ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 13

Тема. Пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила». Выразительное чтение наизусть

 

Цель: помочь ученикам глубже осознать содержание и художественное совершенство пушкинской поэзии через выразительное чтение; развивать навыки выразительного, вдумчивого чтения стихов; память; умение выражать эмоции, актерские способности; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические вкусы.

Оборудование: иллюстрации к произведению А. Пушкина, портрет писателя; призы для победителей (самодельные), цветок с высказыванием Сократа на лепестках.

Теория литературы: оригинал, перевод, народная сказка, литературная сказка; темп, интонация, пауза, логическое ударение.

ХОД УРОКА

I. Объявление темы и цели урока

 

II. Мотивация учебной деятельности школьников

- Красота поэзии больше всего ощущается, когда стихи читаются вслух, когда чтец представляет то, о чем он говорит, и умеет средствами

выразительного чтения передать чувства автора и свои собственные. Доброжелательное, внимательное отношение слушателей подбадривает того, кто читает стихотворение наизусть, помогает ему сосредоточиться, лучше показать свои знания и умения. Итак, будем добрыми и чтецами, и слушателями, ведь прекрасные стихи О. Пушкина заслуживают на это.

 

III. Актуализация опорных знаний

Слово учителя

- Вспомните, какие составляющие входят в понятие «выразительное чтение».

Темп - скорость чтения. Бывает быстрый, ускоренный, средний, медленный.

Интонация - словесный рисунок, который указывает на цель высказывания, его эмоциональную окрашенность. Интонаций существует более 20 видов (это и розповідна, и питальна, и побудительная, и восклицательный интонации, и грустная, и гневная, и нежная, и грустная, и веселая, шутливая, и пафосная, возвышенная, повышенная, пониженная и др.).

Пауза - остановка голоса на определенное время с целью выделения, подчеркивания определенного выражения, отделения одной мысли от другой.

Паузы бывают короткие (на некоторых насекомых, в длинных высказываниях без разделительных знаков), средние (на некоторых насекомых, тире, двокрапках), длинные (точка, многоточие).

Логическое ударение - выделение голосом слова, важнейшего, ключевого в высказывании.

Не следует забывать также о соответствующую мимику и жесты, которых не должно быть слишком.

Итак, пролог к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» надо читать не спеша, с некоторой торжественностью, не забывая, что это сказка. Необходимо паузами отделять сказочные картины, изображенные автором.

 

IV. Проведение конкурса на лучшего чтеца пролога к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

1. Избрание жюри

Избрать членов жюри можно с помощью считалки (см. приложение) или перечисления учащихся (например, в состав комиссии входит каждый 15-й школьник из ряда).

Инструктаж для жюри

Оценивается выступление по следующим критериям: знание текста, выразительность чтения, артистизм (по двенадцатибалльной системе).

Баллы суммируются и побеждает тот, у кого их больше всего.

 

2. Выступление учащихся

 

3. Оценки жюри и учителем

 

4. Подведение итогов, награждение победителей (например, самодельными медальками «Лучшему чтецу класса» или дипломами)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Прочитайте из лепестков цветка высказывания Сократа, в котором говорится о большом значении речи человека для ее восприятия и оценки другими.

 

image11

 

(Заговори, чтобы я тебя увидел.)

 

VI. Домашнее задание

Прочитать статью по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко (С. 48-49), дать ответы на вопросы (учебник Есть. Волощук - С. 50-54).

Прочитать одну из сказок А. С. Пушкина, сжато его пересказывать и выражать свои впечатления от нее (по желанию).

Подготовить иллюстрации (свои или художника).

 

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите фразу:

• Лучшим чтецом, по моему мнению, был (была)...

С мнением жюри я...

• Я по-новому увидел...

 

Приложение

 

ПОПУЛЯРНЫЕ УКРАИНСКИЕ СЧИТАЛКИ

Катилась торба

С высокого холма,

А в той торбе Хлеб-паляница.

Кому придется,

Тот щурится.

(...тот будет в жюри.)

 

Бежали кони под мостами

С золотыми копытами,

Динь, брязь - вышел князь!

 

Стоит петух на току

В красном сапожке.

Будем просить петушка:

- Ходи рожь молотить!

 

Ходила квочка возле колышка,

Водила деток-одногодок.

Динь, бом, брязь,

Кто выходит в первый класс?

 

Раз, два, три, четыре -

Вышли звери,

Пять, шесть - пада письмо,

Семь, восемь - птицы в лесу,

Девять, десять - клубники:

Кто найдет - тому и щурится.

(...поэтому и в жюри.)

 

- А Иван-копитан,

Чем ты кони копитав?

Серебром-золотом - динь, брязь,

Выйди, князь!

 

Мидір, Сидор и Каленик

Построили здесь куреник.

В куреникусидять,

По варенику едят.

У нас вареников нет,

Кто жмуритись начинает?

(..Кто в жюри у нас садится?)