ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 15

Тема. Конфликт «естественного человека» гуронця и французского общества как центральный в произведении. Антимонархические и антиклерикальные мотивы произведения

Цель: глубже ознакомиться с содержанием и проблематикой повести «Простак»; научить формулировать и выражать личное отношение к проблемам, поднятым в произведении; развивать критическое мышление учащихся.

Оборудование: тексты повести Вольтера «Простак».

Тип урока: углубленный анализ художественного произведения.

Бороться против фарисейства, разоблачать

лицемерие, тиранию, узурпацию, ложь,

предрассудки, суеверие, разрушить храм,

чтобы возвести новый, т.е. заменить ложь

истиной, нападать на жестокость суда,

нападать на кровожерливе духовенство,

взять кнут и выгнать всех торговцев

из святилища, требовать наследства для

лишенных нее, защитить слабых,

бедных, угнетенных, бороться за

преследуемых и угнетенных - вот война

Иисуса Христа. И кто же тот человек, который вела

эту войну? Вольтер!

В. Гюго

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

 

1. Вопрос к классу

Как вы думаете, почему именно высказывание Виктора Гюго избран эпиграфом урока?

 

2. «Нарушена последовательность» (работа в группах)

Простак едет до двора. По дороге он ужинает с гугенотами.

Приор монастыря Святой Горы и панна, сестра его, встретили гуронця.

Прекрасная Сент-Ив опирается нежным предложениям.

Гуронець, прозванный Простаком, узнает о своих родителях.

Простак побеждает англичан.

Сент-Ив страдает за свою добродетель.

Прекрасная Сент-Ив умирает.

Простак приезжает к Версалю.

Гуронець обращается к вере. Простака крещено.

Простак прибегает к своей любимой и безумно розлючується.

Простака заперт в Бастилии с янсеністом.

Простак влюбляется.

Простак развивает свой гений.

Сент-Ив спасает своего возлюбленного и jansenist.

Простак, прекрасная Сент-Ив и их родственники собираются.

 

Методический комментарий

«Нарушена последовательность». Форма работы направлена на проверку знания учащимися художественного текста. Фрагменты текста учитель выписывает на отдельные карточки. Учащиеся должны разложить карточки в том порядке, в котором происходят события в произведении.

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. В повести «Простак» Вольтер последовательно развивает главную идею Просвещения - идею «естественного» человека, доказывая, что такому человеку нет места в обществе, к краю искаженном «законом условным». Важнейшими чертами главного героя повести есть здравый смысл и откровенность. Простак делает поступки, которые противоречат морали французского общества. Представители этого общества считают юношу довольно странным и даже опасным. Чем глубже Простак знакомится с французской действительностью, тем драматичнее становится его конфликт с ней. Постепенно он понимает, что даже Библию, источник мудрости и добра, используют для оправдания лжи, лицемерия, фарисейства, создание религиозных конфликтов. Чистая душа Простака опирается фальши человеческих отношений, однако цивилизованные граждане не замечают ее. Именно о конфликте «естественного» человека - гуронця - и французского общества, антимонархические и антиклерикальные мотивы произведения мы сегодня будем говорить. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Лекция с параллельным заданием

Задача

Составить тезисное план лекции.

Для подтверждения слов учителя находить соответствующие цитаты в тексте повести Вольтера «Простак» (в материале для учителя подаются нужные цитаты).

Методический комментарий

Тезисное план. Поскольку ученикам часто приходится составлять конспекты на основе большого по объему материала, их нужно научить составлять тезисное план услышанного, то есть с помощью отдельных тезисов записывать необходимую информацию. В таком случае не учитывается стилевое и синтаксическое оформление записей.

Тезисное план (так же, как и «шпаргалка для себя») помогает максимально точно воспроизвести услышанную информацию.

Конфликт природы и цивилизации

Уже само название повести Вольтера не только указывает на ее главного героя, но и характеризует его. В начале произведения он так объясняет свое имя: «Меня всегда называли Простаком,- ответил гуронець,- в Англии это имя за мной осталось, потому что я всегда говорю искренне то, что думаю, и делаю, что хочу». (Здесь и далее - перевод Л. Ивченко.)

Следовательно, естественный человек попадает в цивилизованное общество. Это как раз тот случай, когда «естественный человек» является одновременно «человеком из природы», то есть нецивилизованной, по крайней мере не по-европейски цивилизованным, ведь, хотя родителями гуронця были французы, он вырос в дикой Гуронії, то есть абсолютно экзотической для тогдашних европейцев Америке, поэтому не испытал влияния цивилизации.

