I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 14
Тема. Ш. Перро как основоположник европейской литературной сказки. Сборник «Сказки моей матушки Гусыни... »
Цель: помочь ученикам глубже усвоить понятие о литературной сказке; познакомить с жизнью и творчеством основоположника европейской литературной сказки Шарля Перро; развивать навыки выразительного чтения, пересказа сказок; выделение главной мысли и воспитательных моментов; воспитывать доброту, трудолюбие, чувство справедливости, любознательность, фантазию и любовь к чтению художественной литературы.
Оборудование: портрет писателя, сборники его сказок разных изданий, иллюстрации к ним.
Теория литературы: литературная сказка, герои (персонажи, действующие лица) художественного произведения.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- В мире много писателей, которые писали и пишут сказки. Но имя французского писателя Шарля Перро знают во всем мире благодаря его непревзойденным сказкам про Золушку, Красную Шапочку, Кота в сапогах и других. В чем кроется причина такой популярности этих литературных сказок, мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Составление мини-викторины по сказке О. Пушкина
Вопросы типа «Кто из героев...», «Чей это портрет...», «Кому принадлежат слова...», «Кто помог...», «Какой волшебный предмет... » и др.
2. Краткий пересказ самостоятельно прочитанной сказки О. Пушкина, демонстрация иллюстраций
3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»: «Чему учат сказки А. Пушкина?»
Ожидаемые ответы
• Способствуют формированию лучших человеческих качеств: доброты, справедливости, мудрости и др.;
• развивают фантазию, учат мечтать;
• прививают любовь к художественному слову, приносят эстетическое удовольствие.
IV. Восприятие и усвоение нового материала
1. Слово учителя
- Задолго до рождения братьев Гримм и В. Пушкина во Франции жил талантливый писатель, член Французской Академии Шарль Перро. Он сочинял сказки не только для развлечения, но и с воспитательной целью, потому что все его фантастические истории заканчивались поучительными выводами. Во всем мире зачитывались ими, переводили, переводили, последовали. Однако Ш. Перро так и не решился подписать под ними свое имя. Почему? Об этом вы узнаете, прочитав статью учебника.
2. Самостоятельное (или вслух) чтение статьи учебника о Шарля Перро (С. 51-52 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 56-58 - по учебнику Е. Волощук)
Шарль Перро
3. Эвристическая беседа
• Почему Ш. Перро не подписывал свои сказки собственным именем?
• Как назывался сборник сказок Ш. Перро? Какие сказки в нее входили?
• Как соболевий башмачок превратился в хрустальный?
• Как сказки Ш. Перро оказались в сборке немецких народных сказок братьев Гримм?
• Какое двойное значение имеет слово «бессмертный» в сочетании с именем Ш. Перро?
4. Просмотр сказок Ш. Перро из сборника «Сказки моей матушки Гусыни...», перевод учениками известных с детства сюжетов; рассмотрение иллюстраций
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Литературная игра
Отгадайте, чьи это слова и из какой они сказки Ш. Перро.
«Не печальтесь, хозяин! Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не обделили, как вам это сейчас кажется». («Кот в сапогах»)
«Не бойтесь, дорогие братья, отец и мать оставили нас здесь, но я приведу вас домой. Идите за мной». («Мальчик-С-Пальчик»)
«Я иду навестить мою бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла, которые посылает ей моя мама». («Красная Шапочка»)
2. О чем это высказывание?
Ответ впишите в клеточки.
(сказки)
Ответ: «Сказки полны глубокого смысла, который раскрывается лишь внимательному читателю». Это слова самого Ш. Перро с посвящения, которая адресована принцессе.
VI. Домашнее задание
Прочитать статью учебника о литературные сказки, выполнить задания; записать в литературоведческом словничка определение литературной сказки (С. 48-49 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко, С. 55-59 - по учебнику Е. Волощук).
VIII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу.
• На уроках меня поразило больше всего то, что...
• Литературная сказка для меня...
• Больше всего мне понравился ответ...