Урок 13
   
   СУДЬБА ЛЮБИТ СИЛЬНЫХ, ОДВАЖНИХ И РЕШИТЕЛЬНЫХ
   
   Тема: Подвиги Геракла: «Эриманфский кабан и битва с кентаврами» («Кони Диомеда», «Коровы Гериона», «Пояс Ипполиты»).
  Геракл будет великим героем, которого еще не имела греческая земля.
   Из мифов о Геракле
   Цель: развивать навыки работы в группах, учить вдумчивому, выразительному чтению и пониманию прочитанного, совершенствовать навыки работы с текстом, работать над развитием умений сжатого пересказа и ответов на вопросы по содержанию прочитанного, развивать творческие способности учащихся, формировать устойчивые жизненные принципы в преодолении жизненных препятствий, стремлении свершить подвиг.
   Оборудование и материалы: выставка рисунков, книг «Мифы Древней Греции», иллюстрации к мифам о Геракле.
   Тип урока: изучение художественного произведения.
   
   Ход урока
   
  1. Объявление темы и эпиграфа урока.
   
  2. Словарная работа с рубрикой «Ваша энциклопедия» учебника (с. 29).
   Кентавры - мифические дикие существа, полулюди-полукони, что живут в горах и лесных чащах. Кентаврам свойственна буйная нрав и несдержанность. Среди них своей мудростью и доброжелательностью отличаются Хирон и Фол.
   
  3. Чтения, хрестоматией мифа «Эриманфский кабан и битва с кентаврами» (с. 30-31).
   
  4. Беседа по содержанию прочитанного.
  • Зачитайте, чем опасен был эриманфский кабан.
  • Как Геракл оказался в кентавров?
  • Что вызвало гнев кентавров?
  • Почему Гераклу пришлось убивать кентавров? Подумайте над возможными вариантами мирного решения этого конфликта.
  • Что случилось с другом Геракла Фолом?
  • Расскажите о чувства и действия героя, когда он осознал свою трагическую ошибку.
  • Как Гераклу удалось преодолеть вепря?
  • Как отнесся Еврисфей к победе Геракла?
   
  5. Работа с таблицей «Подвиги Геракла»: внесение сведений о подвиг Геракла «Эриманфский кабан и битва с кентаврами».
   
  6. Пересказ «цепочкой» мифа «Кони Диомеда» за опорными цитатами.
  • «После укрощения критского быка...»;
  • «У этого царя были ...»;
  • «Царь Диомед кормил этих лошадей ...»;
  • «Геракл завладел конями Диомеда и ...»;
  • «На берегу догнал Геракла ...»;
  • «... но все же был побежден ...»;
  • « Геракл вернулся к кораблю. Как велико было его отчаяние, когда он увидел ...»;
  • «Геракл устроил пышные ...»;
  • «Коней же Диомеда Геракл ...»;
  • «... и тот велел ...»;
  • «Дикие лошади побежали ... и там были ...».
   
  7. Чтение отрывка из «Баллады о Геракле и огнедышащих коней» К. Крюса.
   
  Геракл в дни старины
  (Как из мифов нам известно)
  Геройские подвиги совершал
  На чужбине и дома.
  Тогда к Фракии не шли
  Никак чужосторонні:
  Всем им были сделаешься
  Огромные царские лошади.
  ...
  Зато какие они были -
  Летели, словно птицы! -
  Когда, запряженные, везли
  Героя в колеснице.
  Прошло несколько сотен лет, 
  А слава непреодолима:
  Геракл был первый на весь мир,
  Кто наказал тирана!
  Перевод О. Янчука
   
  8. Беседа.
  • Сравните описание подвига героя в мифе и в стихи.
  • На чем акцентирует внимание автор, описывая результат свершений Геракла?
  • Как вы относитесь к деяниям героя? Ответ обоснуйте.
  • В чем, по вашему мнению, заключается величие Геракла?
   
  9. Выборочный устный перевод учениками мифа «Коровы Гериона».
   
  10. Выборочный устный перевод учениками мифа «Пояс Ипполиты».
   
  11. Эвристическая беседа (по содержанию двух мифов).
  • С какими препятствиями на пути к осуществлению подвигов встретился герой?
  • С какими существами пришлось соревноваться Гераклу? Опишите этих существ.
  • С какими олимпийскими богами приходилось встречаться Геракла?
  • Кто из богов и каким образом помогал и вредил герою? Приведите примеры из текста.
  • Подумайте над причинами такого отношения богов к герою.
   
  12. Работа с таблицей «Подвиги Геракла»: внесение сведений о подвигах Геракла «Кони Диомеда», «Коровы Гериона», «Пояс Ипполиты».
  Обобщающая беседа:
  • Приведите примеры наличия в мифах различных фантастических элементов, выдумки.
  • Выразите личное отношение к Гераклу, аргументируя свою точку зрения примерами из мифов.
   
  13. Домашнее задание.
  1. Групповые задания: прочитать подвиги Геракла «Яблоки Гесперид» (по учебнику с. 31-33), «Авгиевы конюшни», «Пес Кербер» (с хрестоматией).
  2. На основе мифов о подвигах Геракла подготовиться к литературной игры - пантомимы «Угадай!»: продумать движения, возможно, изготовить несложные атрибуты (к примеру, картонный меч, лук, стрелы и т.п.).