ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

 

УРОК №14

 

Тема. Жизнь и творчество Вольтера (1694 - 1778). Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак», смысл ее названия.

Цель: ознакомить с биографией Вольтера; раскрыть значение термина «философская повесть»; развивать творческие способности учащихся; учить их усваивать учебный материал во время лекции.

Оборудование: портрет Вольтера.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Поэтические силы Франции объединились в Вольтере.

И. В. Гете

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

 

Проверка домашнего задания

Представление грозди на тему «Просвещение».

 

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Последняя майская ночь 1778 году выдалась теплой, и часовые парижской залога, сладко зевая, приготовились уже было перекрыть полосатым шлагбаумом широкий тракт, что вел от столицы до знаменитой провинции Шампань, когда послышался цокот копыт. «Кого еще там черт несет на ночь глядя,- недовольно пробурчал себе под нос офицер и почти дословно повторил свой вопрос вслух. «Слава Иисусу Христу!» - за этим церковным приветствием, что прозвучало из голубой, украшенной звездами кареты, которая только что подъехала к заставе, часовые узнали служителя Божьего. «Документы»,- не люб'язніше, чем раньше, проскрипел загрубілий на службе голос. «Документы в порядке, абате Миньо, но какая нужда погнала вас в дорогу в ночь, и что там у вас в карете? » Если бы стражи могли знать, что в случае задержания этой кареты на них уже на следующее утро ждало бы повышение по службе и значительное денежное вознаграждение (ведь католическая церковь славилась умением щедро вознаграждать за услуги, предоставленные ей в борьбе с ее злейшими врагами, а в карете находился самый первый среди них!). Но они этого не знали, а кроме спящего старика в ночном халате и колпаке в карете никого не было. А впрочем, они этого старикашки хорошо понимали - их самих клонило на сон. И хоть эта карета показалась офицеру удивление знакомой, он махнул рукой и крикнул: «Проезжай!». Аббат поспешил выполнить команду, вытирая с лица холодный пот и вгамовуючи нервное дрожание рук. Париж остался позади, а впереди была длинная и опасная дорога в аббатство Сельер. Да еще и рядом с трупом...

Так, старикан действительно спал, но сном вечным. «Вот я и выполнил Вашу просьбу, дядюшка Франсуа»,- подумал аббат, удобнее устраивая для дальней дороги закоцюбле тело того, чьим именем впоследствии назвали целое столетие. Так по - детективному был спасен от позора прах одного из величайших сынов Франции и человечества - великого Вольтера. Разве не позором было бы, если бы его тело, словно хлам, выбросили на помойку? Страх перед такой перспективой, как дамоклов меч, долгие годы висел над Вольтером, ведь он хорошо знал о лютую ненависть церкви к себе. Поэтому, почувствовав приближение смертного времени, он попросил своего племянника, аббата Миньо, тайком вывезти его тело из Парижа и немедленно похоронить, пока церковь не узнала о смерти и не выдала запрета на захоронение. Но в церкви везде были свои уши и глаза, именно поэтому аббат не стал ждать даже утра, а выехал с телом мертвого дяди в карете против ночи. Взмыленные и запыленные кони мчались целый день, а под вечер наконец остановились недалеко от кладбища в аббатстве Сельер, что в Шампани. Местный приор быстро совершил погребальный обряд, и тело Вольтера исчезло в своде.

А утром на парижском тракте поднялась розовая от лучей утреннего солнца пыль. Почти на ходу из кареты выскочил человек и побежал к аббатства, путаясь в длинных полах рясы, что-то вопя и размахивая каким-то бумагой. Приор удав крайнее удивление тем, что, оказывается, существовал запрет на погребение господина. Франсуа Мари Аруэ, известного под псевдонимом Вольтер. Нет, если бы он, приор, был с этим запретом ознакомлен, то, конечно, и не подумал бы ослушаться гроВНОго приказа, но что сделано, то сделано, не раскрывать же могилу. Или раскрывать? Что скажет на это господин курьер? Парижский курьер был явно озадачен, могила так и осталась нетронутой. Вольтер еще раз, теперь уже посмертно, «опередил» своего заклятого врага - католическую церковь.

