ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 13

Тема. Система образов романа ф. Достоевского «преступление и наказание». Значение и символика его названия

 

Цель: помочь ученикам выяснить образную систему, семантику и символику названия романа; углублять навыки анализа произведения, его обраВНОй системы; развивать навыки перевода, связную речь, логическое и ассоциативное мышление; способствовать воспитанию морально-этических идеалов, гуманного отношения к людям.

Оборудование: учебник, текст романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (на языке оригинала или в переводах на выбор учителя); иллюстрации к роману Д. Шмарінова, И. Глазунова, П. Боклевского, М. Добужинского (на выбор учителя).

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с карточками.

Карточка № 1

1) Назовите особенности сюжета романа.

2) Что Родион Раскольников отдал под залог старой лихварці? Чем был мотивирован этот поступок?

 

Карточка № 2

1) Определите особенности композиции романа.

2) Что вам известно о Семена Мармеладова?

 

Карточка № 3

1) Какие проблемы лежат в основе сюжета романа?

2) Расскажите об отношениях Раскольникова и Разумихіна.

 

2. Блицопрос.

1) роман называется психологическим?

2) Какие особенности философского романа?

3) Что такое полифония?

 

3. Литературная викторина «Кому из героев принадлежат слова?»

1) «Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу... серебряную... хорошую... папиросочницу одну. вот как от приятеля ворочу.» (Раскольников.)

2) «Милостивый государь, бедность не порок, это истина. Знаю, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с.» (Мармеладов.)

3) «А! Воротился! Колодник! Изверг!.. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! Где твое платье? Где деньги? говори!..» (Екатерина Ивановна.)

4) «Я, брат, два раза к тебе заходил. Видишь, очнулся!» (Разумихін.)

5) «По-моему, Авдотья Романовна в этом деле жертвует собою весьма великодушно и нерасчетливо, для . своего семейства.» (Свидригайлов.)

6) «Да... Она была справедливая... Она приходила... редко... нельзя было. Мы с ней читали и толковали. Она Бога узрит.» (Соня Мармеладова.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКИВ

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Слово учителя.

Известный литературный критик XIX в. М. Добролюбов в статье «Забитые люди» писал: «В произведениях Ф. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или даже не в состоянии быть человеком, настоящим, самостоятельным человеком самим по себе».

Тема «поруганных и обиженных» является одной из главных и в романе «Преступление и наказание». Произведение Ф. Достоевского - это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за попранную честь «маленьких людей», жизнь которых протекает в тесных комірчинах или даже на улице. Среди них - нищие на улицах Петербурга, женщина, которая бросается в канал, пьяная пятнадцатилетняя девочка, которая вызывает у Раскольникова грустные мысли о ее страшное будущее: «Бедная девочка! Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит... А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда... Ну а там... больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ее девятнадцать али восемнадцать лет от роду всего-с». Самое страшное, что таких девочек тысячи. И гнев чувствуется в словах Родиона, когда он говорит, что существующее жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год...» В этот процент и попали такие герои романа, как Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

 

2. Творческий пересказ.

- Расскажите, что стало известно о жизни Семена Мармеладова из его исповеди Раскольнікову.

 

3. Беседа.

- Найдите описание портрета Мармеладова. (Часть I, раздел II.)

- Какие чувства вызывает рассказ человека, который когда-то был чиновником? (Каждая страница рассказа Мармеладова - это отчаянный крик о помощи человека, вычеркнута из жизни.)

- По вашему мнению, понимает Мармеладов свое положение? (Да, поэтому и пьет, пытаясь залить горе. Кроме того, ему болит и то положение, в котором оказалась его семья.)

- Какие фразы героя больше всего поражают читателя? («Ведь надобно же, чтобы каждому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»; «Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!». Мармеладов - человек, которому некуда идти. В этих словах героя - боль отверженного сердца, отчаяние от одиночества человека в этом большом, жестоком мире.)

- Найдите описание каморки Мармеладных.

