ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

I семестр

 

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ

 

УРОК 15

Тема. Вальтер Скотт (1771-1832) «Айвенго». Вальтер Скотт как создатель жанра исторического романа. Изображение в романе «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и междоусобиц норманнов

 

Цель: познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Вальтера Скотта (главные события); показать глубокую заинтересованность автора изображением истории родины, раскрыть панораму жизни средневековой Англии в романе «Айвенго»; формировать у учащихся умение воспринимать большой по объему произведение целостно, сравнивая изображаемое в романе с реальными историческими событиями; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: портреты Вальтер Скотта, фотография памятника В. Скотту в Эдинбурге.

ХОД УРОКА

И. Слово учителя

(Поскольку произведения В. Скотта изучают только в 7 классе, рассказ о жизненном и творческом пути писателя следует подать подробнее, чем о других.)

Есть в Шотландии, в самом центре Эдинбурга, на Принцесс-стрит, необычный памятник. Это огромное сооружение состоит из стреловидной башни 60-метровой высоты, напоминает готические соборы.

Под ее кровлей, на постаменте, к которому ведут лестницы, статуя Вальтера Скотта из белого мрамора. Писатель сидит с книгой в руке. Рядом с ним - любимая собака, которая преданно смотрит на хозяина. В нишах башни - фигуры героев книг В. Скотта. Это одна из достопримечательностей столицы Шотландии. Но жизнь Вальтер Скотта продолжается не в белом мраморе, а в его замечательных произведениях, среди которых «Айвенго» - лучший.

Что можно рассказать об авторе знаменитого романа о рыцаре Айвенго, про средневековую Англию, о храбром, бесшабашного короля Ричарда Львиное Сердце и свободных стрелков?

По происхождению Вальтер Скотт - шотландец. Он родился в семье адвоката и с детства был поощрен к чтению. В раннем детстве будущий писатель ознакомился с историей своих дедов и прадедов, с многочисленными легендами, рассказами о героическом прошлом Шотландии и борьбу за ее независимость. Прошлое отечества вызвало глубокую заинтересованность. Скотта.

По приказу отца он получил юридическое образование, некоторое время работал секретарем Эдинбургского суда, а затем шерифом одного из округов

Шотландии. Работу он совмещал с посещением мест исторических сражений, с записью старинных баллад, народных песен и легенд. В 1802-1803 гг. Скотт издал три тома «Песен шотландского народа».

• Какую вы знаете балладу о героическом прошлом шотландцев?

• Можно ли ее найти в сборнике, изданном В. Скоттом?

Первые два тома - это собранные им народные баллады и песни, в которых изложены мысли и чувства народа, его история. Третий том - это баллады, созданные самим Вальтером Скоттом.

Фольклор стал основным источником его поэтического творчества.

В его поэмах «Песнь последнего менестреля», «Поле Ватерлоо», «Гарольд Бесстрашный» и других реальность переплетается с фантастикой, но их своеобразие и значение в художественном воплощении исторических событий. В. Скотт создал жанр исторической поэмы. Эти поэмы подготовили почву для появления исторических романов.

«Айвенго» - это роман о далеком прошлом, о событиях XII века. В стране в это время велась борьба за централизацию королевской власти. В произведении рассказывается о безграничном произволе феодалов, о преобразовании рыцарских замков на розбійничі ячейки, бесправие и нищету крестьян. Писатель ярко изображает жестокость слуг католической церкви, грабеж и насилие рыцарей-крестоносцев.

В «Айвенго», как и в других своих романах, автор дает описание личной жизни героев в контексте исторических событий, рассказывает о необыкновенных приключениях и реальные исторические факты. Роман В. Скотта способствует познанию и пониманию истории.

 

image25

 

Худ. А. Кручина. Портрет В. Скотта

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся с использованием приема «мозаика»

- Сейчас мы с вами попробуем с материалом первых разделов составить панораму средневековой Англии, читая отрывки из романа*, воссоздающие картину суток.

(Для учителя:

1. «Феодалы, получив чрезмерные привилегии...» - из раздела И.

2. «Очень непрочным было в то время положение маломаєтних дворян... » - из раздела И.

3. «Завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом...» - из раздела И.

4. «Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений...» - из раздела И.

5. «Все монархи норманского происхождения отдавали явное преимущество... » - из раздела И.

6. «Разговаривали исключительно по-нормано-французски...» - из раздела И.

- Итак, мы с вами увидели две силы, противопоставленные друг другу: (саксы) и (норманны).

Коренное население Англии - это (саксы), захватчики - (норманны).

• Что является безусловным доказательством угнетения коренного населения, ограничение их самостоятельности? (Закончить предложения, доказав, что ученики разбираются в событиях текста:

У них отобрано... родной язык)

• А можно ли говорить, что английское население становится рядом со знатью в борьбе с общими врагами? Что мы можем сказать о «низший люд»?

Продолжаем «складывания мозаики».