Как же начиналось и протекало жизни, что кончилось так необычно? Почему Гете сказал, что в Вольтере объединились политические силы Франции?

(Ученики записывают тему урока и эпиграф в тетради.)

 

III. Работа над темой урока

 

1. Знакомство с жизненным путем Вольтера

(Учащиеся делают краткие записи.)

Учитель. Франсуа Мари Аруэ родился 21 ноября 1694 года в Париже. Мать Вольтера, Мари Маргарит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ,- нотариусом и сборщиком налогов. Сам Вольтер не любил отца и его ремесло, а позднее (1744 года) объявил себя внебрачным сыном некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чтобы не быть сыном преуспевающего буржуа.

После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704 - 1711) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он против отцовой воли променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 года за сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий автор попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил его литературного пыла. Уже в 1718 году была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно воспринята публикой.

В начале 1726 года произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться с попытки Вольтера скрыть под псевдонимом свое недворянське происхождения. Вооружившись пистолетами, Вольтер пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 года - вынужден оставить Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии повлияло на его приверженность к веротерпимости и либерализма. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах». 1734 года, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а автору грозил новый арест. Не желая искушать судьбу, Вольтер того же года выехал в Шампани, где поселился в имении своей любовницы, маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, біблеїстикою.

1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера - придворного. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историка (1745). 1746 года его избрали во Французскую академию, но ему так и не удалось (несмотря на все попытки) снискать расположение короля. Холодность Людо-вика XV, разочарование в Версальском дворе, смерть маркизы дю Шатле (1749) склонили Вольтера принять приглашение прусского короля Фридриха II, при дворе которого он явился в 1750 году. В декабре 1754 году Вольтер переехал в Швейцарию, где ему суждено было провести остаток жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, назвал его «Делис» («Отрада»). В это время Вольтер начал работать в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера. Пытаясь обезопасить себя от опалу со стороны духовенства Женевы, Вольтер в конце 1758 года арендовал имение Турнее (а в начале 1759 года приобрел еще и поместье Ферней), которые были расположены по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», местом, где разворачивалась его 20-летняя просветительская деятельность.

Когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз увидеть Париж. 10 февраля 1778 года, несмотря на строгий запрет врачей, патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где ему был устроен увлекательную встречу. Поводом послужила предстоящая постановка его новой трагедии, на которой он собирался присутствовать. Это был настоящий триумф гения. Толпы радостных парижан скандировали «Слава!», «Да здравствует Вольтер!». Российский просветитель Денис Фонвизин (автор известной комедии «Недоросль») так описал эффект, вызванный появлением Вольтера в Париже: «Прибытие Вольтера в Париж произвело точно такое в народе здешнем действие, как бы сошествие какого-нибудь божества на землю». На 30 марта было назначено премьеру. Патриарх французской литературы на своей голубой, украшенной звездами, карете выехал из дома. Если апогеем талантливого жизни есть триумф, то и у триумфа бывает свой апогей. Этот весенний день стал апогеем, апо-феозом жизни Вольтера.

Сначала карета остановилась возле здания Французской академии. Академики встретили Вольтера овацией и единодушно избрали его председателем на сессии (на заседаниях Французской академии в этот раз он побывал 4 раза). Затем он выехал на спектакль. Лошадей и карету вместе с Вольтером чуть ли не на руках пронесли через всю столицу вплоть до театра «Комеди Франсез», где как раз ставили его трагедии «Ирина». Театральная площадь была переполнена. В театре Вольтера встретила еще одна овация. Трудно сказать, куда больше смотрели в тот вечер зрители: на сцену, где происходило действие и стоял бюст Вольтера, на ложу, где сидела сама «модель» для этого бюста. После окончания спектакля все актеры вышли на сцену и увенчали бюст Вольтера лавровым венком. И снова зрителям хоть розірвись - одновременно такой же венок появился в ложе и украсил голову старого драматурга. Овации перешли в сплошной рев... на Следующий день один из очевидцев написал: «Сколько бы пошанувань не потерпел Вольтер течение своей жизни, вчерашний день, без сомнения, был лучшим днем его жизни».

