Урок 13
СУДЬБА ЛЮБИТ СИЛЬНЫХ, ОДВАЖНИХ И РЕШИТЕЛЬНЫХ
Тема: Подвиги Геракла: «Эриманфский кабан и битва с кентаврами» («Кони Диомеда», «Коровы Гериона», «Пояс Ипполиты»).
Геракл будет великим героем, которого еще не имела греческая земля.
Из мифов о Геракле
Цель: развивать навыки работы в группах, учить вдумчивому, выразительному чтению и пониманию прочитанного, совершенствовать навыки работы с текстом, работать над развитием умений сжатого пересказа и ответов на вопросы по содержанию прочитанного, развивать творческие способности учащихся, формировать устойчивые жизненные принципы в преодолении жизненных препятствий, стремлении свершить подвиг.
Оборудование и материалы: выставка рисунков, книг «Мифы Древней Греции», иллюстрации к мифам о Геракле.
Тип урока: изучение художественного произведения.
Ход урока
1. Объявление темы и эпиграфа урока.
2. Словарная работа с рубрикой «Ваша энциклопедия» учебника (с. 29).
Кентавры - мифические дикие существа, полулюди-полукони, что живут в горах и лесных чащах. Кентаврам свойственна буйная нрав и несдержанность. Среди них своей мудростью и доброжелательностью отличаются Хирон и Фол.
3. Чтения, хрестоматией мифа «Эриманфский кабан и битва с кентаврами» (с. 30-31).
4. Беседа по содержанию прочитанного.
• Зачитайте, чем опасен был эриманфский кабан.
• Как Геракл оказался в кентавров?
• Что вызвало гнев кентавров?
• Почему Гераклу пришлось убивать кентавров? Подумайте над возможными вариантами мирного решения этого конфликта.
• Что случилось с другом Геракла Фолом?
• Расскажите о чувства и действия героя, когда он осознал свою трагическую ошибку.
• Как Гераклу удалось преодолеть вепря?
• Как отнесся Еврисфей к победе Геракла?
5. Работа с таблицей «Подвиги Геракла»: внесение сведений о подвиг Геракла «Эриманфский кабан и битва с кентаврами».
6. Пересказ «цепочкой» мифа «Кони Диомеда» за опорными цитатами.
• «После укрощения критского быка...»;
• «У этого царя были ...»;
• «Царь Диомед кормил этих лошадей ...»;
• «Геракл завладел конями Диомеда и ...»;
• «На берегу догнал Геракла ...»;
• «... но все же был побежден ...»;
• « Геракл вернулся к кораблю. Как велико было его отчаяние, когда он увидел ...»;
• «Геракл устроил пышные ...»;
• «Коней же Диомеда Геракл ...»;
• «... и тот велел ...»;
• «Дикие лошади побежали ... и там были ...».
7. Чтение отрывка из «Баллады о Геракле и огнедышащих коней» К. Крюса.
Геракл в дни старины
(Как из мифов нам известно)
Геройские подвиги совершал
На чужбине и дома.
Тогда к Фракии не шли
Никак чужосторонні:
Всем им были сделаешься
Огромные царские лошади.
...
Зато какие они были -
Летели, словно птицы! -
Когда, запряженные, везли
Героя в колеснице.
Прошло несколько сотен лет,
А слава непреодолима:
Геракл был первый на весь мир,
Кто наказал тирана!
Перевод О. Янчука
8. Беседа.
• Сравните описание подвига героя в мифе и в стихи.
• На чем акцентирует внимание автор, описывая результат свершений Геракла?
• Как вы относитесь к деяниям героя? Ответ обоснуйте.
• В чем, по вашему мнению, заключается величие Геракла?
9. Выборочный устный перевод учениками мифа «Коровы Гериона».
10. Выборочный устный перевод учениками мифа «Пояс Ипполиты».
11. Эвристическая беседа (по содержанию двух мифов).
• С какими препятствиями на пути к осуществлению подвигов встретился герой?
• С какими существами пришлось соревноваться Гераклу? Опишите этих существ.
• С какими олимпийскими богами приходилось встречаться Геракла?
• Кто из богов и каким образом помогал и вредил герою? Приведите примеры из текста.
• Подумайте над причинами такого отношения богов к герою.
12. Работа с таблицей «Подвиги Геракла»: внесение сведений о подвигах Геракла «Кони Диомеда», «Коровы Гериона», «Пояс Ипполиты».
Обобщающая беседа:
• Приведите примеры наличия в мифах различных фантастических элементов, выдумки.
• Выразите личное отношение к Гераклу, аргументируя свою точку зрения примерами из мифов.
13. Домашнее задание.
1. Групповые задания: прочитать подвиги Геракла «Яблоки Гесперид» (по учебнику с. 31-33), «Авгиевы конюшни», «Пес Кербер» (с хрестоматией).
2. На основе мифов о подвигах Геракла подготовиться к литературной игры - пантомимы «Угадай!»: продумать движения, возможно, изготовить несложные атрибуты (к примеру, картонный меч, лук, стрелы и т.п.).