ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 12

Тема. О. де Бальзак. Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека

 

Цель: помочь учащимся осознать значение и художественные особенности образа Гобсека; развивать навыки анализа художественных образов, умение сопоставлять литературу и жизнь, высказывать и обосновывать свои мысли; способствовать формированию истинных ценностей, философское отношение к жизненным проблемам.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему; карточки с заданиями (для 5-ти групп).

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Образ скряги - это странствующий образ в мировой литературе: Шейлок у Шекспира, скупой у Мольера, скупой рыцарь у Пушкина и др. Образ скупердяя переходит от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, имея определенные общие «родовые» черты. А какой же ростовщик в Бальзака? Об этом пойдет речь сегодня на уроке.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Литературный диктант (каждый правильный ответ - 1 балл)

1. Почему Дервіль стал близким другом віконтеси где Гранльє? (Помог ей вернуть имения.)

2. Благодаря чему Дервіль подружился с Гобсеком? (Соседству и благоразумному поведению)

3. К кому Гобсек решил появиться «как мститель, как угрызения совести»? (К графине)

4. Какую сумму налогов платит миллионер Гобсек и гордится этим? (Семь франков)

5. Почему Гобсек любил пачкать ковры в богатых домах? (Чтобы дать почувствовать когти Неизбежности)

6. Что Дервіль одалживал у Гобсека и для чего? (Деньги на покупку адвокатской конторы)

7. Кто является женой Дервиля? (Фанни Мальвы)

8. Какое дело поручил граф де Ресто Гобсекові и Дервілю? (Передать его имущество сыну)

9. Что поразило Дервиля в жилище Гобсека? (Богатство, что гнило.)

10. Кому завещал свое богатство Гобсек? (Дочери своей племянницы)

11. О чем думал в последние часы Гобсек, что советовал Дервілеві? (Как и где выгоднее продать товары, что были в его доме.)

12. Почему виконтесса де Гранльє отдавала предпочтение во время выбора жениха для Камиллы? (Чести и родовитости)

 

V. Формирование умений и навыков

1. Слово учителя

Имя главного героя повести Бальзака - Гобсек - не является случайным. Оно означает то, что является сущностью героя - «живоглот», «мироед», «сухоглот», и понимать это можно так: Гобсек поглощал, собирал золото, а золото поглощало его.

 

2. Поисково-исследовательская работа в группах.

Наблюдения над текстом и образом героя (задания на карточках для групп в классе)

I группа. Находит в тексте портрет Гобсека и отвечает на вопросы:

Каким предстает перед читателем этот герой?

¦ Какие цвета и оттенки использует автор в обрисовке внешности героя? Почему?

¦ С чем сравнивается внешность Гобсека? Почему?

¦ Какие детали портрета героя являются определяющими?

¦ Как такое описание характеризует героя, показывает отношение к нему автора?

 

II группа. Находит описание жилище Гобсека, отвечает на вопросы:

¦ На каких деталях помещение сосредотачивается внимание читателя? Почему?

¦ Можно ли по описанию жилья определить уровень состояния героя, его характер, отношение к нему автора?

¦ О чем свидетельствует описание квартиры Гобсека после того, как его не стало?

 

III группа. Находит упоминания в тексте про семейные взаимоотношения и отвечает на вопросы:

¦ Что мы знаем о семье Гобсека?

¦ Имеет ли он родственников? Как к ним относится?

¦ Как это его характеризует?

Почему Гобсек завещал свое богатство дальней родственнице?

 

IV группа. Находит в тексте строки, которые освещают характер Гобсека, и отвечает на вопросы:

¦ Как ростовщик относился к своим клиентам?

¦ В чем Гобсек находил удовольствие?

¦ Как Гобсек относился к большинству аристократов? Почему?

Почему Гобсек иначе отнесся к Дервиля и Фанни Мальвы? О чем это свидетельствует?

¦ Из чего видно, что в главном герое «сосуществуют два человека: скряга и философ, существо низкое и благородное существо»?

 

V группа. Исследует жизненную философию Гобсека и комментирует высказывания:

¦ «Что такое жизнь? Машина, которую приводят в движение деньги»;

¦ «Власть и утешение - разве не основы нашего нового общественного строя?»;

¦ «Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть»;

¦ «В золоте сосредоточены все силы человечества»;

¦ «Найтривкіше тщеславие - это наше “я”;

¦ «Счастье или в сильных эмоциях, которые подтачивают нашу жизнь, или в размеренных занятиях»;

¦ «Лучше самому гнать, чем позволять, чтобы тебя притесняли другие»;

¦ «Я владею миром. а мир не имеет надо мною ни малейшей власти»;

¦ «Я читаю в сердцах, от меня ничто не скроется».

 

3. Презентация поисково-исследовательской работы в группах

 

4. Интерактивное упражнение «Круг идей» (обобщение образа Гобсека)

 

image6

 

Ожидаемые ответы

• Образ противоречивый.

• Преобладают негативные черты, особенно в конце жизни.

• Не обделен чувством справедливости, негативно относится к расточительству, пороков аристократии.

• Смешной в своей жадности.

• Романтично-загадочный.

 

5. Мини-диспут «Богатство, золото в жизни героев Бальзака и в нашей жизни»

Ведущий диспута. В жизни героев повести «Гобсек» золото, богатство играют большую роль. Без них не могут прожить графы и графини из высшего мира, не может открыть свою контору адвокат Дервіль и уладить свои дела даже Фанни Мальвы.

¦ То что же тогда означает золото? Неужели Гобсек прав, когда придает ему такого значения?

1-й оппонент. Да, без золота, значительных средств трудно достичь успеха в обществе как во времена Бальзака, так, пожалуй, и теперь, в наше время.

2-й оппонент. Речь идет о том, какую роль играет золото в жизни человека. Если оно является самоцелью, то имеет пагубное влияние, приводит личность к деградации, как это случилось с Гобсеком. Если же средства являются средством для достижения успеха в каком-нибудь полеВНОм деле (и для самого человека, и для общества), то они способствуют развитию личности.

3-й оппонент. Когда нет личного счастья, друзей, взаимности в любви, то мало помогают даже значительные средства. Недаром говорят, что «и богатые тоже плачут» и др.

Ведущий диспута (заключает). Видимо, в нашем споре истина находится где-то посередине: каждый человек должен быть обеспеченным на таком уровне, чтобы имела возможность гармонично развиваться. Само же богатство ради богатства пользы не приносит.

 

VI. Домашнее задание

Для всех: составить устный (или письменный) сочинение по теме диспута «Богатство, золото в жизни героев Бальзака и в нашей жизни».

Индивидуальное: подготовить сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопассана.

 

VII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Больше всего мне понравилось (запомнилось)...

• Я хотел (-ла) бы выяснить...

Гобсек - это...