ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Уроки зарубежной литературы 9 класс

УРОК № 13

 

Тема. Просвещение как литературная эпоха. РаВНОобразие проявлений литературной жизни: возникновение (сентиментализм) и развитие (классицизм, реализм) художественных направлений, новых жанров (философская повесть и т.д.).

Цель: ознакомить с основными принципами искусства эпохи Просвещения; научить учащихся характеризовать Просвещение как идейное движение и литературную эпоху, работать с литературоведческими терминами; учить самостоятельно работать и выступать с сообщениями, развивать внимание и умение слушать.

Оборудование: портреты Даниэля Дефо, Джонатана Свифта, Генри Филдинга, Роберта Бернса, Вольтера, Дени Дидро, Жан-Жака Руссо, Бомарше, Гете, Шиллера и других известных людей эпохи Просвещения.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

 

Человек рожден свободным...

Пока народ, который вынужден повиноваться,

покоряется, он действует хорошо, но как только,

имея возможность сбросить ярмо, народ

сбрасывает его, он действует лучше...

Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»

 

ХОД УРОКА

I. Объявление результатов тематической аттестации № 2.

Анализ типичных ошибок

II. Мотивация учебной деятельности

 

Работа с эпиграфом

(Учитель зачитывает отрывок из труда Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре».)

Как вы понимаете это высказывание?

Какой эпохе он относится?

Что вам известно об этой эпохе?

Учитель. Эпоха Просвещения, которая пришла на смену эпохе Возрождения,- одна из выдающихся страниц в истории западноевропейской культуры. Именно с этой эпохой мы сегодня начнем знакомиться ближе.

 

III. Работа над темой урока

 

(Слушая выступления одноклассников и учителя, ученики конспектируют информацию и готовятся отвечать на обобщающие вопросы.)

 

1. Выступление ученика - «историка»

Французская революция конца XVIII в.: причины и последствия

В конце XVIII в. во Франции наступил кризис абсолютизма, вызванная неспособностью королевской власти оздоровить экономику страны, поскольку все попытки были неудачными из-за расточительство королевского двора, регламентирование монархией производства и торговли, сопротивление аристократии финансовым реформам. Непримиримые противоречия существовали между привилегированными паразитическими сословиями дворян и духовенства и большинством французов (по состоянию бесправных производителей). Группа прогрессивных деятелей беспощадно критикует отсталые феодальные порядки и защищает интересы просвещенной буржуазии и интеллигенции Франции, идеологически готовя французский народ к борьбе против абсолютистской "монархии. Поскольку это движение распространял образование, культуру и воспитание, он получил название «Просвещение». Просветители опирались на гуманистические идеи Возрождения, опыт английской революции и борьбы североамериканских колоний за независимость. Главная идея Просвещения - безоговорочная вера в могущество разума и познания законов существования мира и человеческого общества. Выдающимися просвітниками Франции были Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, д'аламбер.

Вопрос к классу

• Что дало толчок зарождению идеи Просвещения? Какова его главная идея?

 

2. Выступления учащихся -«биографов»

Вольтер (1694 - 1778) - это псевдоним философа и поэта, драматурга, публициста и политического деятеля Франсуа Мари Аруэ. Его дважды сажали в Бастилию через творческую деятельность. Много лет провел в эмиграции. Вольтер проповедовал реформу власти самой властью и долгое время верил в идею «просвещенного абсолютизма». Вольтер выступал за то, чтобы просвещенные монархи осуществили в своих государствах реформы - ввели конституцию, обеспечили своим гражданам свободу слова и вероисповедания, покончили с религиоВНОй нетерпимостью, предоставили равные права всем подданным, отменили привилегии духовенства и дворян, ликвидировали остатки феодальной зависимости крестьян. Но он никогда не отрицал религию, считая ее нужной для покорения масс, ибо «если бы Бога не существовало, то его надо было бы выдумать».

