ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 15

Тема. Лев Толстой. «Анна Каренина». Жизненный и творческий путь художника. Духовные и художественные искания и достижения писателя. Параллелизм в композиции романа, особенности стиля

 

Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем русского писателя Л. Толстого, его духовными и творческими поисками; раскрыть творчество писателя как проявление возможностей реалистической литературы; рассмотреть понятие «параллелизм» в композиции романа; способствовать расширению кругозора школьников.

Оборудование: портрет писателя; выставка произведений Л. Толстого. (Можно использовать репродукции портретов Л. Толстого работы И. Крамского, М. Ге, фотографии С. Левицкого «Группа писателей журнала “Современник”» или другие материалы на выбор учителя.)

ХОД УРОКА

Вот, наконец, преемник Гоголя,

совсем на него не похожий, как оно и должно быть...

И. С. Тургенев о Л. Толстого

 

Толстой действительно огромный художник, какие рождаются веками,

и творчество его кристально чистая, светлая и прекрасная.

В. Г. Короленко

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФА УРОКА

 

II. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Лев Толстой - это писатель, которого всю жизнь интересовали люди. Он задумывался над тем, как следует жить, чтобы быть счастливым, пытался найти истины, без которых не может существовать человечество. «Люди, как реки»,- эти слова из романа «Воскресение», последнего произведения художника, стали знаменитым афоризмом. Во время работы над произведением писатель записал в дневнике: «Одна из самых больших ошибок в рассуждении о человеке заключается в том, что мы называем ее умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, это переменная вещество». Понять эту «переменную вещество» - вот в чем писатель видел свое главное задание.

 

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизнь и творчество Л. Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, недалеко от Тулы. Его отец, граф Николай Ильич Толстой, происходил из старинного рода Горчакових, которые были родственниками прославленного русского полководца А. В. Суворова. Отец умер, когда сыну исполнилось 9 лет. Мать, урожденная княжна Мария Николаевна Волконская, ушла из жизни, когда мальчику было всего 18 месяцев. По свидетельству очевидцев, Мария Николаевна имела добрую душу. В своих «Воспоминаниях» Лев Николаевич написал: «...Все, что я знаю о ней, все прекрасное.» Писатель всегда с любовью вспоминал родителей и чертами их характера, внешности наделил героев своих произведений: история женитьбы Марии Николаевны и Николая Ильича описана в романе «Война и мир» как история женитьбы Николая Ростова и княжны Марии Болконської, образ Матап в повести «Детство» - это его мама. Воспитательницей Льва Николаевича после смерти родителей стала его дальняя родственница Татьяна Александровна Єргольська. О ней через много лет писатель сказал: «Моя тетушка была третьей (после отца и матери) и важнейшим лицом в воздействии на мою жизнь». Образ тетушки тоже отразился на страницах романа «Война и мир» персонажи Сони.

Дети Толстых - Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария - были очень талантливыми и глубоко воспринимали культурные традиции семьи, рано обнаружили литературную одаренность. Известно, что братья выпускали рукописный журнал «Детские забавы», в который маленький Лев дописывал свои короткие истории из жизни птиц. Отметим, что пристрастие к жанру короткой истории из жизни животных в Л. Толстого осталась навсегда.

Толстой почти все время находился в Ясной Поляне, которую оставил лишь за 10 дней до своей смерти. Важным событием в жизни маленького Льва был первый приезд в Москву в 1837 году. Его поразило величие московских церквей, старинный Кремль, что его будущий писатель показывал своим братьям и сестре, рассказывая о героическом прошлом (ведь он в свои 18 лет был участником войны 1812 года против Наполеона). Под влиянием отцовских рассказов, рождались детские произведения «Кремль», «Любовь к родине», что сохранились в ученических тетрадях юношу. В одном из них он написал довольно серьезную для своего возраста фразу: «...Любовь к Отечеству никогда не может погаснуть в наших сердцах».

