ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 16

Тема. Роман Л. Толстого «Анна Каренина». Образы-характеры произведения: пластичность изображения и психологическая глубина. «Диалектика души» толстовских героев

 

Цель: помочь учащимся понять образы романа, психологическую глубину их изображения; развивать навыки анализа образов произведения, выразительного чтения, психологического наблюдения над характерами героев; углублять навыки свяВНОй речи, логического мышления; способствовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: учебник, текст романа Л. Толстого «Анна Каренина» (в оригинале или в переводах на выбор учителя); иллюстрации к произведению (можно использовать иллюстрации О. Верейского или другие на выбор учителя).

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

(Используется интерактивный метод «Литературная мозаика».)

1) Из данных слов составьте рассказ о том, какую роль сыграли в жизни Л. Толстого названы города и места.

Ясная Поляна. Москва. Казань. Кавказ. Севастополь. Петербург. Астапово. Лес в Ясной Поляне.

2) Подумайте, как названные лица и семьи связаны с жизнью Л. Толстого? Расскажите, что вы знаете о них.

Семья Горчакових. Семья Волконских. Т. О. Єргольська. Семьи декабристов С. Г. Волконского и М. И. Муравьева-Апостола. Семья С. А. и Л. М. Толстых.

3) Исходя из выводов предыдущего задания, подумайте, случайной была главная мысль романа Л. Толстого «Анна Каренина».

(Видимо, нет. Семья для Толстого была одним из условий счастливой жизни. Мысли о семье, семейные отношения интересовали писателя на протяжении всей жизни.)

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

В романе «Анна Каренина» Облонські, Каренины, Левіни, Вронські по-раВНОму понимают и выражают «мысль семейную», что является движущей силой произведения. Л. Толстой показывает жизнь разных семей с целью обрести счастливую семью и понять, что же человеку нужно для счастья. Вместе с тем, рассказывая про разные семьи, автор пытается найти и причины трагедии главной героини.

 

2. Беседа.

- Что случилось в семье Облонских? (Долли узнала об измене мужа.)

- Каким было ее первое решение? (Она решила расстаться.)

- Каким в романе предстает супругов? (Долли посвятила себя мужу и детям. Это главный ориентир ее жизни. Стива считал ее всегда заклопотанною, озабоченной, недалеким. Сам Степан Аркадьевич часто изменял жене, не видя в этом ничего плохого. Он по-своему любит детей, жену, но не понимает все ее ходатайство.)

- Кто помирил супругов? (Анна Каренина, которая приходилась сестрой Стіви.)

- Каким было окончательное решение Долли? (Она в конце концов решила ради детей сохранить семью.)

- Как вы считаете, изменится ли что-то в их жизни? (Вряд ли. Долли сказала: «Если мы и останемся в одном доме - мы чужие. Навсегда чужие! - повторила она с особенным значением это страшное для нее слово». И действительно, оставшись в одном доме, Стива и Долли стали чужими. У каждого из них была своя жизнь.)

- В чем трагедия этой семьи? (Эта семья несчастлива, поскольку нарушена внутренняя духовное единство между супругами, каждый из них живет сам по себе. Истинное счастье никогда нельзя строить на лжи и лицемерии.)

- Какие черты характера Стіви подчеркиваются в романе? (Он ленивый, всегда веселый, равнодушный к делу, которому служит, имеет много друзей, с которыми хорошо проводит время.)

 

3. Задание ученикам.

- Охарактеризуйте семью Щербацьких. (Щербацькі - дружная московская семья, придерживается патриархальных традиций. Они похожи на семью Ростовых из «Войны и мира». Даже в судьбе дочерей Кити много общего с жизнью Наташи.)

- Охарактеризуйте образ Кити Щербацької. (Кити воспитана на старых патриархальных традициях. Она чистая, откровенная, стремится к счастью. Героиня способна ошибаться, но впоследствии осознает это. Для Кити главное - любовь и семья, она стала верной женой. Их отношения с Левиным были нелегкими, однако каждый из них способен прощать.)

 

4. Проблемная ситуация.

- В романе Л. Толстого «Анна Каренина» есть такие слова: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Как вы думаете, эти слова касаются только семьи Облонских? (К сожалению, нет. Весь роман посвящен тому, что между людьми отсутствуют связи в семье, обществе, нет ничего, что объединяло бы их. Разъединение в семье является отражением разъединение всего общества.)

 

5. Пересказ текста.

- Расскажите, что вам известно о семье Вронських, Бетси Тверской и других.

 

6. Комментарий учителя.

