ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 6 класс

Урок 14

 

СУДЬБА ЛЮБИТ СИЛЬНЫХ, ОДВАЖНИХ И РЕШИТЕЛЬНЫХ

 

Тема: Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид» («Авгиевы конюшни», «Пес Кербер»).

Не поддавайся несчастью, но иди ему навстречу с двойным мужеством.

Вергилий

Цель: работать над развитием навыков выразительного чтения, умение давать устные ответы по содержанию прочитанного, углубить знания о крылатые выражения, расширять словарный запас учащихся, воспитывать свободолюбие, умение находить выход из затруднительного положения.

Оборудование и материалы: выставка рисунков, книг «Мифы Древней Греции», иллюстрации к мифам о Геракле, репродукции картин (Дж. Романо, Дж. Вазари, Г. Рени, С. Рафаэль, П. Рубенс, Я. Тинторетто).

Тип урока: изучение художественного произведения.

 

Ход урока

 

1. Объявление темы урока и эпиграфа.

 

2. Разгадывание кроссворда «Цитата - слово».

 

По горизонтали: 1. «На рассвете Еврисфей послал своего слугу к Гераклу с приказом: за один день вычистить из рода - возраста нечищеные конюшни, в которых держал скот царь...» 2. «Что же теперь ему загадать? - ломал себе голову непутевый царь. И тут ему на помощь пришла ...» 3. «Питались они только человеческим мясом, и жестокий Диомед велел бросить им на ... всех чужаков». 4. «Поздравляю тебя, Ты сын, - приветливо проговорил ... - Меня послала Афина Паллада помочь тебе сойти в царство Аида».

По вертикали: «Римляне дали имя Гераклу...»

Ответы: По горизонтали: 1. Авгий. 2. Гера. 3. Поживу. 4. Гермес.

По вертикали: Геркулес.

 

3. Словарная работа.

Геспериды - нимфы-хранительницы золотых яблок вечной молодости.

Антей - герой древнегреческих мифов. Этот властитель Ливии, гигант, сын Посейдона (бога морей) и Геи (богини земли) - был непобедимым, потому что каждое прикосновение к матери - земле давал ему новые силы. Гераклу удалось убить Антея, только подняв его в воздух. Образ Антея символизирует силу, которую дает человеку связь с родной землей, с родиной.

 

4. Обсуждение содержания мифа «Яблоки Гесперид» с элементами перевода.

• Объясните, почему «самым трудным подвигом Геракла на службе у Еврисфея был его последний, двенадцатый подвиг».

• Кто такой Атлас (Атлант)?

• Что должен был совершить Геракл, чтобы узнать путь к Гесперидам?

• В чем заключалась непобедимости Антея?

• Можно ли считать, что поединок Геракла с Антеем - подвиг? Ответ аргументируйте.

• Какова опасность постигла героя, когда он оказался в Египте?

• Как удалось ему избежать смерти? Что подчеркивается в образе Геракла этим поступком?

• Кто и при каких условиях помог Гераклу добыть яблоки Гесперид?

• Расскажите, как Геракл «на хитрости применил хитрость». Напишите свое отношение к герою.

 

5. Работа с таблицей «Подвиги Геракла»: внесение сведений о подвиг Геракла «Яблоки Гесперид».

 

6. Работа с понятием «крылатые выражения» (запись в тетради).

Крылатые слова (выражения) - устойчивые обороты речи, меткие словосочетания, яркие высказывания литературного происхождения, кратко и обраВНО передают мысль и стали общеупотребительными.

 

7. Краткий пересказ учениками мифа «Авгиевы конюшни».

 

8. Работа в тетрадях.

Авгиевы конюшни - конюшни Авгия - царя Элиды, сына бога солнца Гелиоса. Авгий имел несколько тысяч голов скота, стойла которого не чистились в течение 30 лет. Геракл, преградив течение реки Алфей, направил ее на конюшни были очищены таким образом за один день. Это был седьмой подвиг Геракла. В переносном смысле выражение стали употреблять, характеризуя беспорядок, запущенные дела.

 

9. Эвристическая беседа по содержанию мифа «Пес Кербер».

• Расскажите, какие невероятные трудности пришлось преодолеть Гераклу во время этого подвига.

• Опираясь на текст, опишите Кербера.

• В чем заключалась опасность для героя во время совершения этого подвига?

• Кого спасает Геракл в подземном царстве? Как это характеризует персонажа?

• Кто из богов сопровождает Геракла в Аиде?

• Расскажите о общения героя с Аидом.

 

10. Работа с таблицей «Подвиги Геракла»: внесение сведений о подвигах Геракла «Авгиевы конюшни», «Пес Кербер».

 

11. Литературная игра - пантомима «Угадай!».

Методический комментарий. Ученики - актеры демонстрируют эпизод, а остальные должны отгадать подвиг Геракла. Эффективной считается работа в парах.

 

12. Подведение итогов игры-пантомимы.

 

13. Обобщающее слово учителя о популярности образа Геракла в литературе и искусстве.

 

Материал для слова учителя

Подвиги Геракла были любимыми темами античного искусства. Известная статуя Г. Фарнезе работы Глікона. Эпизоды из жизни героя были устоявшимися темами скульпторов, которые украшали элементы архитектуры. Образ Геракла воспевал Софокл («Трахінянки», «Филоктет»), Еврипид («Неистовый Геракл», «Геракліди»). Сюжеты мифов о Геракле становились источником вдохновения художников последующих эпох в изобразительном искусстве (Дж. Романо, Дж. Базаре, Г. Рени, С. Рафаэль, П. Рубенс, Я. Тинторетто), литературе (Ж. Ротру, Ж. Ф. Мармонтель, П. Мстазіо).

 

14. Домашнее задание.

1. Повторить сведения о миф, подготовить презентацию одного из древнегреческих мифов (как вариант: написать пересказ мифа, что запомнился или больше всего впечатлил). Можно использовать тексты мифов, помещенных в хрестоматии, - «Фаэтон», «Дедал и Икар», «Сизиф», «Мидас», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика», «Смерть Орфея».

2. Подготовить ответ на вопрос 4 учебника на с. 33.