- Что вы можете сказать о Мармеладова как человека? (Несмотря на то, что он неуклонно деградирует, Мармеладов сохранил лучшие человеческие качества, способность сильно чувствовать: он любит детей, Екатерину Ивановну, переживает за них. По словам известного российского критика Д. Писарева, «ему не изменила природная деликатность и чуткость глубоко нежного характера».)

- Что случилось с Мармеладовим? (Он попал под колеса коляски.)

- Что можно считать последним душевным движением Мармеладова? (Он просит Екатерину Ивановну и Соню простить его.)

 

4. Пересказ текста.

- Расскажите о Екатерину Ивановну, детей Мармеладова. Можно сказать, что ожидает их в будущем? (Катерина Ивановна умирает от чахотки. Детей ждали нищета, но их спас Свидригайлов.)

 

5. Беседа.

- Какие черты характера привлекают в образе Катерины Ивановны? (Она гордая женщина, сильная, несгибаемая, зажигательная, имеет собственное достоинство, очень добрая. Екатерина Ивановна борется за жизнь своих детей.)

- Как вы думаете, почему она вышла замуж за Мармеладова? (Ей тоже не было куда идти. Она вынуждена была «плача, рыдая и руки ломая, выидти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на ней из чувства сострадания и милосердия.)

- Что осложняло жизнь героини? (Неизлечимая болезнь. Екатерина Ивановна была больна чахоткой.)

- Почему она устроила такие пышные поминки по усопшим? (Она всегда стремилась почувствовать себя настоящим человеком.)

- Как умирающая женщина пытается спасти своих детей? (Она идет к генералу просить милостыню, но тот обедает и не принимает бедной женщины.)

- Вспомните, с какими словами она умирает. («...уездили клячу», «надорвалась».)

- Подумайте, с каким эпизодом произведения перекликаются эти слова. (Со страшным сном Раскольникова, в котором он увидел замученную, забитую до смерти лошадь. Вообще образ «забитой клячи» является достаточно распространенным в русской литературе XIX века и встречается в стихотворении М. Некрасова, сказке М. Салтыкова-Щедрина.)

- По вашему мнению, какое символическое значение этого образа? (Образ забитой клячи - символ измученных тяжелой жизнью людей. Поэтому образ Екатерины Ивановны тоже трагичен: она является воплощением безмерного человеческого горя. Это один из самых трагичных персонажей мировой литературы.)

 

6. Работа с текстом.

- Найдите описание портрета Сони Мармеладової. (Часть I, раздел II.)

- Подумайте, какой прием для изображения героини использует автор. (Прием контраста. Ф. Достоевский любил контрастно оттенять трагическое, ставя его рядом с ничтожным, смешным, обыденным. Именно поэтому Соня впервые появляется в вульгарном костюме проститутки на похоронах отца. Этот ужасный костюм подчеркивает трагизм ее образа.)

 

7. Беседа.

- В чем трагизм положения Сони? (Ей тоже некуда идти. Ведь, по словам Мармеладова, «много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать». Она загнана в тупик, из которого два выхода: или самоубийство, или проституция.)

- Почему Соня вынуждена идти торговать собой? (Потому что так она спасает всю семью: больную Екатерину Ивановну, ее маленьких детей.)

- Понимает ли Соня аморальность своего поступка? (Так. Она понимает, что нарушает нравственность, но осознает и то, что не переступить эту грань - значит обречь на смерть детей.)

- В чем, по вашему мнению, заключается символичность образа Сони? (Она становится символом вечной жертвенности во имя кого-то, любви, добра. Именно поэтому к ней не пристает» низость и грязь жизни.)

- Подумайте, какие черты характера Сони можно назвать главными. (Ощущение своей униженности, смирение, доброта, способность прощать, вера в Бога. Даже живя в грязи, она смогла сохранить чистоту души.)

- Как автор подчеркивает униженное положение Сони? (Большую роль играют детали: «Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам», «Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась», «Но, взглянув пристальнее, он вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже униженно, что ему вдруг стало жалко» (часть III, раздел V).)

 

8. Проблемная ситуация.

- Некоторые исследователи творчества Ф. Достоевского отмечают, что образ Сони является альтернативой образа Раскольникова. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.