Выбор главного героя тесно связан с главным конфликтом произведения - конфликт между мировоззрением естественного человека и европейского цивилизованного общества. В свою очередь, главный герой и главный конфликт обусловливают использование Вольтером главного приема - " учуднение", который заключается в том, что давно известные, привычные факты, реалии жизни воспринимаются как впервые увиденные, незнакомые, странные (отсюда - « " учуднение"»). Как известно, лучшими «очуднювачами» есть дети, вот и наш герой ведет себя словно ребенок, иногда вызывая улыбку не только других персонажей произведения («...кое-кто решил, что это королевский шут»), но и читателей. В выборе приема " учуднение " видно незаурядный талант Вольтера, ибо кто, как не приезжий гуронець, может лучше увидеть те пороки цивилизованного общества, до которых сами европейцы уже так привыкли, что и не замечают их? Именно «простак», и только он лучше мог увидеть очень непростые вещи.

Безусловно, в повести воплотилась идеология Просвещения, да и могло ли быть иначе в произведении человека, именем которой и названа эта эпоха - «эпоха Вольтера»? Но есть здесь и чисто вольтерівські взгляды, которых другие просветители не воспринимали.

Прежде всего это касается особенностей решения главного конфликта повести, упомянутого выше, который соответствует глобальной оппозиции Просвещения - конфликта природы и цивилизации. Причем Вольтер четко продумал структуру повести и дал своему герою возможность познакомиться с людьми, которые принадлежат к разным слоям французского общества. Произведение условно можно разделить на следующие эпизоды:

гуронець и провинциалы;

гуронець по дороге в Париж;

гуронець в Париже;

гуронець и Гордон (в Бастилии).

Итак, в начале произведения гуронець вызывает улыбку, то есть персонажем комическим, почти шутом. Но он постоянно оказывается выше цивилизованное окружение. Во время первого знакомства с цивилизованными французами именно дикарь дает им урок этикета: «Чужака посадили между госпожой де Керкабон и госпожой де Сент-Ив. Все восторженно смотрели на него, все говорили с ним и все одновременно расспрашивали его. Гуронця то не волновало; казалось, он руководствовался девизом милорда Болітброка: "Nihil admirare" («Ничему не удивляться»), и, в конце концов, от такого шума терпение ему лопнуло и он сказал довольно спокойно: «Господа, в моей стране говорят по очереди. Как я могу отвечать вам, когда вы не даете мне возможности вас выслушать?» Ум всегда на несколько минут отямлює людей: наступила великая тишина». Итак, гуронець учит цивилизованных французов правил поведения. Такой же урок он дает и относительно языковых проблем. «Аббат Сент-Ив... спросил у него, какая из трех языков больше всего нравится ему: гуронська, английский или французский. "Бесспорно, гуронська",- ответил Простак. "То же возможно?! - воскликнула панна де Керкабон. - Я всегда думала, что французский язык лучшая из всех языков после нижньобретонської". Потом немного поговорили о многообразии языков и согласились, что, когда бы не было приключения с Вавилонской башней, все на земле говорили бы на французском языке». Как видим, дикарь, уважая свой родной язык, никому ее не навязывает, то есть ведет себя цивилизованно, а французские провинциалы ведут себя словно дикари.

Казалось бы, Вольтер совершенно не отходит от общеевропейской просветительской традиции: оппозиция «природа - цивилизация» решается явно в пользу первого компонента. Но именно здесь начинается полемика с Руссо, который абсолютизировал природу и недооценивал цивилизацию. Вольтер едко иронизирует над любимым Руссо понятием «естественного права».

