I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 12
Тема. О. де Бальзак. Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека
Цель: помочь учащимся осознать значение и художественные особенности образа Гобсека; развивать навыки анализа художественных образов, умение сопоставлять литературу и жизнь, высказывать и обосновывать свои мысли; способствовать формированию истинных ценностей, философское отношение к жизненным проблемам.
Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; карточки с заданиями (для 5-ти групп).
Тип урока: формирование умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Образ скряги - это странствующий образ в мировой литературе: Шейлок у Шекспира, скупой у Мольера, скупой рыцарь у Пушкина и др. Образ скупердяя переходит от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, имея определенные общие «родовые» черты. А какой же ростовщик в Бальзака? Об этом пойдет речь сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока
IV. Актуализация опорных знаний
Литературный диктант (каждый правильный ответ - 1 балл)
1. Почему Дервіль стал близким другом віконтеси где Гранльє? (Помог ей вернуть имения.)
2. Благодаря чему Дервіль подружился с Гобсеком? (Соседству и благоразумному поведению)
3. К кому Гобсек решил появиться «как мститель, как угрызения совести»? (К графине)
4. Какую сумму налогов платит миллионер Гобсек и гордится этим? (Семь франков)
5. Почему Гобсек любил пачкать ковры в богатых домах? (Чтобы дать почувствовать когти Неизбежности)
6. Что Дервіль одалживал у Гобсека и для чего? (Деньги на покупку адвокатской конторы)
7. Кто является женой Дервиля? (Фанни Мальвы)
8. Какое дело поручил граф де Ресто Гобсекові и Дервілю? (Передать его имущество сыну)
9. Что поразило Дервиля в жилище Гобсека? (Богатство, что гнило.)
10. Кому завещал свое богатство Гобсек? (Дочери своей племянницы)
11. О чем думал в последние часы Гобсек, что советовал Дервілеві? (Как и где выгоднее продать товары, что были в его доме.)
12. Почему виконтесса де Гранльє отдавала предпочтение во время выбора жениха для Камиллы? (Чести и родовитости)
V. Формирование умений и навыков
1. Слово учителя
Имя главного героя повести Бальзака - Гобсек - не является случайным. Оно означает то, что является сущностью героя - «живоглот», «мироед», «сухоглот», и понимать это можно так: Гобсек поглощал, собирал золото, а золото поглощало его.
2. Поисково-исследовательская работа в группах.
Наблюдения над текстом и образом героя (задания на карточках для групп в классе)
I группа. Находит в тексте портрет Гобсека и отвечает на вопросы:
Каким предстает перед читателем этот герой?
¦ Какие цвета и оттенки использует автор в обрисовке внешности героя? Почему?
¦ С чем сравнивается внешность Гобсека? Почему?
¦ Какие детали портрета героя являются определяющими?
¦ Как такое описание характеризует героя, показывает отношение к нему автора?
II группа. Находит описание жилище Гобсека, отвечает на вопросы:
¦ На каких деталях помещение сосредотачивается внимание читателя? Почему?
¦ Можно ли по описанию жилья определить уровень состояния героя, его характер, отношение к нему автора?
¦ О чем свидетельствует описание квартиры Гобсека после того, как его не стало?
III группа. Находит упоминания в тексте про семейные взаимоотношения и отвечает на вопросы:
¦ Что мы знаем о семье Гобсека?
¦ Имеет ли он родственников? Как к ним относится?
¦ Как это его характеризует?
Почему Гобсек завещал свое богатство дальней родственнице?
IV группа. Находит в тексте строки, которые освещают характер Гобсека, и отвечает на вопросы:
¦ Как ростовщик относился к своим клиентам?
¦ В чем Гобсек находил удовольствие?
¦ Как Гобсек относился к большинству аристократов? Почему?
Почему Гобсек иначе отнесся к Дервиля и Фанни Мальвы? О чем это свидетельствует?
¦ Из чего видно, что в главном герое «сосуществуют два человека: скряга и философ, существо низкое и благородное существо»?
V группа. Исследует жизненную философию Гобсека и комментирует высказывания:
¦ «Что такое жизнь? Машина, которую приводят в движение деньги»;
¦ «Власть и утешение - разве не основы нашего нового общественного строя?»;
¦ «Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть»;
¦ «В золоте сосредоточены все силы человечества»;
¦ «Найтривкіше тщеславие - это наше “я”;
¦ «Счастье или в сильных эмоциях, которые подтачивают нашу жизнь, или в размеренных занятиях»;
¦ «Лучше самому гнать, чем позволять, чтобы тебя притесняли другие»;
¦ «Я владею миром. а мир не имеет надо мною ни малейшей власти»;
¦ «Я читаю в сердцах, от меня ничто не скроется».
3. Презентация поисково-исследовательской работы в группах
4. Интерактивное упражнение «Круг идей» (обобщение образа Гобсека)
Ожидаемые ответы
• Образ противоречивый.
• Преобладают негативные черты, особенно в конце жизни.
• Не обделен чувством справедливости, негативно относится к расточительству, пороков аристократии.
• Смешной в своей жадности.
• Романтично-загадочный.
5. Мини-диспут «Богатство, золото в жизни героев Бальзака и в нашей жизни»
Ведущий диспута. В жизни героев повести «Гобсек» золото, богатство играют большую роль. Без них не могут прожить графы и графини из высшего мира, не может открыть свою контору адвокат Дервіль и уладить свои дела даже Фанни Мальвы.
¦ То что же тогда означает золото? Неужели Гобсек прав, когда придает ему такого значения?
1-й оппонент. Да, без золота, значительных средств трудно достичь успеха в обществе как во времена Бальзака, так, пожалуй, и теперь, в наше время.
2-й оппонент. Речь идет о том, какую роль играет золото в жизни человека. Если оно является самоцелью, то имеет пагубное влияние, приводит личность к деградации, как это случилось с Гобсеком. Если же средства являются средством для достижения успеха в каком-нибудь полеВНОм деле (и для самого человека, и для общества), то они способствуют развитию личности.
3-й оппонент. Когда нет личного счастья, друзей, взаимности в любви, то мало помогают даже значительные средства. Недаром говорят, что «и богатые тоже плачут» и др.
Ведущий диспута (заключает). Видимо, в нашем споре истина находится где-то посередине: каждый человек должен быть обеспеченным на таком уровне, чтобы имела возможность гармонично развиваться. Само же богатство ради богатства пользы не приносит.
VI. Домашнее задание
Для всех: составить устный (или письменный) сочинение по теме диспута «Богатство, золото в жизни героев Бальзака и в нашей жизни».
Индивидуальное: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопассана.
VII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• Больше всего мне понравилось (запомнилось)...
• Я хотел (-ла) бы выяснить...
• Гобсек - это...