 

9. Комментарий учителя.

Известно, что некоторые литературоведы считают: идея романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которые представляют собой вечную «смешение добра и зла». Исходя из этой теории, Соня - чистое добро, Раскольников - чистое зло. Действительно, они разные. Соня верит в Бога, возлагает надежду на чудо. Раскольников - с циничным скепсисом отрицает веру. Соня сосредоточилась на своих близких, Раскольников - на идеи.

И вместе с тем у них много и общего. Они оба преступники, поскольку потеряли жизнь. Но разница в том, что Раскольников потерял чужое (даже две жизни: старухи-процентщицы и невинной Лизавети), а Соня - свое. Раскольников совершил преступление во имя идеи, Соня - во имя спасения детей, больной Екатерины Ивановны. И вместе с тем Раскольников чувствует, что у них одна цель, и идти им по одной дороге, ведь они «переступили себя».

Отметим, что Соня Мармеладова является носителем моральной идеи, взглядов самого автора. Ф. Достоевский считал, что личность, которая жертвует собой ради спасения других, высоко поднимается в моральном плане. Человек, переживший страдания, не сможет причинять зла другим. Так в роман входит проблема добра и внутренней гармонии, к которой личность должна прийти через страдания. Страдания способны очистить человека. Именно поэтому в произведении появляются библейские мотивы (легенда о воскресении Лазаря). Автор - гуманист в отношении своих героев, поэтому и предоставляет им возможность исправиться, очиститься, возродиться. А библейские мотивы служат иллюстрацией к его размышлений о трагической жизни мира. В этом отразились взгляды самого писателя, который считал Библию «Книгой всего человечества», что дает ответы на все вопросы.

 

10. Беседа.

- Чем обязан Раскольников Сони? (Именно она заставила его пойти покаяться в полицию и просить прощения у всех людей на перекрестке улиц. Это похоже на церковный обряд исповеди. Ведь Раскольников действительно чистосердечно признался Порфирию Петровичу во всем содеянном.)

- В семье Мармеладных была зеленая платок. Ее носит Катерина Ивановна, а потом Соня, решив идти за Раскольниковым. Подумайте, какое значение имеет эта вещь в романе. (Семейная платок Мармеладных имеет символическое значение. Она является воплощением страданий и искупления. Соня надевает платок, когда идет за Раскольниковым, следовательно, принимает его страдания.)

- Как Достоевский показывает моральную силу Сони? (Она смогла возродить Раскольникова, ее полюбили каторжане.)

- Как Сони удалось простить Раскольникова? (Сони помогло любви к Раскольникова. Она пыталась спасти убийцу, наставить его на путь истины. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».)

- Как Соня влияла на Раскольникова? Приведите примеры из текста. (Раскольников принял «правду» Сони Мармеладової, тем самым автор показывает крах теории героя. «Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!» По мнению Ф. Достоевского, только любовь способна спасти мир от зла и ненависти, вернуть надежду на лучшую жизнь.)

 

11. Проблемная ситуация.

- Подумайте, почему Раскольников, прочитав письмо от матери и узнав о Дуню, подумал: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»? (Как известно из письма матери, Дуня выходит замуж за нелюбимого мужчину ради «бесценного Роды». То есть она продает себя, но, в отличие от Сони, конкретном мужчине - Лужину.)

Позиции «двойников» главного героя

 

12. Слово учителя.

Несостоятельность идеи Родиона Раскольникова о том, что можно переступить через свою совесть и искупить преступление добрыми делами, удостоверяющих позиции «двойников» главного героя - Лужина, Лебєзятнікова, Свидригайлова. Эти герои называются «двойниками» Раскольникова, потому что в их сознании и действиях раскрываются негативные, развратные, антигуманные стороны теории главного героя.

 

13. Беседа.

- Что известно о Лужина? (Он - буржуазный делец.)

Его основной принцип? («Возлюби прежде всего одного себя». Все его поступки служат личной цели. Это принцип эгоиста. Он всегда стремится подавлять других, более слабых.)

