВНОвение того человека, который его носил. Фатальнішого и более пессимистичного сценария финала в литературном произведении той эпохи нечего и искать. К тому же действительно примирительно-элегический тон Вольтера не только не ослабляет, но и усиливает это впечатление.
И последняя фраза произведения («В несчастье нет ничего хорошего») не противоречит «примирливій развязке», а, наоборот, является философской точкой в упомянутой трагедии. Эта формула противоречит новому девізові старого Гордона: «Несчастье иногда идет на хорошо». Причем старый янсеніст «забыл навсегда соблазнительную благодать».
2. Жанровые особенности повести Вольтера «Простак»
Учитель. Теперь поговорим о »сайрові особенности произведения «Простак». Во всех справочниках написано, что это - философская повесть: в «Простофиле» кроме просто наличия философских идей есть еще одна решающая признак: в ней философские идеи являются главными героями произведения.
Скажем, главным героем «Простака» не гуронець, а идея естественного человека, ее конфликта с «цивилизованным» обществом. Не между Геркулесом де Керкабон и Гордоном идет спор в Бастилии, а между философскими концепциями Вольтера и Руссо и др.
К тому же логика развития событий обусловлена логикой развития философских идей, а не образов людей. Когда еще Пушкин справедливо забросил Вольтеру, то в трагедиях «...не заботясь ни достоверностью характеров, ни законностью средств, заставлял... своих персонажей кстати и некстати выражать правила своей философии». Именно поэтому прав А. Моруа, заметив, что героев повестей Вольтера «можно пытать, жечь, и ни автор, ни читатель не испытывают подлинного волнения. Даже рыдания прекрасному миру-ной Сент-Ив, которая умирает от отчаяния, не вызывают слез сочувствия. Во всех этих повестях Вольтера речь идет о катастрофе,- но с точки зрения «рациональности»,- а их темп до такой степени быстрый, что не успеваешь даже расстроиться».
IV. Рефлексия
1. Опрос
(Ответы формулируются совместно и записываются в тетради.)
• Что свидетельствует о том, что «Простак» Вольтера - философ-ская повесть? (Философские идеи не просто присутствуют в произведении, а является главными героями произведения; логика развития событий обусловлена логикой развития философских идей.)
• К чему привело общение Простака с Гордоном в Бастилии? (Простак превосходит европейца природной сообразительностью, но и сам совершенствуется благодаря беседам с янсеністом и положительному влиянию науки.)
• Почему панна де Сент-Ив погиб? (Госпожа де Сент-Ив была «естественным» человеком, не умела торговать собой и своей честью. В цивилизованном обществе таким людям, очень трудно не потерять своей сущности и выжить.)
2. «Свободное письмо» на тему «В чем "простота" Простака?»
V. Домашнее задание
Подготовить вопросы к повести Вольтера «Простак» для взаємоперевірки; характеризовать образы повести; завершить работу над записями к последней колонки таблицы «ЗХВ», заполнение которой начато на уроке 14.