(Для учителя:

1. Описание свинопаса Гурта.

«Медное кольцо вроде собачьего ремеза... »

«...прирожденный раб Седрика Сакса» - раздел И)

2. Описание шута: «Серебряный ошейник».

«Один из тех домашних клоунов и шутов, которых богатые люди держали у себя дома для забавы, чтобы как-то згайнувати время» - раздел И.

3. «Нам остался только воздух, чтобы дышать, впрочем, и его не отняли только потому, что иначе мы не выполнили бы работу, навалену на наши плечи...» - из раздела И.

Это уже протест против угнетения. Но поддержит ли кто-то бедных рабов?

4. «Дай Бог здоровья нашему хозяину Седрику за то, что он вступился за нас, как подобает мужественному воину...» - из раздела И.

• Которое, кстати, прозвище в романе имеет Седрик и почему? (Сакс)

• Как вы считаете, а можно ли составить мнение о отношения во всем обществе страны, рассматривая отношения между конкретными людьми? Другими словами, целесообраВНО рассматривать мир в увеличительное стекло?.. С этой целью рассмотрим один из эпизодов романа...

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Работа над текстологічним анализом произведения (фрагмент ужина в доме седрика сакса), задания группам

1) Кто именно собрался в Седрика Сакса? Почему именно хозяин собрал такую раВНОобразную компанию? Каким словом можно характеризовать Седрика и как оно его характеризует? (Приближение непогоды, человечность, гостеприимство)

2) можно Ли сказать, что Седрик такой любезный хозяин, что готов ради гостей поступиться своими принципами? (Не более трех шагов навстречу, «буду разговаривать с вами моим родным языком», отношение к леди Ровены и защита девушки от посторонних невежливых взглядов, защита родного языка.)

3) уважает Седрик человеческое достоинство других так же, как собственную?

а) (Угроза свинопасу и шуту: «Кто же осмелился так покалечить собаку, которая принадлежала моему рабу?» Седрик - прежде всего хозяин, а потом человек.)

б) («Очень вероятно, что учитывая ту причину, которая побудила Седрика приютить под своей крышей потомка презренного народа, он настоял бы и на том, чтобы челядь повела себя с Исааком приветливее, но именно в это время аббат начал столь интересный разговор о породах и повадках своих любимых псов, что Седрик не перебил бы его даже ради значительно более важной дела, чем вопрос о том, пойдет ли еврей спать без ужина».)

4) с уважением гости относятся к дому, в котором находятся? Или ведут они себя соответственно своему званию? (Спорят о впечатлениях от красоты леди Ровены, заключив пари; аббат любит выпить, Бриан де Буагильбер хвастается храбростью рыцарей своего ордена, умалчивая подвиги англичан.)

5) Кто вносит некоторые изменения (и какие именно) в развитие событий во время ужина? (Паломник посадил несчастного Исаака на свое место у камина и принес ему еду, а также начал разговор об английских рыцарях, о победе норманнов на турнире в Святой Земле.)

6) Как реагировали хозяин и гости, когда паломник торжественно называл имена победителей? («Невозможно описать неистовый гнев, который мгновенно вспыхнул на еще более потемневшем лице смуглого храмовника»; «- Я бы охотно отдал тебе этот золотой браслет, паломник, <... > если бы ты назвал имена тех рыцарей....»)

7) Почему паломник не назвал имя шестого рыцаря?

8) Почему Бриан де Буагильбер назвал имя Айвенго, хотя мог бы промолчать? Какую цель он преследовал? Проиллюстрируйте конкретными словами его отношение к Айвенго.

9) Кто вступился за честь рыцаря Айвенго и чем они поклялись? Чья залог кажется вам наиболее ценным?

 

2. Блиц-турнир вопросов

1). Как вы считаете, почему Седрик не сразу вступился за Айвенго? Почему на слуг «имя Айвенго произвело впечатление электрической искры»? Что за оскорбление вспоминает Седрик?

2). Что сделала леди Ровена после своего покровительства?

3). Чем закончилась случайная встреча паломника и еврея Исаака?

4). Как вы считаете, встретятся на турнире Айвенго и Бриан де Буагильбер? Почему паломник не был уверенным в этом?

 

III. Подведение итогов урока

Помог ли нам эффект «увеличительного стекла» (встреча в доме Седрика Сакса) раскрыть отношения между слоями населения средневековой Англии?

• О чем свидетельствует эта сцена? (Разделение героев на саксонцев и норманнов)

• Как вы считаете, какую композиционную роль выполняет сцена паре в романе? (Напомнить про завязку сюжета)

• Что нужно сделать саксонцам, чтобы собрать силы для победы? Есть для нее предпосылки?

 

VI. Домашнее задание

Читать разделы VII - XIX (включительно); обратить внимание на описание рыцарского турнира (г. VII - XII) и соревнования стрелков из лука (г. XIII).

_______________________________________________________

* Текст предоставляется в пересказе Б. Бовіюка.