В 1844-1847 годах Толстой учился в Казанском университете сначала на факультете восточных языков, поскольку родные хотели, чтобы он стал дипломатом, а затем на юридическом факультете. Но университетская наука не удовлетворяла его, поэтому, не закончив курса, Толстой вернулся к Ясной Поляны. Юноша много читал, самостоятельно расширял круг знаний, заботился об улучшении быта крестьян. Вместе с зятем (мужем своей сестры Марии) посетил Сибирь. Известно, что в это время там отбывали наказание декабристы. Но встреча с ними состоялась значительно позже (в 1860 году - из с. Г. Волконским во Флоренции, в 1878-м - М. И. Муравьевым-Апостолом и П. И. Свистуновим в Москве. Писателя давно интересовала тема декабристов и свое реальное воплощение она нашла в романе «Декабристы» (к нему он обращался дважды - в 1860-м и 1878-1879 годах), но произведение так и остался незавершенным.

В мае 1851-го вместе с братом Толстой отправляется добровольцем на Кавказ. Там, участвуя в военных действиях, он пробыл до начала 1854 года. Военная служба на Кавказе в те времена была очень опасной: шла война с отрядами горцев, объединенных под руководством Шамиля. Толстой чувствовал себя одиноко в обществе офицеров, хотя имел возможность пообщаться с простыми солдатами, в которых увидел доброе сердце, стойкость и мужество. Именно на Кавказе он начал писать повесть «Казаки», которую окончил в 1862 году. В день своего 24-летия молодой Толстой записал в дневнике: «Мне 24 года, но я еще ничего не сделал. Я чувствую, что вот уже восемь лет я борюсь с сомнениями и страстями. Но в чем мое предназначение? Это откроет будущее». А на следующий день он получил письмо от Г. Некрасова, в котором известный поэт дал высокую оценку первому произведению Толстого «Детство». Можно сказать, что на Кавказе Толстой сделал самый главный выбор своей жизни - писательство. Окрыленный успехом, он задумал написать роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел отразить процесс духовного роста личности. Первая его часть имела название «Детство», позже были написаны «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856). Четвертая часть - «Молодость» - так и осталась в планах.

В 1853 году началась русско-турецкая война и Л. Толстой подал прошение войти в действующую армию. Так он попал в Дунайскую армию, а в ноябре 1854 года его перевели в Крым, где писатель принимал участие в обороне Севастополя. Толстой был в восторге от того патриотического порыва, которым было охвачено войско. Сам писатель во время севастопольской осады проявил необычайную храбрость: почти месяц он служил на четвертом бастионе - самом опасном месте. Сослуживцы вспоминали, что Толстой был «в полном смысле душой батареи. Это был редкий товарищ и честнейшая душа, и забыть его никак невозможно». Свои впечатления от этих событий он отразил в цикле под названием «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года»). Толстой, как и в кавказских очерках, по сути, первым в мировой литературе правдиво показал войну «не в правильном, красивом, блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцюючими генералами», а «в настоящем ее выражении - в крови, страданиях, в смерти».

Во второй половине ноября 1855 года, после падения Севастополя Л. Толстой приехал в Петербург, где впервые попал в литературную среду. Особенно он сблизился с писателями, которые сплотились вокруг журнала «Современник»: Д. Григоровичем, И. Гончаровым, И. Тургеневым, М. Островским и др. (Учитель демонстрирует репродукцию фотографии «Группа писателей журнала “Современ - ник”».) Все они видели в молодом писателе большой талант и всячески пытались способствовать ему. М. Некрасов называл его «большой надеждой русской литературы». П. Анненков отмечал: «Просто удивительно, как много мыслил этот человек об нравственность, добро, истину и с какого раннего времени!» Сам писатель в дневнике: «Быть всегда активным к духовной цели». Эта запись лучше всего отражает ту напряженную внутреннюю работу, происходившую в душе Л. Толстого. Он много работал, почти за год (1856-1857) были написаны повести «Юность», «Два гусара», «Утро помещика» и несколько рассказов.

В конце ноября 1856 года Толстой вышел в отставку и через два месяца отправился в первую заграничную поездку, которая длилась полгода. Через Варшаву он приехал в Париж, где встретился с Некрасовым и Тургеневым. Толстой знакомится с культурной жизнью Франции, посещает лекции, концерты, Лувр, Национальную библиотеку. Затем писатель посетил Швейцарию, которая удивила его красотой природы и резкими социальными контрастами. Его поразила встреча с певцом-нищим возле роскошного отеля в Люцерне, позже Толстой положит этот эпизод в основу рассказа «Люцерн».