- Что у них общего с Раскольниковым? (Они оба считают, что единичные благодеяния не могут спасти мир. Например, Лужин убежден, что Соня рано или поздно украдет.)

- Чем страшен Лужин? (Он легко может переступить через людей, даже не задумываясь над тем, что презирает их. То есть, Лужин считает себя «необычным» человеком, которому все дозволено. Он воплощает теорию Раскольникова в жизни.)

- Есть что-то общего между Раскольниковым и Лебєзятніковим? (Каждый из них является сторонником определенной идеи. Лебєзятніков, как известно, нигилист, то есть человек, который все отрицает. Он также выступает против существующего порядка. Но его нигилизм бессмысленный, даже карикатурный.)

- Кто, по вашему мнению, самый страшный из всех «двойников»? Чем именно? (Каждый из них страшен по-своему. Но на совести Свидригайлова две смерти: девочки, над которой он совершил надругательство, и жены. Возможно, были и другие жертвы, но о них просто никто не знает.)

- Какие основные черты Свидригайлова? (Он циник, для его поведения характерным является свобода от нравственности.)

- Чем объяснить, что такой циничный человек, как Свидригайлов, могла быть способным на благородные поступки? (Он пытается искупить свои страшные поступки добрыми делами.)

- Какой благородный поступок совершил Свидригайлов? (Перед самоубийством Свидригайлов обеспечил семью покойного Мармеладова, отдал наследство своей жены Дуни Раскольніковій, спасая ее от брака с Лужиним.)

- Подумайте, почему автор решил так поступить со Свидригайловим. (Потому что добро и зло не могут существовать по одну сторону жизни. Они несовместимы.)

- Чем страшны «двойники» Раскольникова? (Они считают, что им все позволено. Каждый из них - это воплощение в жизнь идеи Раскольникова о «сверхчеловеке».)

 

14. Слово учителя.

В книге Л. С. Выготского «Психология искусства» есть такое: «Психологизм - это достаточно полное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических литературных средств». Как известно, романы Ф. Достоевского отличаются глубоким психологизмом. Это касается и «Преступления и наказания». На уроке мы должны определить, с помощью каких художественных средств автор достигает психологизма.

По мнению литературоведов (С. Белов, А. Бем), в романах Ф. Достоевского большую роль играют имена и фамилии героев.

 

15. Сообщение подготовленного ученика.

Значение имен, фамилий, отчеств в романе «Преступление и наказание»

Исследователь С. В. Белов отмечал, что в библиотеке писателя был такой календарь, в котором представлен алфавитный список всех святых со значением их имен. В процессе работы над романом Ф. Достоевский старательно подбирает своим героям имена и фамилии, всегда имеют глубокий смысл. Этот прием называется «фамилии, что говорят».

Раскольников. Исследователь А. М. Бем в книге «Личные имена у Достоевского» обращает внимание на двойное толкование этой фамилии. Первое происходит от семантического толкования - рус. «раскол» - раздвоение. Другое - связано со словом «раскольники» (староверы) - течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против нововведений патриарха Никона (1605-1681), которые имели целью изменить некоторые церковные обычаи и обряды.

Раскольников «раскалывает» землю, которая породила его (значение имени Родион), а если взять во внимание то, что по отцу он Романович, получается следующее: раскол земли Романовых.

Раскольников в Ф. Достоевского воспринимается как символ фанатизма, одержимости определенной идеей, раздвоенности.

Мармеладов. По мнению исследователей, семья Мармеладных является тем фокусом, в котором преломились все несчастья ненормально устроенного эксплуататорского общества. Каким «сладким» был этот мир, понятно уже с горько-иронического фамилии героя. Мармеладова зовут Семеном Захаровичем. Как известно, имя пророка Захария означает «память господня» (евр.). То есть отчество героя имеет скрытый намек на религиоВНОсть персонажа.

Лебєзятніков. Образовано от русского слова «лебезить» - ползать, падать ниц. В образе Лебєзятнікова Достоевский хотел дать сатиру на нигилизм и нигилистов. Он писал: «Нигилизм - это лакейство мысли. Нигилист - это лакей мысли».