А жить оставалось два месяца... Вольтер даже успел вступить в масонскую ложу Девяти Сестер. Гениальный скептик, обладатель смеха Вольтер даже для последней в своей жизни статуи перед скульптором Антуаном Гудоном не мог позировать без улыбки и невесело пошутил: «...хватит позировать, иду умирать».

А церковь все настаивала, чтобы философ искренне раскаялся, и даже в последний день жизни в спальни Вольтера были монахи - вдруг покается. «Дайте мне умереть спокойно»,- последние слова, которые услышали от него монахи.

Всенародный громкий триумф и одновременно запрет скромного захоронения - разве такое возможно? Еще и как возможно, и его гениальный земляк Виктор Гюго это выразил точно: «Он покидал этот мир под аккомпанемент проклятий и благословений - проклятий прошлого и благословений будущего... Лежа на смертном одре, он слышал, с одной стороны, овацию современников, а с другой - гиканья и гул ненависти, которой прошлое не жалеет для тех, кто с НИМ боролся». Умер Вольтер 30 мая 1778 года в том же Париже.

И голубая в звездах карета выехала в Шампани, везя умершего Вольтера к бессмертию. Последним обращением гения до человечества был его стихотворение «Прощание с жизнью».

 

Прощание с жизнью

Прощайте, я иду в крае,

Откуда нет поворота -

Прощайте, друзья вы мои,-

Вам не доставлю я более хлопот.

Забудьте, враги мои.

Радуйтесь, сколько вам охота.

Но пройдет недолгое время,

Исчезнете вы также: скоро,Как исчезли в Полете ваши произведения,

И враг покепкує из вас.

Сыграв роль свою мелкую

На славной сцене мировой,

Мы с ней сходим помаленьку

Под свист толпы и без надежд.

Умирает каждый на этом свете,

Значительный не имел бы сан:

Архиепископ, куртизан,

Вельможи весьма гордые.

Зря в пишнім бархате

Різничий с колокольчиком спешит,

Чтобы вечную славу одспівати;

Зря кюре в эту скорбную минуту

Идет вашу душу исповедовать:

Толпу это все только смешит.

Она еще с день поговорил,

Вся твоя жизнь вспомнит

И все забудет вскользь.

Так время всегда этот фарс кончает.

Чистилище или небытие -

Одно сміховище бескрайнее.

Чудное неизвестное чувство,

Что, как бабочка, вознеслось,

Куда летит без возврата

В таинственное небытие,

Скажи мне, откуда взялось?

Кто из смертных может з'ясувать,

Что в конце случится с тобой?

Лучше всего людям для спокойствия

Незнанием жить и помирать.

(Перевод М. Терещенко)

 

Вольтер говорил: «работа избавляет нас от трех великих зол-скуки, порока и нищеты». О том, что слова были не напрасно сказанными, говорит обзор творчества поэта. Лирика молодого Вольтера, проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Его зрелая проза раВНОобразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас» (1752), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простак» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (1761), сатирическая поэма «Орлеанская девственница» (1735, издана в 1755), публицистика. Историческое творчество Вольтера связана с борьбой против религиоВНОй нетерпимости, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764 - 1769), сыгравший значительную роль в развитии мировой философской мысли, в идейной подготовке Великой французской революции конца XVIII в.

Именно историографическим занятием Вольтера Украина обязана тем, что в Европе стало широко известно имя Ивана Мазепы. Собирая материалы к своей «Истории Карла XII», Вольтер наткнулся на интересный сюжет: юного Мазепу ревнивый муж его любовницы приказал привязать голым к дикому коню, которого отпустили в дикую степь. Но юноша не погиб в муках, а стал гетманом Украины. Этот эпизод впоследствии лег в основу одноименных поэм англичанина Байрона и француза Гюго, стал фрагментом романа в стихах «Мазепа» украинца Владимира Сосюры.

 

2. Работа в парах

Учащиеся составляют вопросы по содержанию сообщения и обмениваются вопросами для взаємоперевірки.

