ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

I семестр

 

ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ и БАЛЛАДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

УРОК 13

Тема. Адам Мицкевич (1798-1855) «Альпухара» (из поэмы «Конрад Валленрод»). Мужество и непокорность перед врагом как ведущая мысль баллады. Контрольная работа

 

Цель: познакомить с содержанием баллады - вставной частини поэмы А. Мицкевича, ее обраВНОй системой; раскрыть психологизм произведения; совершенствовать работу над выразительным чтением и текстологічним анализом произведения; воспитывать культуру речи, культуру выразительного чтения.

Оборудование: портрет А. Мицкевича.

ХОД УРОКА

I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков учащихся

1. Сообщение о А. Мицкевича

 

image24

 

Худ. А. Кручина. Портрет А. Мицкевича

 

2. Краткая справка учителя о балладу «Альпухара» - вставной элемент в поэму «Конрад Валленрод»

Альпухара - гористая местность на юге гор Сиерра-Невада в Испании.

Поэт подает художественное переосмысление событий: на самом деле мавры (мусульмане) - захватчики, а испанцы защищают свою страну.

Главное в этой балладе - глубокий психологизм сюжета, непредсказуемость событий.

Поэтому я предлагаю вам, читая фрагменты, воспринимать их на слух и попробовать составить свои прогнозы.

3. Работа над балладой методом «Чтение с остановками»

(См. приложение - текст с переводом М. Рыльского)

1) Чтение от слов «Поселка мавров во тьме, в руине» к «Но чума в Гренаде»

• На что следует обратить внимание? (Упоминание о чуме)

2) Чтение от слов «Лишь в Альпухарі, залігши в окопы...» до слов «На мінаретах заблестели кресты»

• На чьей стороне победа? Какие доказательства тому есть? («Взято последнюю крепость»)

3) Фрагмент «Сам Альманзор, как увидел, что силы Больше нет в обороне...»

• Что сделал командующий мусульман?

(«Смело прорвавшись сквозь врага стрелы,

Убежал от страшной погони»)

4) Чтение от слов «Пир между трупов начался в испанцев...» до слов «Вдруг надворная сторожа доносит...»

• О чем доносит сторожа? Что случилось?

(«Рыцарь, что имя не знать,

С барином старшим свидание просит,

Пристальное имеет что сказать»)

• Кто, по вашему мнению, тот рыцарь? («То Альманзор был, король мусульманский»)

• С чем он пришел к врагам?

(«Бросив безопасный тайник,

Сам оддається он в руки испанские,

Раб их и их друг сердечный»)

5) Чтение от слов «Ядо испанского, - говорит, - порога...» до слов «Братом младшим служить»

• Как испанцы восприняли добровольного пленника и предателя?

(«Вождь обнял его, другие приветствуют,

Вторая словно встречали»)

• Почему так встречают Альманзора?

6) Чтение от слов «Всех Альманзор по очереди обнимает» до слов «В губы целует сердечно»

• Почему он, командующий разбитой армией, так относится к врагам?

7) Чтение от слов «Вдруг ослаб он...» до слов «Гляньте, гяури!

Я горд и рад...»

• Чем гордится и чему радуется Альманзор? («Тем, что отплатил вам сразу»)

• Чем отплатил Альманзор?

(«Я обманул вас: пришел я из Гренады,

В дар вам принеся заразу»)

8) Чтение от слов «Да!Поцелуем своим вам в душу...» до «Смехом смеется адским»

• Почему смеется Альманзор?

• Что дальше произошло с ним?

9) Чтение от слов «Умер, смеясь...» до «В чертах его помертвевших»

• Что случилось с испанцами потом?

10) Чтение от слов «Прытко испанцы бегут...» до конца

• Каково ваше мнение о поступке Альманзора?

• Почему посвящается баллада?

• Почему мы говорим о психологизм в развертывании сюжета?

 

III. Контрольная работа

Начальный уровень

1. Какие жанры произведений о героическом прошлом вы можете назвать? (1 б.)

2. Кто и как выполнял те произведения? (1 б.)

3. Назовите изученные произведения и их авторов. (2 б.)

Средний уровень

В чем заключается разница между фольклорной и литературной балладой? (2 б.)

Достаточный уровень

Назовите жанровые особенности баллады, приведите примеры. (3 б.)

 

IV. Комментарий к домашнему заданию

Устное сочинение-миниатюра по темам (на выбор): «Роль баллады в жизни человечества», «баллада произвела на меня большее впечатление и почему?» «Как я представляю себе современную балладу?»

 

Приложение

 

АЛЬПУХАРА

(из поэмы «Конрад Валленрод»)

Поселка мавров во тьме, в руинах,

Гибнет их народ в безпораді;

Борются до сих пор гренадські твердыни,

Но чума в Гренаде.

 

Лишь в Альпухара, залігши в окопы,

Бьется отряд Альманзора,-

Здесь осадили храбрых испанцы,

Ждет или смерть, или смирение.

 

На рассвете трубы к бою заиграли,

Битва гремит на рассвете,

На мінаретах кресты заблестели,-

Взята крепость последнюю.

 

Сам Альманзор, как увидел, что силы

Больше нет в обороне,

Смело прорвавшись сквозь врага стрелы,

Убежал от страшной погони.

 

Пир между трупов начался в испанцев

На альпухарських руинах.

Добыча паюють, поділюють пленников,

Пьют, утопая в винах.

 

Вдруг надворная сторожа доносит:

Рыцарь, что имя не знать,

С барином старшим свидание просит,

Пристальное имеет что сказать.

 

То Альманзор был, король мусульманский.

Бросив безопасный тайник,

Сам оддається он в руки испанские,

Раб их и их друг сердечный.

 

«Я до испанского,- говорит,- порога

Стал с поклоном глубоким,

Свой буду молиться богу,

Верить вашим пророкам.

 

Хочу, чтобы слава по миру настала,

Как мавританець избит

Стал своим победителям за вассала,

Братом младшим служить».

 

Почет испанцы до смелых имеют,

Как Альманзора узнали -

Вождь обнял его, другие приветствуют,

Вторая словно встречали.

 

Всех Альманзор по чести обнимает,

Руки сжимая благородно,

И крепко вождя прижимает,

В губы целует сердечно.

 

Вдруг ослаб он, на камень пола

Упал, побліднілий из беспамятства,

Но чалму победителю под ноги

Хилыми стелит руками.

 

Глянул вокруг - все удивляются чудом:

Синью взялись ему лица,

Смехом уста зазміїлись ужасным,

Исполнились кровью зрачки.

 

«Гляньте, гяури! Я горд и рад,

Что отплатил вам сразу

Я обманул вас: пришел я из Гренады,

В дар вам принеся заразу.

 

Так! Поцелуем своим вам в душу

Смертной влил я яда.

Гляньте - в муках умирать я должен,-

Вам таких мучений не миновать!»

 

Руки вперед протягивает удалой,

Словно сжатием смертельным

Хочет испанцев всех заковать,

Смехом смеется адским.

 

Умер, смеясь. Еще дрожали веки

Темных глаз обледенелых.

Смех тот страшный остался навеки

В чертах его помертвевших.

 

Прытко испанцы бегут, как от казни!

Вслед им - чума чернокрылая.

Ни один не вышел из гор Альпухара,

Всех язва скосила.

(А. Мицкевич, перевод М. Рыльского)