Екатерина Ивановна. Известно, что в переводе с греческого это имя означает «всегда чистая». Недаром Соня говорит о ней: «Она справедливости ищет. Она чистая».

Соня. В переводе с греческого София означает «мудрость, разум, наука». У писателя много героинь имеют это имя, все они покорны, со смирением несут свой крест и верят в победу добра. В книге М. С. Альтмана «Достоевский. По вехам имен» читаем: «И если “София”, вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софий - смиренномудрие...».

Пульхерия Александровна Раскольникова. Пульхерия в переводе с латыни означает «прекрасная», а «Александр» - «защитник людей».

Разумихін. В книге М. С. Альтмана «Достоевский. По вехам имен» есть такая запись: «Разумихин вовсе не разумный, а всего лишь рассудительный человек». Уже сама фамилия указывает на то, что герой принадлежит к среде демократического студенчества.

Лизавета Ивановна. В месяцеслове православного календаря записано, что Елизавета в переводе с еврейского означает «та, что почитает Бога».

Порфирий Петрович. Имя Порфирий означает «багряный» (греч.) Российский исследователь Д. М. Брещинський так писал по этому поводу: «Убил ростовщицу и ее сестру, и преступив тем самым ветхозаветную заповедь “не убий”, Раскольников вступает в конфликт сразу с двумя правдами - Божьей и человечьей. РелигиоВНОе начало представлено в романе Соней Мармеладовой, правовое начало - Порфирием Петровичем. Соня (София) и Порфирий - божественная мудрость и очистительньїй огонь - именно так, мне думается, надо понимать символику этех имен у Достоевского».

Свидригайлов. По свидетельству литературоведа Г. Когана, в периодической печати 1861 года сообщалось о какого Свидригайлова, который бесчинствовала в провинции. Итак, Свидригайлов - это человек с «темным» прошлым, личность мерзкая, страшная и никчемная.

 

16. Беседа.

- Приведите примеры цветов, которые преобладают в романе. Подумайте, какова их роль в произведении. (Серые, темные, желтые. Особенно много желтого: стены комнатки Раскольникова, мебель в комнате старухи-процентщицы, желтое от пьянства лицо Мармеладова, мебель из желтого отполированного дерева в кабинете Порфирия Петровича. Этот цвет является символом душевной болезни, которая охватила людей и город в целом.)

- Чего, по вашему мнению, в романе больше - действия героев или анализа последствий их поступков? (Анализа последствий. Как уже отмечалось, преступления посвящена одна часть романа, а мучениям совести - пять. Для писателя важно, не то, что герой делает, а то, что думает.)

 

17. Работа с текстом. Анализ описаний.

- Какие виды описаний использует автор? (Портрет, интерьер, пейзаж.)

- Найдите описания портретов героев - Раскольникова, Сони, Мармеладова, Катерины Ивановны, Дуни и др.

- В чем заключается особенность портретов? (Автор сначала описывает внешность героев, а потом их внутреннее состояние.)

- Найдите описание интерьеров в произведении (комнаты Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони, Мармеладных.)

- Как эти описания связаны с жизнью героев? (Задушна комната Раскольникова приводит его к зарождению страшной теории; комната Сони, что состоит из многих углов, едва не привела ее к самоубийству; проходная комната Мармеладова приводит Катерину Ивановну до безумия.)

- Какую роль, по вашему мнению, играет пейзаж в развитии сюжета? (Пейзаж подчеркивает тревожное, гнетущее настроение, которое возникает с первых страниц романа.)

- С кем из героев пейзаж связан больше всего? (С Раскольниковым, Свидригайловим.)

- Приведите конкретные примеры. (Жара в начале романа, что раздражает Раскольникова; описание погоды перед самоубийством Свидригайлова (туман, грязь, ночь, мрак. И на душе героя «холод ы сырость».)

 

18. Творческое задание.