В начале 60-х годов писатель окончательно поселился в Ясной Поляне. Его интересовали проблемы жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году Толстой, чувствуя ответственность за судьбу крестьян, согласился занять должность мирового посредника, чтобы способствовать улучшению условий их жизни, по крайней мере в своем поместье и губернии. Однако дворяне отнеслись к его действиям чрезвычайно враждебно, и через год он вынужден был оставить эту должность. В то же время писателя заинтересовали вопросы образования. Он пишет педагогические статьи, издает журнал «Ясная Поляна». Толстой сам проводил беседы с детьми, которые длились 3-4 часа, предлагал написать сочинение на тему народной пословицы или поговорки. Это побудило детей к творчеству, сблизила писателя с простым народом.

С целью ознакомления состояния образования в Западной Европе, Толстой осуществляет вторую заграничную поездку. Тяжелым событием этого периода стала потеря брата Николая, который умер на юге Франции, в Гієре, на руках Льва Николаевича. По словам самого Толстого, брат был «одним из лучших среди людей, с ним связаны самые яркие воспоминания жизни».

В начале 1861 года из Франции Толстой приезжает в Англию. В Лондоне ему посчастливилось присутствовать на лекции известного английского писателя Ч. Диккенса, посвященной проблеме воспитания. Известно, что Диккенс был одним из самых любимых писателей Толстого. Портрет выдающегося англичанина он поместил в своем кабинете среди портретов близких ему людей.

В сентябре 1862 года произошло важное событие в жизни Л. Толстого: он вступил в брак с Софьей Андреевной Берс, дочерью московского врача. «Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть таким счастливым»,- признавался он своим друзьям. Молодые сразу после свадьбы поехали в Ясной Поляне, где и прожили почти 20 лет. «Выбор давно сделан. Литература, искусство, педагогика и семья»,- этой записью в дневнике ознаменовало новый этап в жизни писателя. Софья Андреевна и дети - Сергей, Таня, Илья - оживляли яснополянское жизни. Лев Николаевич увлеченно занимался хозяйством, воспитанием детей, по вечерам - чтением, музыкой: вместе с женой они играли в четыре руки сонаты и симфонии Моцарта, Шуберта, Шопена. Семья для Толстого с одной стороны была душевным убежищем, источником вдохновения, а с другой - предметом для противоречивых размышлений о любви, гармонию человеческих отношений и причины духовного разъединения. Взаимоотношения между супругами в разные периоды жизни оказались неодинаковыми и довольно непростыми. Толстой был очень требовательным к себе и другим, постоянно искал пути всемирной гармонии, рассматривал проблемы счастья с точки зрения высоких моральных принципов.

С 1863 года Л. М. Толстой начал работу над новым большим романом, которая продолжалась семь лет. В окончательной редакции произведение получило название «Война и мир». Роман своеобраВНОе по жанру. В нем сочетаются элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальной хроники, мемуаров и т.д., и это позволяет охарактеризовать его как роман-эпопею. Такая жанровая форма впервые появилась в русской литературе и стала художественным открытием Толстого. В этой исторической эпопее писатель не только воспроизвел факты прошлого России, но и показал дух русского народа, те возможности для общественного развития, которые кроются в нем. «Мысль народная» была главной в романе. Произведение сразу привлекло внимание читателей, критиков, в газетах появились сообщения о том, что «его прочитала вся Россия». Высокую оценку роману дали такие известные писатели, как М. Погодин, М. Лесков, М. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев, который назвал «Войну и мир» «одной из лучших книг нашего времени».

После завершения работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л. Толстого появляется много новых замыслов. Он решил написать «Азбуку» и книги для маленьких детей. Для этого писатель снова возобновил свои занятия с крестьянскими детьми, перечитал много народных былин и сказок. У него даже появляется мысль написать роман, героями которого были бы былинные богатыри.

Но одновременно с работой над «Азбукой» Толстого захватила другая идея: он решил писать роман про эпоху Петра I. Однако потратив много времени на разработку исторического замысла, он внезапно начинает писать произведение на современную тему. Этот роман в последней редакции получил название «Анна Каренина».

В то время, когда Толстой работал над этим произведением, художник И. Крамской на заказ П. Третьякова, известного российского мецената, основателя картинной галереи в Москве, написал в Ясной Поляне первый живописный портрет писателя. (Учитель демонстрирует портрет Л. Толстого работы И. Крамского.) Критик В. Стасов сделал такое замечание о работе художника: «...Присмотритесь внимательно - и перед вами откроется глубокая, сложная, талантлива, полна энергии и сил натура. Всю внутреннюю душу и состав этого человека господин Крамской схватил довольно искусно».

