I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 13
Тема. Пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение наизусть
Цель: помочь ученикам глубже осознать содержание и художественное совершенство пушкинской поэзии через выразительное чтение; развивать навыки выразительного, вдумчивого чтения стихов; память; умение выражать эмоции, актерские способности; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические вкусы.
Оборудование: иллюстрации к произведению А. Пушкина, портрет писателя; призы для победителей (самодельные), цветок с высказыванием Сократа на лепестках.
Теория литературы: оригинал, перевод, народная сказка, литературная сказка; темп, интонация, пауза, логическое ударение.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока
II. Мотивация учебной деятельности школьников
- Красота поэзии больше всего ощущается, когда стихи читаются вслух, когда чтец представляет то, о чем он говорит, и умеет средствами
выразительного чтения передать чувства автора и свои собственные. Доброжелательное, внимательное отношение слушателей подбадривает того, кто читает стихотворение наизусть, помогает ему сосредоточиться, лучше показать свои знания и умения. Итак, будем добрыми и чтецами, и слушателями, ведь прекрасные стихи О. Пушкина заслуживают на это.
III. Актуализация опорных знаний
Слово учителя
- Вспомните, какие составляющие входят в понятие «выразительное чтение».
Темп - скорость чтения. Бывает быстрый, ускоренный, средний, медленный.
Интонация - словесный рисунок, который указывает на цель высказывания, его эмоциональную окрашенность. Интонаций существует более 20 видов (это и розповідна, и питальна, и побудительная, и восклицательный интонации, и грустная, и гневная, и нежная, и грустная, и веселая, шутливая, и пафосная, возвышенная, повышенная, пониженная и др.).
Пауза - остановка голоса на определенное время с целью выделения, подчеркивания определенного выражения, отделения одной мысли от другой.
Паузы бывают короткие (на некоторых насекомых, в длинных высказываниях без разделительных знаков), средние (на некоторых насекомых, тире, двокрапках), длинные (точка, многоточие).
Логическое ударение - выделение голосом слова, важнейшего, ключевого в высказывании.
Не следует забывать также о соответствующую мимику и жесты, которых не должно быть слишком.
Итак, пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» надо читать не спеша, с некоторой торжественностью, не забывая, что это сказка. Необходимо паузами отделять сказочные картины, изображенные автором.
IV. Проведение конкурса на лучшего чтеца пролога к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»
1. Избрание жюри
Избрать членов жюри можно с помощью считалки (см. приложение) или перечисления учащихся (например, в состав комиссии входит каждый 15-й школьник из ряда).
Инструктаж для жюри
Оценивается выступление по следующим критериям: знание текста, выразительность чтения, артистизм (по двенадцатибалльной системе).
Баллы суммируются и побеждает тот, у кого их больше всего.
2. Выступление учащихся
3. Оценки жюри и учителем
4. Подведение итогов, награждение победителей (например, самодельными медальками «Лучшему чтецу класса» или дипломами)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Прочитайте из лепестков цветка высказывания Сократа, в котором говорится о большом значении речи человека для ее восприятия и оценки другими.
(Заговори, чтобы я тебя увидел.)
VI. Домашнее задание
Прочитать статью по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко (С. 48-49), дать ответы на вопросы (учебник Есть. Волощук - С. 50-54).
Прочитать одну из сказок А. С. Пушкина, сжато его пересказывать и выражать свои впечатления от нее (по желанию).
Подготовить иллюстрации (свои или художника).
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите фразу:
• Лучшим чтецом, по моему мнению, был (была)...
• С мнением жюри я...
• Я по-новому увидел...
Приложение
ПОПУЛЯРНЫЕ УКРАИНСКИЕ СЧИТАЛКИ
Катилась торба
С высокого холма,
А в той торбе Хлеб-паляница.
Кому придется,
Тот щурится.
(...тот будет в жюри.)
Бежали кони под мостами
С золотыми копытами,
Динь, брязь - вышел князь!
Стоит петух на току
В красном сапожке.
Будем просить петушка:
- Ходи рожь молотить!
Ходила квочка возле колышка,
Водила деток-одногодок.
Динь, бом, брязь,
Кто выходит в первый класс?
Раз, два, три, четыре -
Вышли звери,
Пять, шесть - пада письмо,
Семь, восемь - птицы в лесу,
Девять, десять - клубники:
Кто найдет - тому и щурится.
(...поэтому и в жюри.)
- А Иван-копитан,
Чем ты кони копитав?
Серебром-золотом - динь, брязь,
Выйди, князь!
Мидір, Сидор и Каленик
Построили здесь куреник.
В куреникусидять,
По варенику едят.
У нас вареников нет,
Кто жмуритись начинает?
(..Кто в жюри у нас садится?)