- Проанализируйте психическое состояние героев. Как автор изображает его? (Состояние героев изображается через мимику, жесты, движения тела. Например: «Раскольников бросился к ногам Сони, сам того не осознавая» и т.д. Это называется прием «умолчания».)

 

19. Работа с текстом.

- Найдите в тексте описания снов Раскольникова и Свидригайлова.

- Подумайте, какова их роль в романе. (Описания снов используются для психологического анализа душевного состояния героев.)

- Проанализируйте монологи и диалоги Раскольникова.

- Почему, по вашему мнению, их так много в произведении? (Они раскрывают внутренний мир героя, сложность натуры Раскольникова, служат средством самоанализа поступков персонажа.)

 

20. Проблемные ситуации.

- Подумайте, почему автор проводит Раскольникова еще и через испытание любовью. (В этом отразились взгляды самого автора. По мнению Ф. Достоевского, только любовь способна спасти мир от ненависти и зла, вернуть отобранную надежду увидеть рай на земле.)

- Подумайте, какое символическое значение имеет название романа.

 

21. Комментарий учителя.

Название романа состоит из двух слов. Преступление - это факт убийства, взятый из жизни, переосмысленный и вылит в философскую форму. Именно в философской идеи объединены все сюжетные линии, моральные, политические проблемы, а также сущность трагедии, в которую втянуты народ и все человечество. Идея оказалась ложной. Раскольников противостоит миру, не воспринимая его.

Мотив обездоленности присутствует и в наказании. В финале герой противостоит миру, но уже преступном. На протяжении пяти глав романа автор описывает страдания героя как самое страшное наказание. Все персонажи произведения проходят путь тяжких поисков правды. По мнению автора, человек, которая совершила грех, способна к духовному возрождению, когда уверует в Христа. «Главное - люби других, как себя»,- в этом, по Ф. Достоевским, заключается основной принцип счастья людей. Человек приходит к счастью лишь через страдания, горе, веру, любовь.

 

22. Работа с иллюстрациями.

(Проводится в течение всего урока. Иллюстрации выбирает учитель.)

- Смогли, по вашему мнению, художники отразить главную сущность героев романа? (Художники Д. Шмарінов, И. Глазунов, П. Боклевський, М. Добужинский в своих иллюстрациях к роману смогли отразить внутренний мир героев Ф. Достоевского.)

- Сравните словесные описания героев с их изображением средствами живописи.

- Подберите подписи в представленных иллюстраций, используя текст романа.

 

IV. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Заключительная беседа.

- Очертите круг проблем, поднимаемых в романе. (В романе представлены те основные социальные и моральные проблемы, которые волновали Ф. Достоевского на протяжении всей жизни. Это и влияние различных теорий на человека, проблемы «бедных и обиженных», «маленького человека», нравственного совершенствования человечества.)

- По вашему мнению, что больше интересует автора: преступление или наказание? Почему? (Конечно, кара, которой посвящено пять глав романа. Ведь процесс морального наказания и совершенствования - слишком сложный путь.)

- Что лежит в основе реализма Ф. Достоевского? (Поиск нравственного идеала, смысла бытия.)

- Какие художественные приемы использует автор для раскрытия духовного мира человека? (Различные виды описаний (портреты, пейзажи, интерьеры), символику цветов, прием «фамилии, что говорят», изображение психического состояния героев с помощью пейзажа, прием «умолчания», описания снов героев, внутренние монологи, диалоги, изображения деталей (рассматривался на предыдущем уроке).)

- Подумайте, какую роль в романе играют тщательно подобранные имена героев. (Имена раскрывают или подчеркивают сущность героев.)

- Как вы думаете, почему такие сложные в психологическом плане романы Ф. Достоевского являются настолько популярными в современном мире?

 

2. Обобщающее слово учителя.

По этому поводу уместными могут стать слова исследователя О. Козырева: «Обращаясь к Достоевскому, наш современник ищет ответы на мучительные вопросы, ищет света для своей души, поскольку вечная битва Бога и дьявола продолжается в сердцах людей. Именно поэтому Достоевский остается одним из самых популярных писателей мира».

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к уроку-диспуту. (Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами диспута.)