Вопрос к классу

• Что вам больше всего запомнилось из услышанного о Вольтера?

 

3. Содержание повести Вольтера «Простак» (сообщение ученика по упреждающим задачей)

4. Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак» (1767)

Учитель. Сегодня вы услышали термин «философская повесть». Попробуем дать определение этого термина. (Ученики вместе с учителем формулируют и записывают в тетради определение: прозаический жанр эпоса, в основе которого лежит философская, этическая или иной тезис, иллюстрированная в художественных образах; логика развития событий в таком произведении обусловлена логикой развития философских идей, а не образов людей.)

Известнейшие философские повести Вольтера - «Задіг», «Кандид», «Простак». В центре этих произведений, которые развенчивают общественные порядки, церковь, суд, проблемы «мирового зла». Вольтер пытался в своих произведениях раскрыть пагубное влияние общественного строя на личность. Философские повести писателя посвящены именно этой теме. Но Вольтер не просто иллюстрирует свои морально-политические взгляды, он составляет интересны, полны жизни, приключений, переживаний истории. Насилие над человеком вызывает у писателя протест, потому что философа всегда привлекали естественность и свобода, свободное развитие личности.

В повести « Простак » он впервые в философской прозе переносит действие из экзотических стран до Франции. Человек, способна «воспринимать все предметы в неискаженном виде», гуронець за воспитанием,француз по рождению, оказывается в среде французских дворян и духовенства, где царят беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации. Проводя Простака через круги ада, именуемые общественными отношениями, Вольтер с помощью всех оттенков комического подвергает критике политику, религию, институт брака, науку.

Идейное содержание повести Вольтера - пагубное влияние общества на «естественном человеке», что обусловило сложность, многогранность образа Простака, который противостоит цивилизации, а не восхищается ею. (Запись в тетради.) Душа героя простая и искренняя, не помечена клеймом лицемерия, стремится к гармонии с собой и людьми.

События в повести стремительно сменяют друг друга. Задача автора - как можно быстрее создать такие обстоятельства, при которых окажется и станет наглядной) какая-то нелепость окружающей жизни. Тема повести «Простак» - история любви Простака и красивой девушки Сент-Ив. В разделах 1-8 события происходят в Нижней Бретани, в пріораті Горной Богоматери. Вольтер с юмором рассказывает о событиях, смешные недоразумения и приключения. Вторая часть повести довольно драматическая. Простак, отличившись в битве с англичанами, которые напали на побережье, отправляется в Париж за заслуженной наградой, а заодно за разрешением жениться на любимой Сент-Ив. Простаку так и не удалось добиться своего. Нежная и преданная Сент-Ив погибает. Маленький человек оказывается полностью беззащитным перед произволом чиновников. Все ее «естественные чувства» - добропорядочность, сердечность, вера в справедливость - безжалостно растоптаны жестокой государственной машиной.

 

IV. Рефлексия

Составление таблицы «ЗХВ» («Знаю - Хочу узнать - Выучил»)

 

Знаю

Хочу узнать

Изучил

 

Примечание. Учащиеся заполняют первые две колонки таблицы, по желанию зачитывают записанное. До заполнения таблицы ученики будут возвращаться после изучения темы.

Методический комментарий

«ЗХВ» («Знаю - Хочу узнать - Выучил»). Таблица состоит из трех колонок. К первой колонки ученики записывают то, что им известно из предложенной темы («первичные знания»). Заполнение второй колонки имеет целью сформировать мотивацию учебных достижений (ученики записывают, какую информацию ожидают получить). К последней колонки записывают обобщенную только что полученную информацию («вторичные знания»).

После того как дети сообщат, что они узнали нового, нужно выявить, чего они в опрацьованому тексте не нашли, на вопрос не получили ответа. В таком случае учитель или указывает, где такую информацию можно найти, или сам отвечает на вопросы. (Вопросы, на которые ученики не получили ответа, можно использовать на следующем уроке.)

 

V. Домашнее задание

 

Сделать записи к последней колонки таблицы «ЗХВ»; прочитать повесть Вольтера «Простак».