ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

I семестр

 

ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ и БАЛЛАДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

УРОК 12

Тема. Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894). «Вересковый мед» как героическая баллада. Прославление в ней подвига в непримиримой борьбе с иностранными захватчиками. Фольклорные элементы в произведении

 

Цель: познакомить с содержанием баллады, в основу которой легла старинная кельтская легенда; показать мужество борцов за независимость родной страны против иностранных захватчиков; раскрыть необходимость выбора между собственным чувством и общей целью народа; совершенствовать навыки выразительного чтения баллады за лицами, текстологического анализа произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, обоснованность, эмоциональность.

Оборудование: портрет Г. Л. Стивенсона.

ХОД УРОКА

I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Фронтальное опрос

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в Англии XIX в., а оттуда, благодаря воображению и творческому вдохновению английского писателя Роберта Люьїса Стивенсона - в древности английской истории. Балладу «Вересковый мед» создан по старинной кельтской легенде.

1) Что мы знаем о баллада как литературный жанр?

2) Что служит основой для баллады Шиллера «Перчатка» и баллады Гете «Лесной король»?

3) Чем баллада Стивенсона «Вересковый мед» отличается от фольклорной баллады?

4) Что придает сюжету баллады Гете «Лесной король» большей напряженности?

5) начало в балладах Пушкина «Песнь о вещем Олеге», Стивенсона «Вересковый мед» и Шиллера «Перчатка»?

6) можно Ли предсказать, чем завершатся события, описанные в балладах «Вересковый мед», «Перчатка», «Песнь о вещем Олеге», прочитав зачин? Мотивируйте свой ответ.

7) Какие фольклорные признаки заимствовали литературные баллады?

8) Приведите примеры постоянных эпитетов в балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

 

 

Худ. В. Волович. «А был он слаще меда»

 

2. Сообщения учащихся о Р. Л. Стивенсона

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Выразительное чтение баллады

Предлагается работа с русскоязычным переводом С. Маршака. (См. приложение: переводы С. Маршака и Есть. Крижевича.)

2. анализ произведения с комментариями. Беседа

• Что является зачином баллады? Какое настроение создают эти строки?

• Какие строки ярко показывают следствие битвы?

(Лежал живой на мертвом,

И мертвый - на живом.)

Каким образом поэт подчеркивает, что маленькие пикты погибли за родину?

своих могилах тесных,

В горах родной земли,

Малютки-медовары приют себе нашли.)

Как изображает поэт последних пиктов, которые попали в плен? Какой прием он использует для создания образа безысходности, силы врага?

(Антитеза:

Сидел король шотландский

Не шевелясь в седле.

А маленькие люди

Стояли на земле.

То, что сидит король на коне, создает впечатление, что он как бы возвышается над маленькими піктами.)

• Но они кажутся нам такими уж беззащитными? Что придает им силы молчать перед угрозой пыток?

(Автор показывает их на фоне родного края, сама природа будто поддерживает их:

Вереск шумел над ними,

В море катились валы.)

• Когда старый карлик обращается к королю, говоря:

Жизнь я изменой куплю,

Выдам заветную тайну, -

посмотрите, как меняется его фигура.

(Это уже не горделивое молчание -

Голос его воробьиный

Резко и четко звучал.

Он будто становится еще меньшим по сравнению с королем.)

• Почему невозможно поверить в измену?

(Потому что осталась совесть:

Мне продавать свою совесть

Совестно будет при нем.)

• Почему поэт предоставил нам возможность услышать последний крик юноши? (Это намек на то, что тот мог бы не выдержать.)

• Как вы считаете, легко ли было отцу решиться на такое решение? Докажите, что он очень переживал.

(И эхом ему ответил

С обрыва отец-старик.)

• Как показано несокрушимость старого? Чем становится для него этот вересковый мед?

(Пускай со мной умрет

Моя святая тайна -

Мой вересковый мед! -

вересковый мед символизирует душу народа, которой враги не способны завладеть.)

 

III. Самостоятельная работа с текстом

Задача: доказать, что перед нами именно баллада. Найти фольклорные элементы в произведении, которые являются одной из особенностей жанра баллады.

(Героическая баллада, как правило, берет за основу исторические события - в данном случае старинную кельтскую легенду.

Драматизм событий подчеркивается построением баллады - включением в основной части диалога.

В литературной балладе нередко присутствуют фольклорные элементы: зачин, повторы, антитеза, постоянные эпитеты.)

 

IV. Работа над выразительным чтением

 

V. Подведение итогов урока

Блиц-проверка самостоятельной работы.

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению баллады наизусть; подготовиться к контрольной работе.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об А. Мицкевича.