ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 15

 

МИР СОСТОИТ ИЗ ЧУДЕС...

 

Тема: В мире древнегреческих мифов.

Невозможно переоценить значение греческой мифологии для мировой культуры. Неслучайно историю греческого народа мы начинаем с изучения міфів. их можно назвать золотым фондом, который каждый образованный человек должен иметь в сокровищницы своей памяти.

О. Белецкий

Цель: презентовать раВНОобразный и неповторимый мир греческой мифологии, обобщить и углубить знания учащихся о мифе, его раВНОвидности, развивать связную речь и творческие способности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование и материалы: выставка рисунков, книг «Мифы Древней Греции», иллюстрации к мифам, репродукции картин (Дж. Романо, Дж. Базаре, Г. Рени, С. Рафаэль, П. Рубенс, Я. Тинторетто).

Тип урока: внеклассное чтение.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

Материал для вступительного слова учителя

На греческую мифологию всегда смотрели как на один из лучших творений воображения, потому что в ней преобладают элементы чистой красоты, незатьмареної радости и беззаботной жизнелюбия. Правда, здесь можно встретить пережитки древности: отзывы ритуального людоедства, рассказы про убийства детьми родителей и родителями детей, братоубийственные поединки, кровавые войны... Но все эти проявления первобытного дикарства осуждаются творцами мифов, которые исповедуют любовь к людям...

Грек чувствовал вокруг себя раВНОобраВНОе и мощное жизни тайных сил. Деревья растут словно каким-то чудом, и тихий шелест листьев - то их язык; реки текут в неведомую даль, и их воды - животворные; огонь рождается, пожирает свою пищу и умирает; ветер мчится свыше горами, зловеще завывая, - отовсюду просматривают непостижимые силы, перед которыми первобытный человек склоняется и дрожит. Стремясь познать их и завязать дружеские отношения, она называет их именами и, в конце концов, окружает себя множеством богов. Каждое явление, занятие имело своего покровителя.

 

Потому что древний грек, хоть возраста и молодого,

а знал, что мир состоит из чудес,

что каждый является собой ненадолго, -

все кто-то кого-то превратил.

Богиня Эос, скориставши власть, -

своего старого мужа на цикаду.

Сам Зевс - возлюбленную, нимфу чорноброву,

превратил, простите, на корову.

А та трава, что в пальцах размятая,

то будет пахощ странный и терпкий,

это же Аид превратил мяту

свою любимую Менту. Этакий.

И каждый камень был когда созданиям.

И все живет и дышит. А он -

задушена покрученим корнями,

кричит ива, как жрец Лаокоон.

Природа вся была живая для грека:

он слышал ее, как землю слышал Антей...

Лина Костенко. «Скифская одиссея»

 

2. Объявление темы урока.

 

3. Работа с эпиграфом.

 

4. Актуализация опорных знаний.

• Что такое миф? Раскройте его основные признаки.

• Какие виды мифов по содержанию вы знаете? Приведите примеры.

• Определите на примерах особенности героических мифов.

 

5. Презентация учениками древнегреческих мифов (вариант: зачитывание ученических переводов) с мотивацией выбора.

 

6. Работа в группах по карточкам.

Ученики объединяются в группы до 5 человек. Каждая группа получает задания на карточках, которое обсуждают в течение нескольких минут. Результат работы - зачитывание задач и обнародования результатов групповой работы.

Задачи. Отгадайте название мифа. Попробуйте в виде пантомимы изобразить ответ, чтобы ее отгадали ваши одноклассники.

Образцы карточек:

Карточка 1. По древнегреческим мифом, мать героя морская богиня Фетида искупал его в водах священной реки Стикс, чтобы сделать неуязвимым для вражеских стрел. Но при этом она держала его за пятку, которой не коснулись воды Стикса. Стрела Париса, направленная богом Аполлоном, попала в пяту, и герой погиб. В переносном употреблении это выражение означает «слабое, уязвимое место».

Ответ: «Ахиллесова пята».

Карточка 2. Сын Дедала, легендарного древнегреческого строителя. По приказу царя Крита Миноса были заключены в лабиринте, построенном для чудовища Минотавра. Чтобы спастись, Дедал сделал из перьев, скрепленные воском крылья, на которых вместе с сыном улетел с острова. По дороге герой, стремясь подняться к солнцу, взлетел слишком высоко. Пылающие солнечные лучи растопили воск, и юноша упал в море. Образ отважного юношу, который трагически погиб во имя своей мечты, часто используется в литературе.

Ответ: «Икар».

Карточка 3. Герой популярного греческого мифа, сын Зевса. Любимец богов, он имел право находиться на Олимпе. Однажды он оскорбил богов, за что был низвергнут в Аид, где терпел страшные муки. Герой стоял по горло в воде, но его все время мучила жажда: когда он хотел напиться, вода отступала. Ветка с плодами отклонялось каждый раз, когда голодный герой протягивал к ней руку. В переносном смысле выражение означает невыносимое страдание от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

Ответ: «Муки Тантала».

Карточка 4. Коринфский царь, который за оскорбление богов был осужден Зевсом на тяжкую кару: он вечно должен был поднимать на гору большой камень, который каждый раз скатывался вниз. Выражение в переносном значении - бесплодная, тяжелая, бесконечная работа.

Ответ: «Сизифов труд».

Карточка 5. Решив отомстить людям, которым Прометей принес огонь с неба, Зевс повелел богам создать прекрасную и красноречивое, но хитрую и коварную девушку. Зевс, отдав ее замуж за Эпиметее - брата Прометея, подарившего ей сундук, в котором были заперты все человеческие пороки, несчастья и болезни. Несмотря на запрет, она из любопытства открыла ящик и выпустила на волю все беды, что их до сих пор терпит человечество. На дне сундука осталась одна надежда. В переносном употреблении - вместилище зла, зловещий дар

Ответ: «Ящик Пандоры».

Карточка 6. По древнегреческим легенде, герой, позавидовав своему обладателю, назвал его счастливейшим из людей. Тогда Дионисий посадил завистника на свое место, повесив над его головой на конском волосе острый меч. Зляканому герою Дионисий объяснил, что этот меч является символом тех опасностей, которых властелин испытывает постоянно, несмотря на внешне беззаботную жизнь. Выражение употребляется в значении: постоянная опасность.

Ответ: «Дамоклов меч».

Работа в тетрадях: запись крылатых выражений из древнегреческих мифов (ахиллесова пята, Икар, муки Тантала, сизифов труд, ящик Пандоры, дамоклов меч).

 

Выполнение задания 8 учебника (с. 34).

 

Обобщение.

В греческих мифах отразились мечты человечества: укрощение сил природы (подвиги Геракла и других героев), освоение далеких земель и морей (путешествия аргонавтов и Одиссея), освоения воздушного пространства (Дедал и Икар), победа над всеми болезнями и даже смертью (бог врачевания Асклепий).

Много поколений художников используют для создания образов в своих произведениях греческую мифологию. Например, мотивы мифа о Пигмалионе отражено в творчестве Овидия, Ж.-Ж. Руссо, Б. Шоу, Г. Крайзера, Есть. Баратынским. А миф об Орфее - замечательного певца - вдохновлял многих драматургов (Николая Вороного, Лесю Украинку).

 

Домашнее задание.

1. Перечитать мифы, которые поразили больше всего, подготовиться устно к рассказу о любимого мифологического героя.

2. Выполнить задание 7 учебника на с. 34.