В 1878 году произведение «Анна Каренина» было закончено, и писатель снова вернулся к роману о декабристах. Именно в процессе этой работы в мировоззрении Л. Толстого произошел резкий перелом в отношении отношения к общественной жизни.

Страстным протестом против бездуховного общества стал роман «Воскресение» (1889-1899), за который автора 1910 года был отлучен от церкви. Развращенному и ложном обществу надоело слушать «абстрактные проповеди» художника. Поэтому конец его жизни омрачился недоразумением и семьи, и мира. Но писатель не склонился, в постоянной внутренней борьбе с собой и обществом он продолжал работать. Из-под его пера выходят такие произведения, как «Живой труп» (1900), «После бала» (1903), «За что?» (1906), «Хаджи-Мурат» (1896-1904) и др.

Сложное время внутреннего перелома совпал для Толстого с некоторыми изменениями в привычной жизни: с 1881-го семья начала зимой жить в Москве, поскольку пришло время сыновьям поступать в университет, а дочерям - выезжать в высшее общество. Лев Николаевич любил длительные прогулки Москвой, которые он совершал вместе с художником И. Репиным. Они посещали не только парки древней столицы, но и рабочие районы, где жили бедняки и рабочие местных фабрик. В московский период жизни оказался общественный талант писателя. Он участвовал в трехдневном переписи населения Москвы. В этой работе ему помогал старший сын Илья. В 1891-1892 годах Толстой организовал помощь голодающим крестьянам Орловской и Рязанской губерний. Изменения, произошедшие в его душе, нашли свое отражение на страницах «Исповеди». В этом произведении рассказывается о том, как разрушалась его вера, как перед ним открывалась низость человеческой жизни.

Из-под пера Л. Толстого появляются также работы об искусстве, размещенные в книге «Что такое искусство?», он активно переписывается с художниками, встречается с молодыми писателями (А. Чеховым, М. Горьким, В. Короленко и др.), с художниками (И. Репиным, М. Е, М. Нестеровым).

В последние годы жизни Л. Толстой неутомимо работает. Несмотря на тяжелую болезнь, перенесенную в 1901-1902 годах, писатель остался крепким духовно и физически. Однако жизнь в Ясной Поляне - обеспеченного человека среди нуждающихся крестьян - все больше угнетает его. Он мечтает о жизни среди простого люда, в селе. В «Исповеди» писатель говорит: «Со мной случился переворот, который давно зрел во мне. Со мной случилось то, что наша жизнь - богатых, ученых - не только надоело мне, но и потеряла всякий смысл. Я отрекся от жизни своего круга.» С каждым годом растет боль от невозможности что-то изменить. «Жизнь здесь, в Ясной Поляне, совершенно отравлено. Куда не выйду - стыд и страдания. Не могу забыть, не видеть»,- читаем запись, сделанная в 1908 году. В 1910-м духовный кризис достиг апогея: «Мучительная тоска от сознания мерзости своей жизни среди работающих для того, чтобы еле-еле избежать холодной, голодной смерти. Вчера проехал мимо людей, что били камень, словно меня сквозь строй прогнали.»

21 июня 1910 года Толстой написал «Завещание», в котором указал, что после смерти все его произведения не будут ничьей собственностью. Жена писателя не соглашалась с этим, потому что считала, что все рукописи писателя должны принадлежать семье. Усилились раВНОгласия в отношениях с Софьей Андреевной. Толстой чувствовал себя очень одиноким.

Начиналась холодная осень 1910 года с ранними заморозками и снегом. В ночь с 9-го на 10-е ноября Толстой не сомкнул глаз и принял решение. В пять часов утра он разбудил своего домашнего врача и друга Д. П. Маковицького и сообщил, что собирается покинуть Ясную Поляну. Писатель решил добраться до юга России и поселиться там у кого-то из знакомых крестьян. Но по дороге он простудился, заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово Рязанско-Уральской желеВНОй дороги. В домике начальника станции И. И. Озолина Л. Толстой провел семь своих последних дней. Известие о болезни писателя быстро облетела всю страну и мир. Каждый день в газетах печатался бюллетень о состоянии здоровья 82-летнего больного Л. Толстого, писателю становилось все хуже. 20 ноября 1910 года Толстой умер. Прах его - без участия духовенства - был похоронен в Ясной Поляне, в лесу, на месте, которое он сам заранее выбрал. Именно в этом лесу вместе со своими братьями, будучи ребенком, он искал волшебную «зеленую палочку», которая могла бы сделать всех людей счастливыми. Даже умирая, писатель-гуманист думал о счастье людей.