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в главной своей работе «О духе законов» создал теорию разделения властей: законодательная власть должна принадлежать народу (народ выбирает депутатов - законодателей), исполнительная - королю, а судебная - состояния судей. Независимость каждой из трех ветвей власти, с точки зрения Монтескье, является гарантией свободы. Критикуя абсолютистский строй, Монтескье провозглашал демократические принципы свободы слова, веротерпимости, равенства всех перед законом.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)- философ, литератор и педагог, прошел тяжелую школу жизни: был лакеем, учителем музыки, секретарем и переводчиком, переписчиком нот; был противником социальной несправедливости и угнетения человека человеком. Он стремился искоренить имущественное неравенство, хотя не выступал против частной собственности. Руссо был выразителем идеи свободы и равенства человека и народов. Он обосновал идею народного суверенитета - в соответствии с ней наилучшей формой государственного устройства является республика, где народ непосредственно управляет страной через избранных народных представителей. При этом народ - это все граждане республики независимо от социального происхождения. Идеи Руссо, наиболее демократические идеи того времени, были близки народным массам, особенно крестьянству. В области литературы разрабатывал раВНОобразные жанры: писал романы, комедии, поэмы, стихи; начал сентиментализм.

Философы Дени Дидро (1713 - 1784) и Жан д'аламбер (1717 - 1783) были организаторами издания первой в мире многотомной (33 тома за 1751-1776 годы) «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», в котором сотрудничали все противники абсолютистского строя, сторонники передовых идей. Энциклопедия не только фиксировала все научные и технические достижения своего времени, но и пропагандировала идеи свободы, равенства, братства, всемогущества разума и прогресса.

Вопрос к классу

• Что, по вашему мнению, объединяет фигуры Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и Д'Аламбера? В чем важность их вклада в развитие Просвещения?

 

3. Выступление учителя

Распространение идей Просвещения в Европе

Английский философ Локк сыграл большую роль в формировании идей французского Просвещения. Для Европы его открыл Вольтер, писатель привлек внимание своих соотечественников к личности этого философа.

Общественный строй Европы существенно меняется, окончательно формируется концепция человека как существа, которое имеет права и свободы, и обустройство такого государственного устройства, где бы защищались эти права и свободы. Вырабатывается концепция нового государства. Просветители выступили против угнетения народных масс, против духовного порабощения человека церковью, когда истинная вера подменяется неким ритуалом и догмами. Суть эпохи характеризует лозунг, выдвинутый просвітниками: «Имей мужество пользоваться собственным умом!».

Идеи эпохи Просвещения существенно повлияли на все направления духовной жизни европейского общества, что и дало название новой культурно-исторической эпохе. Кстати, упомянутая эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин «просвещение» используют идеологи Просвещения - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот термин в науке статья И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784).

Эпоха Просвещения - это середина XVII - XVIII вв. В общем, идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный отряд просветителей сформировался во Франции.

Вопрос к классу

• Назовите хронологические рамки эпохи Просвещения. Как идеи Просвещения распространялись Европой?

Культура эпохи Просвещения

Давая общую характеристику культуры эпохи Просвещения, следует отметить, что она является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, наблюде-ность, проникновения в сущность человеческих страстей и характеров. В то же время достижения художественной культуры эпохи Просвещения достигнуты ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических идеалов общества, свойственных искусству предыдущих лет. Своевольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного подданного периода классицизма в XVII в. меняет свободный гражданин. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Г. Лессинг, А. Лесаж, Бомарше, Вольтер, Д. Дидро зо-бражують естественность человека. Для них разрешения всех коллизий обусловлено просветлением жизни, умом, знаниями. Просветительский рационализм интенсивно наполняется гуманистическим содержанием. Если в классицизме «разумность» произведений искусства была показателем их художественных качеств, то теперь она воспринимается как дополнительное свидетельство его моральных ценностей. Реализм эпохи Просвещения уже не выдвигает таких могучих титанов, как искусство эпохи Возрождения. Величие духа, невероятное напряжение общечеловеческих страстей заменяется ловкостью находчивого героя. Искусство демократизируется и обращается к жизненному материалу, не минуя самые низкие слои общества. Внимательно изучается общественное жизни людей. Ведущим жанром в литературе становится социально-бытовой роман. Классицизм как доминирующее направление в литературе и искусстве уступает сентиментализма (сентимент - чувства), а примерно с 60-х годов XVIII в. - романтизма.

Эпоха Просвещения в Украине - это творчество выдающегося странствующего философа Г. С. Сковороды. Его влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры безусловный. Сковорода сочетает в себе философа, поэта, мыслителя и музыканта. И хоть эпоха, в которую творят французские просветители и Сковорода,- одна, и литературы разные: мудрствования французских просветителей Сковорода не считает «мудрым мудростью». Сковорода - христианский мистик, и ему не импонировало их безбожие. Источником сковородиновской философии была Библия.

Вопрос к классу

В чем заключаются достижения эпохи Просвещения?

Что вам известно об особенностях украинского Просвещения?

Литература эпохи Просвещения создала такие жанры, как роман, философская повесть, сказка, семейная и философская драма, преподнесла эстетические ценности, демократизувала литературу, сделав искусство слова доступным широким слоям общества.

Просветительский реализм вывел на первый план героев из демократической среды, показал их борьбу за существование, за признание в обществе, по утверждению чувства собственного достоинства.

С идеологией и практикой Просвещения тесно был связан энциклопедизм - духовно-интеллектуальный и образовательный феномен европейской культуры второй половины XVIII в. Энциклопедистами называли лиц, которые входили в состав коллектива авторов французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780), опубликованной в 35-ти томах.

Итак, духовная культура Просвещения была сложным и одновременно важным этапом в развитии мировой культуры. Эпоха Просвещения может быть названа революционной не только в понимании социально-экономических и политических преобразований, но и преобразований в сфере духовной культуры. В результате творчества ученых, философов - просветителей, литераторов, композиторов, художников, архитекторов человечество получило принципиально новые подходы к пониманию философских, этических и эстетических проблем, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.

Вопрос к классу

Назовите особенности литературы Просвещения.

Что стало духовно-интеллектуальным и образовательным феноменом европейской культуры второй половины XVIII в.?

Что вы можете сказать о духовной культуре эпохи?

 

IV. Рефлексия

 

1. Обобщающая беседа

(Выводы формулируются совместно и записываются в тетради.)

Какую эпоху мы называем эпохой Просвещения? (Просвещение - идейное течение, что основывалась на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка» для человека и общества.)

Укажите исторические рамки эпохи. (1689 - 1789рр.- века!)

Что просветители считали причиной человеческих несчастий? (Невежество, религиозный фанатизм, феодально-абсолютистские порядки, отсутствие политических свобод и равенства граждан)

Укажите родину Просвещения. (Оно зародилось в Англии, но наибольшее распространение получило во Франции. Период между 1715 и 1789 годами называют «веком Просвещения».)

Охарактеризуйте Просвещение как идейное движение и литературную ' эпоху. (Основа идеологии Просвещения - вера в преобразую-отбеливающим силу человеческого ума и образования. Идея «естественного человека» - одна из ведущих в Просвещении. Художественная литература - средство пропаганды просветительских идей.)

Назовите представителей эпохи Просвещения. (Дж. Свифт,Д. Дефо, Дж. Аддисон - Англия; Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Бомарше, Дидро - Франция; Лессинг, Гете, Шиллер - Германия; Фонвизин, Радищев, поэты - декабристы - Россия; Сковорода - Украина)

 

2. Работа с терминами

(Запись в словари)

Реализм - в широком смысле - это художественный стиль универсального характера, который предусматривает воссоздание жизни в ее объективной сущности, закономерностей развития и бытия человека, общества, мира. В реалистических произведениях события и характеры изображаются так, что становится понятным: они обусловлены определенным комплексом причин и связей. Иногда в таком смысле о реализме говорят как о художественный метод.

Сентиментализм - направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII ст., отмечен повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталісти имели новое видение личности человека. Для них было важным, в какой степени человек способен на большие, откровенные и глубокие переживания. Персонажем сентиментализма была проста, незнатна человек; пейзаж приобретает эмоциональной характеристики.

Философская повесть - средний по объему эпическое прозаическое произведение, характеризующееся однолінійним сюжетом, главными героями которого являются не люди, а философские идеи; логика развития событий в нем обусловлена не логикой человеческих поступков, а логикой философской полемики.

 

V. Домашнее задание

 

Проработать записи в тетради; составить гроздь на тему «Просвещение». Опережающее задание для одного ученика: подготовить краткий рассказ о содержание повести Вольтера «Простак».