Как отмечает автор, в каждой из этих семей, да и во всем аристократическом обществе, нет счастья. Здесь все находятся в откровенном или скрытом разводе. Высший мир - это не семьи, это любовные связи. Мать Вронского известна тем, что и до замужества, а особенно после женитьбы, имела множество романов. Брат Вронского женат и имеет детей, но удерживает танцовщицу. Князь Чеченский имеет две семьи и в обеих есть дети. Графиня Лидия Алексеевна, что утешает Каренина в тяжелые для него времена, не живет со своим мужем, «добродушнейшим распутнейшим весельчаком». Баронесса Шталь, любовница Петрицкого, появилась в нем на вечеринке только для того, чтобы сообщить о своем разводе и о том, как она хочет завладеть деньгами мужа.

Следовательно, отношения в этих семьях основаны на фальши, лжи, лицемерии, покаВНОм благополучии. Все герои в романе одинокие, не способные понять друг друга, потому что потеряли само понятие «любовь».

 

7. Проблемный вопрос.

- На страницах романа «Анна Каренина» есть такие строки, посвященные размышлениям Анны: «...И все мы ненавидим друг друга. Вот это правда. Зачем эты церкви, этот звон ы эи ложь? Только для того, чтобы скрыть, что мы все ненавидим друг друга, как эты извозчики, которые так злобно бранятся... борьба за существование и ненависть - одно, что связывает людей...» Согласны ли вы со словами главной героини? (К большому сожалению, люди в романе действительно ненавидят друг друга. В их жизни полностью отсутствует любовь.)

 

8. Слово учителя.

Гораздо счастливее и содержательной жизнью живет семья крестьянина Ивана Парменова.

 

9. Беседа.

- Чем семья Ивана Парменова привлекла внимание Левина? (Строем в хозяйстве, темпами хозяйствования, заинтересованностью всех членов семьи общим делом.)

- Какие мысли появились у Левина после посещения этой семьи? (Человечество должно стать семьей. Герой хотел создать артель, которая была бы прообразом будущей коммуны.)

- Как вы думаете, идеализирует эту семью сам автор? (Нет, автор далек от идеализации крестьян. Он понимает, что духовное разрушение неуклонно проникает и в народную среду. Левин неоднократно становится свидетелем обмана, хитростей среди тех крестьян, с которыми хотел совместно работать, у которых желал учиться, положение которых мечтал улучшить в меру сил.)

- К каким выводам приходит автор? (Выводы довольно печальные: все общество проникнуты внутренней, духовной гнилістю, в нем затронуты моральные принципы, что неминуемо приведет к трагическим последствиям.)

 

10. Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, есть в романе семья, что вызывает симпатии автора? (Да, это, возможно, семьи Щербацьких и Кити и Константина Левіних.)

 

11. Слово учителя.

Еще русский критик XIX века Д. Писарев, известный своей тонкой проницательностью, заметил, что сюжет у Л. Толстого служит всепроникающем психологическому анализу, «диалектике души»: «Подробности и частности сосредоточивают в себе всю художественную заинтересованность. Здесь отсутствует развитие характеров, нет действия, а есть только изображение некоторых моментов внутренней жизни души, есть анализ. Везде мы наткнемся или на тонкий анализ взаимоотношений между действующими персонажами, или на психологические наблюдения, наконец, прослеживание самых тайных движений души, не совсем понятных даже самому человеку, который их испытывает, выраженное в слове, не теряя при этом своей таинственности».

Русский писатель Ф. М. Достоевский так писал о произведении Л. Толстого: «Роман поражает не только повседневностью содержания, но и огромной психологической разработкой души человеческой, огромной глубиной и силой».

 

12. Творческие задачи.

- Докажите правдивость высказывания Ф. Достоевского.

- Исследуйте приемы авторской «диалектики души».

 

13. Комментарий учителя.

Л. Толстой показывает любовные отношения своих героев не как внешнее проявление сюжета, а как их внутреннее состояние, которое они вместе с читателем постепенно начинают понимать, что оказывается через определенные детали. Автор тонко изображает зарождение, развитие и полное содержание чувства, за которым следуют мысли и поступки. Для этого Л. Толстой удачно использует прием «потока сознания» героев (видение Кити Левину на катке, ожидания Вронского Кити на балу, явления Вронскому Анны в салоне Бетси Тверской и т.д.).

Отметим, что каждый из героев романа имеет собственную моральную позицию и поэтому все поступки можно объяснить, пользуясь моральными принципами образа.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Письменная работа.

- Напишите, как вы понимаете слова Л. Толстого: «Нет истины там, где нет простоты и правды».

 

2. Проверка письменных работ учащихся.

(Учитель проверяет 3-4 работы.)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать материал к характеристике образа Анны Карениной. Подумать над вопросом: «В чем причины трагедии главной героини романа?»