Простак и очаровательная панна Сент-Ив полюбили друг друга и договорились пожениться. Всю ночь влюблен гуронець писал стихи, а утром не выдержал и побежал к любимой прямо в спальню, чтобы немедленно жениться на ней. Конечно, слово «жениться» влюбленные понимали несколько по-раВНОму, на этом и играет Вольтер: «Скоро Простак прибежал, спросив в старой служанки, где светлица его любимой, он сильным ударом толкнул плохо запертую дверь и бросился к кровати. Внезапно возбужденная панна де Сент-Ив закричала: "Как? Это вы? Ох, это вы? Спиніться, что вы делаете?" - "Я женюсь с вами". - И он действительно женился бы на ней, если бы она не одбивалася со всей невинностью хорошо воспитанного человека. Простак не ожидал от нее таких шуток: все эти уловки показались ему крайне неввічливими. "Не так делала панна Абакаба, моя первая любимая,- кричал он,- у вас нет даже честности. Вы пообещали мне жениться со мной и не хотите теперь сделать этого. Это значит нарушить самые первые законы чести! Я научу вас держать слово и наверну на путь добродетели". А имел Простак добродетель мужественной и бесстрашной, достойную его патрона Геркулеса, имя которого ему дали во время крестин. Он хотел употребить ее во всей ее полноте, когда на громкие вопли барышни, стриманішої в проявлении добродетели, прибежал мудрый аббат де Сент-Ив со своей домоправительницей, старой набожной служанкой, и приходским священником. Когда они появились, нападающему отвага угомонилась. "Боже мой, дорогой соседушка,- сказал ему аббат,- что делаете вы здесь?" - "Выполняю свой долг,- отозвался молодой человек,'- хочу выполнить свои обещания, которые для меня святы". Панна де Сент-Ив, краснея, оправилась. О-стака вывели в другую комнату; аббат доказывал ему, что такой поступок отвратительный. Простак защищался, ссылаясь на естественное право, которое он в совершенстве знал: аббат хотел доказать, что преимущество должен иметь за-кон условный и что если бы среди людей не было сделок, закон природы чуть ли не всегда был бы естественным розбишацтвом».

В этом весь Вольтер: вроде это «наивная» речь дикаря, который уверен, что «хорошо знает естественное право», потому что он же «из природы», то кому, как не ему, знать естественное право? На самом же деле - это стрела в адрес радикализма Руссо. Причем стрела, пущенная в манере именно Вольтера, ведь, по его собственному выражению, «надо бросать стрелы, не показывая руки». И в тот же миг вторая стрела полетела в цивилизованные правила и законы. Аббат де Сент-Ив утовкмачує Простаку порядок цивилизованного бракосочетания: «Здесь нужно,- сказал он ему,- нотариусов, свидетелей, контрактов, разрешений». Простак ответил ему тем выводом, который всегда делают дикари: «значит, вы очень нечестные люди, раз с вами надо столько предосторожностей» . А и действительно, где требуются, скажем, свидетели? В брачном зале и в зале суда. Или случайно?..

На пути в Париж Простак имел неосторожность общаться с гугенотами (за что потом попал в Бастилию). Это французы хорошо знали о Варфоломеевскую ночь, а откуда было дикарю знать об отношении католиков к гугенотам во Франции? Не знал он и того, что каждое его слово фиксируют шпионы - иезуиты. Гугеноты бежали из Франции в Англию, боясь очередных религиозных притеснений и даже физического уничтожения. На наивные вопросы Простака, почему они бегут с родной земли, которую очень любят, один из них «так патетически оплакивал судьбу пятидесяти тысяч семей, что убежали, и пятидесяти тысяч других, которых обратили в веру драгуны, что Простак и себе облился слезами. "Почему,- сказал он,- такой великий король, что слава его доходит вплоть до гуронців, отказывается от стольких сердец, что любили бы его, и от стольких рук, которые служили бы ему?"»

Итак, человек, который не имел не то что политической, но и вообще любого образования и даже не была европейцем, политически ловчее за высокообразованного короля и его советников.

 

2. Работа в парах. Согласование пунктов плана к прослушанной лекции

3. Продолжение лекции

Антимонархические и антиклерикальные мотивы произведения

- Гуронець толерантнее европейцев и в сфере религиозных убеждений, и особенно веротерпимости. «Немилосердный судья... хотел узнать, какой религии придерживается гуронець: англиканской или гугенотской. "Я придерживаюсь своей религии,- сказал тот,- как вы своей". "И, Боже мой,- сказала панна де Сент-Ив,- как это может быть, то же гуронці не католики? Разве велебні отцы иезуиты не всех их обратили в веру?" Простак заверил ее, что в его стране еще никого не обратили в веру, еще никогда настоящий гуронець не изменил убеждений и что в их языке нет даже термина, который означал бы предательство... "Мы окрестим его,- говорила панна де Керкабон господину пріорові,- вы будете иметь честь сделать это, мой дорогой брат, а я очень хочу быть ему за крестную мать; господин аббат де Сент-Ив примет его от купели"». Итак, дикарю и в голову не пришло никого из присутствующих обращать в свою веру, зато цивилизованные христиане повели себя совсем иначе, их крайне удивил и даже возмутил тот факт, что кто-нибудь может не исповедовать их веру.

