ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 11

Тема. Власть золота и ее философия в повести О. де Бальзака «Гобсек»

 

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание произведения; развивать навыки работы с текстом, его комментирование, выделение главного и деталей, формировать умение аргументировать свои утверждения; воспитывать положительное отношение к общечеловеческим моральным ценностям.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Охарактеризуйте Бальзака как писателя и человека.

¦ Выясните структуру произведения жизнь Бальзака - «Человеческой комедии».

¦ Расскажите о связи Бальзака с Украиной.

 

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала

1. