ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 14

Тема. Развитие свяВНОй речи. Урок-диспут по роману ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Цель: проверить уровень понимания учащимися содержания романа, способность логически мыслить; ознакомить с правилами проведения дискуссии; развивать связную речь, навыки вести беседу на заданную тему, аргументировать собственное мнение, применять умение анализировать и синтезировать; формировать способность отстаивать собственную точку зрения; воспитывать толерантность, уважение к окружающим.

Оборудование: учебник, текст романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (на языке оригинала или в переводах на выбор учителя); словарь иноязычных слов.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Романы Ф. Достоевского имеют одну интересную особенность: когда перевернута последняя страница, у читателя остается много вопросов, которые продолжают волновать душу. На сегодняшнем уроке мы вместе попробуем решить некоторые из них.

 

2. Словарная работа.

Диспут (лат. disputare - рассуждать, спорить) - публичное обсуждение научных, литературных тем и т.п.

 

3. Ознакомление с правилами проведения дискуссии.

(Можно напомнить учащимся сведения относительно ведения дискуссии, о которых они узнали из уроков украинского языка.)

Ориентировочные правила дискуссии

1) Вступая в дискуссию, необходимо выявить предмет спора.

2) В споре надо проявлять толерантность и уважать мнение других.

3) Необходимо грамотно и четко ставить вопросы.

4) Надо формулировать основные доказательства.

 

4. Сообщение вопросов, выдвигаемых для дискуссии.

- Можно ли совершить зло во имя добра? (Исходя из содержания романа, идея зла во имя добра терпит крах.)

- Раскольников: вор или страдалец?

- Тема падения и духовного возрождения в романе «Преступление и наказание».

- В чем, по вашему мнению, заключается трагедия Раскольникова?

- Произведение «Преступление и наказание» называют романом-трагедией. В чем заключается особенность изображения трагедии в романе? (Вся трагедия в душе героя, и всегда это борьба, муки и страдания, через которые очищается душа.)

 

5. Творческие задачи.

- Представьте себя сначала в роли «прокурора», а потом «адвоката» Раскольникова. Попробуйте найти обвинение для него и материалы для защиты.

- Подумайте, имеет ли Раскольников право на защиту. (С точки зрения Ф. Достоевского, каждый человек имеет право на жалость. Вспомните слова Мармеладова: «Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где быи его пожалели!»)

 

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Обобщающее слово учителя.

(Учитель подводит итоги диспута.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Перечитать роман Л. Толстого «Анна Каренина».

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути Л. Толстого, историю создания романа «Анна Каренина».