 

3. Работа с эпиграфами.

- Прочитайте высказывания писателей о Л. Толстого.

- Какие черты, присущие его творчеству, подчеркивает каждый из них? (Реализм и высокое художественное мастерство.)

 

4. Рассказ учителя.

История создания романа «Анна Каренина»

После завершения работы над романом «Война и мир» Л. Толстой продолжает интересоваться историей декабристского движения, а впоследствии увлекается событиями XVIII века и начинает писать исторический роман про эпоху Петра I. Но в начале 70-х годов снова возвращается к современности. Позже писатель вспоминал: «Это было, как теперь: после обеда я лежал на диване и курил. Или задумался я, только боролся со сном, не знаю, но вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной аристократической руки. Я невольно начал присматриваться к этому видения. Появились плечи, шея и, наконец, целый образ красивой женщины в бальном платье, которая как будто молила о помощи, глядя на меня печальными глазами. Видение исчезло, и я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и днем и ночью, и, чтобы избавиться от его, я должен был найти ему воплощение». Так впервые в замыслах художника появился образ будущей героини - Анны Карениной.

Писатель увлекся идеей написать роман о семейной жизни, создать образ замужней женщины из высшего света, которая потеряла себя. В дневнике С. А. Толстой есть такая запись: «Он говорил, что его задача - сделать эту женщину жалкой, но не виновной...»

Работа над романом продолжалась в течение четырех лет - с 1873-го по 1877-й. В это время писатель все чаще задумывается над проблемами брака и семьи. В дневнике С. А. Толстой от 3 марта 1877 года читаем запись, сделанную со слов Л. М. Толстого: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в “Анне Карениной” я любил мысль семейную». Отметим, что писатель не ограничился темой семьи, поскольку семейные отношения, по его мнению, тесно связаны с историческими, социальными, философскими вопросами. Поэтому в процессе работы Толстой расширил пределы семейно-бытового романа, углубив психологическую, морально-этическую линии, сделав определенные философские обобщения и размышления о природе счастья и несчастья людей, о природе общественных отношений вообще. И в результате произведение превратился в крупный социально-психологический роман с глубоким нравственно-философским содержанием.

Следует отметить, что в процессе работы было четыре редакции описания внешности Анны Карениной. По свидетельству родственницы Толстых Т. А. Кузьминской, писатель придал Анне Карениной черты внешности Марии Александровны Гартунг, старшей дочери О. С. Пушкина. Л. Толстой познакомился с М. О. Гартунг 1868 года на балу в Туле.

Сначала роман назывался «Два брака». И хотя затем название было изменено, в композиции осталось две сюжетные линии.

 

5. Беседа.

- Подумайте, изменилось ли что-нибудь со сменой названия романа? (Так, достигнута большая концентрация внимания на образе главной героини. И понятным становится основная проблема произведения: судьба женщины из высшего общества.)

- Какие две сюжетные линии можно выделить в композиции романа «Анна Каренина»? (Сюжетная линия Анны Карениной и линия Константина Левина.)

- Как начинается роман? (Из мысли «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».)

- Как вы думаете, почему эти слова считают психологическим ключом к произведению? (В центре внимания писателя не счастливые семейные отношения, а, наоборот,- несчастливые.)

- Как вы понимаете смысл второй фразы: «Все смешалось в доме Облонских...»? (Роман начинается не с изображение счастливой семьи, а с распада семьи, разрушение человеческих отношений.)

- На примере каких образов раскрывается главная проблема произведения? (На примере нескольких семейных пар: Анна - Алексей Каренин, Долли - Стива Облонский, Кити - Константин Левин.)

- Какие еще семьи упоминаются в романе? (Щербацьких, Вронських, княгини Бетси Тверской, семья крестьянина Ивана Парменова и многих других.)

