ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 14

Тема. Ш. Перро как основоположник европейской литературной сказки. Сборник «Сказки моей матушки Гусыни... »

 

Цель: помочь ученикам глубже усвоить понятие о литературной сказке; познакомить с жизнью и творчеством основоположника европейской литературной сказки Шарля Перро; развивать навыки выразительного чтения, пересказа сказок; выделение главной мысли и воспитательных моментов; воспитывать доброту, трудолюбие, чувство справедливости, любознательность, фантазию и любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: портрет писателя, сборники его сказок разных изданий, иллюстрации к ним.

Теория литературы: литературная сказка, герои (персонажи, действующие лица) художественного произведения.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- В мире много писателей, которые писали и пишут сказки. Но имя французского писателя Шарля Перро знают во всем мире благодаря его непревзойденным сказкам про Золушку, Красную Шапочку, Кота в сапогах и других. В чем кроется причина такой популярности этих литературных сказок, мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Составление мини-викторины по сказке О. Пушкина

Вопросы типа «Кто из героев...», «Чей это портрет...», «Кому принадлежат слова...», «Кто помог...», «Какой волшебный предмет... » и др.

 

2. Краткий пересказ самостоятельно прочитанной сказки О. Пушкина, демонстрация иллюстраций

 

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»: «Чему учат сказки А. Пушкина?»

Ожидаемые ответы

• Способствуют формированию лучших человеческих качеств: доброты, справедливости, мудрости и др.;

• развивают фантазию, учат мечтать;

• прививают любовь к художественному слову, приносят эстетическое удовольствие.

 

IV. Восприятие и усвоение нового материала

1. Слово учителя

- Задолго до рождения братьев Гримм и В. Пушкина во Франции жил талантливый писатель, член Французской Академии Шарль Перро. Он сочинял сказки не только для развлечения, но и с воспитательной целью, потому что все его фантастические истории заканчивались поучительными выводами. Во всем мире зачитывались ими, переводили, переводили, последовали. Однако Ш. Перро так и не решился подписать под ними свое имя. Почему? Об этом вы узнаете, прочитав статью учебника.

 

2. Самостоятельное (или вслух) чтение статьи учебника о Шарля Перро (С. 51-52 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 56-58 - по учебнику Е. Волощук)

 

image13

 

Шарль Перро

 

3. Эвристическая беседа

• Почему Ш. Перро не подписывал свои сказки собственным именем?

• Как назывался сборник сказок Ш. Перро? Какие сказки в нее входили?

• Как соболевий башмачок превратился в хрустальный?

• Как сказки Ш. Перро оказались в сборке немецких народных сказок братьев Гримм?

• Какое двойное значение имеет слово «бессмертный» в сочетании с именем Ш. Перро?

 

4. Просмотр сказок Ш. Перро из сборника «Сказки моей матушки Гусыни...», перевод учениками известных с детства сюжетов; рассмотрение иллюстраций

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Литературная игра

Отгадайте, чьи это слова и из какой они сказки Ш. Перро.

«Не печальтесь, хозяин! Дайте-ка мне мешок да закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не обделили, как вам это сейчас кажется». («Кот в сапогах»)

«Не бойтесь, дорогие братья, отец и мать оставили нас здесь, но я приведу вас домой. Идите за мной». («Мальчик-С-Пальчик»)

«Я иду навестить мою бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла, которые посылает ей моя мама». («Красная Шапочка»)

 

2. О чем это высказывание?

Ответ впишите в клеточки.

 

image14

(сказки)

 

 

Ответ: «Сказки полны глубокого смысла, который раскрывается лишь внимательному читателю». Это слова самого Ш. Перро с посвящения, которая адресована принцессе.

 

VI. Домашнее задание

Прочитать статью учебника о литературные сказки, выполнить задания; записать в литературоведческом словничка определение литературной сказки (С. 48-49 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко, С. 55-59 - по учебнику Е. Волощук).

 

VIII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу.

• На уроках меня поразило больше всего то, что...

• Литературная сказка для меня...

• Больше всего мне понравился ответ...