Правда, возможно, французы перестарались в эмоциональном отношении к религиоВНОму вопросу, а само по себе стремление «спасти душу» поганина было бескорыстным и искренним? Но уже следующие реплики свидетельствуют о том, что мотивы эти были совсем не высокими, а продиктованными желанием прослыть необычной акцией: «Это будет блестящая церемония, о ней будут говорить по всей Нижней Бретани, и это даст нам навеки шанобу и уважение». Следовательно, и в религиозных вопросах естественный человек превосходит людей цивилизованных.

Вольтер не был бы Вольтером, если бы уже с первых строк повести не по иронизировал над церковью. Вот показательный пассаж - характеристика гуронового дяди, аббата Керкабона: «Приор, немного уже пожилой, был добрый батюшка, его любили соседи, как раньше любили соседки. Больше всего заслужил он уважения за то, что был единственным духовным лицом, которую не надо было нести до кровати после ужина с братией». Что и говорить, незаурядная личность. И весьма веские основания для уважения среди прихожан.

С той же целью использован уже упомянутое " учуднение". Показательным является тот факт, что гуронець ни разу не назвал Библию Библией, а лишь высказываниями вроде «книга, которую дал мне дядя», «книга, которую вы мне дали» и др. А чего стоит только сцена исповеди дикаря, когда он буквально толкует предписание Библии «признаваться друг другу», ведь, по логике формулы «друг другу», если он признался монаху, то и тот, в свою очередь, должен признаться ему: «Сначала надо было исповедаться, и это было тяжелее всего. В Простака всегда была в кармане книга, что дал ему дядя: там он не нашел ни одного апостола, что исповедовался бы, и поэтому стоял на своем. Приор заткнул ему рот, показав в послании Святого Иакова - младшего слова, что причинили столько бед еретикам: "Сповідайте ваши грехи друг другу". Гуронець замолчал и исповедался у одного францисканца. Закончив исповедь, он вытащил францисканца из исповедальное и, схватив этого человечка сильной рукой, сел на его место, а тот поставил на колени перед собой. «Ну, друг мой, сказано: "Сповідайте свои грехи друг другу". Я рассказал тебе свои грехи, и ты не выйдешь отсюда, пока не расскажешь мне своих». Говоря так, он уперся своим широким коленом в грудь противнику. Францисканец закричал не своим голосом. На крик сбежались люди и увидев неофита, что душил монаха во имя святого Иакова - меньшего».

После ряда не менее смешных казусов, обусловленных буквальным толкованием Священного писания (дикарь не знал европейских обычаев и верований, а просто буквально понимал то, что написано в Библии), гуронець легко, словно между прочим, делает обобщенный вывод: «Я все время вижу, что у вас здесь делается множество вещей, которых нет в вашей книге, и не делается ничего из того, что там сказано».

IV. Рефлексия

 

1. Завершение работы над тезисним плану лекции

После завершения отведенного на работу времени (около 5 мин.) ученики по желанию зачитывают составленный план.

2. Завершите предложение:

«Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...»

 

V. Домашнее задание

 

Подготовиться к ответам по стратегии «Сохрани последнее слово за мной»; подготовить сообщение о пребывании Гордона и Простака в Бастилии и судьбу мадемуазель де Сент-Ив; завершить последнюю графу таблицы «ЗХВ».

Методический комментарий

«Сохрани последнее слово за мной». Для проведения стратегии «Сохрани последнее слово за мной» вопрос предварительно готовит учитель или их ученики формулируют самостоятельно. Вопрос записывается на отдельных листах, ответ на него ученик записывает на обратной стороне. В дальнейшей работе ученик, который начал обсуждение произведения сформулировал вопрос, передает эстафету обсуждения следующем ученику. После завершения обсуждения слово возвращается к тому, кто начинал или озвучивал вопрос; он подводит итог или зачитывает свой ответ. Таким образом, ученик получает право подвести своеобразный итог, согласившись с тем, что говорили другие, или возразить, доказывая свое мнение. Обсуждение прекращается.

Предложенная стратегия помогает тем ученикам, которые не уверены в себе, по мнению которых в коллективе не обращают внимания, почувствовать себя более уверенными и убежденными в своем праве на собственное мнение.

(Стратегия апробирована в ходе реализации проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления».)