 

6. Литературная викторина «Назовите героя».

- Скажите, о ком из героев идет речь. Что вам известно о них?

1) «Главные качества.., заслужившие ему это общее уважение по службе, состояли, во-первых, в чрезвычайной снисходительности к людям, основанной в нем на осознании своих недостатков; во-вторых, в совершенной либеральности..; и, в-третьих,- главное - в том совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок.» (Степан Аркадьевич Облонский.)

2) «Все освещалось ей. Она была улыбка, озарявшая все вокруг... Место, где она была, показалось ему недоступной святыней, и была минута, что он чуть не ушел: так страшно ему стало.» (Кити Щербацька и Константин Левин.)

3) «На нем был короткий сюртук. И руки и широкие кисти говорились еще огромнее. Волосы стали реже, то же прямые все висели на губы, то же глаза странно и наивно смотрели на вошедшего.» (Николай Левш, брат Константина Левша.)

4) «Зачем я еду? - повторил он, глядя ей прямо в глаза. - Вы знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы,- сказал он,- я не могу иначе.» (Вронский.)

5) «Я не нахожу,- уже серьеВНО возразил..,- я только вижу то, что мы не умеем вести хозяйство, которое мы вели при крепостном праве, не то что слишком высоко, а слишком низко.» (Николай Иванович Свиязький, помещик, сосед Левина.)

6) «Вообще ...своим сдержанным и неприятным, как бы враждебным отношением очень не понравился им, когда они узнали его ближе. И они рады были, когда сеансы кончились, в руках их остался прекрасный портрет, а он перестал ходит.» (Михайлов, художник, который в Италии рисовал портрет Анны.)

 

7. Проблемный вопрос.

- Исследователь Е. Бабаев высказал такую мысль: «Поиски “позитивной программы” - “закон добра” - составляет движущую силу внутреннего развития сюжета романа». Согласны ли вы с таким мнением? (Так, ведь главные герои романа - Анна и Левин - ищут законы добра для счастья.)

 

8. Наблюдения над текстом.

- Л. Толстой известен как мастер детали. Проанализируйте, какие детали характерны для каждого героя. (Относительно Анны автор все время подчеркивает ее красивые руки, у Долли руки, наоборот, сухие и костлявые; Алексей Каренин постоянно насмехается над Анной, придумывая какого-то нежного и влюбленного мужа (он даже не подозревал, что в его пародии на любовь - отражение семейных отношений). Анна видит его уши и глаза, в которых не чувствовалось жизни. В портрете Вронского автор все время делает акцент на красивых белых зубах. Кстати, после смерти Анны у него начался зубная боль.)

- Найдите символы произведения и различные предостережения, которые, на ваш взгляд, играют роль в развитии сюжета.

 

9. Комментарий учителя.

В романе большую роль играют символы. Любви Анны и Вронского предшествует плохая примета: смерть человека под колесами поезда, становится прообразом гибели героини, смерти любви.

Когда Анна возвращалась в Петербург и на станции встретилась с Вронским, была сильная метель. Эта природная стихия тоже является как бы предупреждением бури, что всколыхнет жизнь Анны.

После разговора Анны с Вронским в гостиной Бетси, когда героиня поняла, что любит Вронского, она поднимается по лестнице, возвращаясь домой: «Анна шла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском; но блеск этот был не веселый,- он страшно напоминалыи блеск пожара среди темной ночи». Это и есть образ-символ любви Анны и Вронского. Но оно озарило жизнь героини не утренним светом, а вспышками пожара во тьме. В этой тьме ей и суждено было умереть.

Сцена гонки является олицетворением аморального, абсурдного жизни, где идет жестокая борьба, в которой участвуют все герои романа (Каренин, Вронский, Анна и другие). Кроме того, эта сцена придает сюжету романа катастрофического темпа, изображая тревогу жизни, атмосферу эпохи.

Железная дорога символизирует общее зло, антигуманные силы, которые угрожают человечеству.

Сны Анны оказались «вещими», поскольку предупреждали ее о те сложные перипетии судьбы, которые ожидают героиню.

Еще один образ-символ - свеча, неоднократно появляется в романе: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнут и навсегда потухла». Образ свечи - это символ любви Анны, что вспыхнуло в ее жизни и быстро погас.

Прекрасная перламутровая ракушка, в которую соединились облака, которые увидел Левин, стали символом перемены не только взглядов героя на жизнь, но и изменений в его судьбе. Ведь именно в этот день он увидел Кити и отказался от своих мыслей о браке с крестьянкой, понял, что все еще любит девушку и решил бороться за нее. Левин также утвердился в своих мыслях о всеобщем благе.

В романе изображено звездное небо: «Уже совсем стемнело, и на юге, куда он смотрел, не было тутч. Тучи стояли с противной стороны. Оттуда вспыхивала молния ы слышался дальний гром. Левин прислушивался к равномерно падающим с лип в саду каплям и смотрел на знакомый ему треугольник звезд и на проходящий в середине его Млечный Путь с его разветвлениями. При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь, но и яркие звезди исчезали, но, как только потухала молния, как будто брошенные какой-то меткой рукой, опять появлялись на тех же местах. “Ну, что же смущает меня?” - сказал себе Левин, вперед чувствуя, что разрешение его сомнений, хотя он не знает еще его, уже готово в его душе». Высокое небо означает, что Левин стоит на пороге важного решения, он понял нравственный закон, который помог ему выйти из душевного кризиса.

 

10. Задание ученикам.

- Известно, что Л. Толстой является непревзойденным мастером изображения природы. Найдите в тексте описания природы.

- Подумайте, какова роль пейзажей в развитии сюжета романа? (Пейзаж является средством, которое помогает автору создавать характеристику героя, психологическим фоном событий, выражением другой, отличной от общественной субстанции, которая является воплощением естественности, простоты, правды.)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Проблемные вопросы и задания.

- Исследователь Е. Бабаев писал: «Наряду с “Евгением Онегиным” А. Пушкина роман “Анна Каренина” Л. Толстого стал настоящей “энциклопедией русской жизни”». Согласны ли вы с этими словами литературоведа? Аргументируйте свое мнение.

- Немецкий писатель Т. Манн сказал: «Я без колебаний назвал “Анну Каренину” величайшим социальным романом в мировой литературе». Как вы думаете, что предоставляет возможности немецкому писателю делать такие выводы?

- Известно, что во время работы над романом «Анна Каренина» Л. Толстой перечитывал А. Пушкина и, в частности, роман «Евгений Онегин». Пушкин назвал «Евгения Онегина» «свободным романом». Л. Толстой перенял это название для своего произведения. Согласны ли вы с мнением автора? (Так, по широте затронутых проблем роман можно считать «широким, свободным».)

- Определите основные проблемы романа Л. Толстого «Анна Каренина». (Роль семьи в жизни человека («мысоль семейная», по словам Л. Толстого), поиски основ крепких семейных отношений, вопросы выбора человека (женщины или мужчины) права на жизнь за движениями сердца или ответственность перед членами семьи.)

- Определите главные сюжетные линии романа. (Главные сюжетные линии романа связаны с жизнью нескольких семейных пар. Анна - Каренин, Долли - Облонский, Кити - Левин. Кроме того, в произведении упоминаются семейные истории Вронських, Бетси Тверской, княгини Лидии Ивановны, крестьянина Ивана Парменова.)

 

2. Заключительная беседа.

- В чем, по вашему мнению, заключаются особенности композиции романа? (В центре композиции романа - история семейной жизни Анны Карениной и судьба дворянина Константина Левина. Две сюжетные линии романа развиваются параллельно, хотя пути обоих героев не пересекаются. Лишь в конце романа происходит встреча между ними, которая не влияет на общее развитие сюжета.)

- Определите раВНОвидность романа. (По жанру это семейно-бытовой роман. Однако Л. Толстой расширил его пределы, изучая социальную действительность и углубляя психологические исследования над характерами героев.)

- Писатель и критик В. Розанов отмечал: «Творчество Льва Толстого, который много бродил в сумерках собственных сомнений, зовет к свету и радости духовных поисков». Как вы понимаете слова В. Розанова? Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Как вы думаете, чем объясняется популярность произведений Л. Толстого в наше время? (И в наше время, когда человечество увлеклось технологическими и социально-экономическими экспериментами, чрезвычайно важными являются мнения Л. Толстого о духовной цели, восстановление человеческого единства, поиски смысла бытия, а также ценность жизни личности.)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать цитатний материал для характеристики образов романа.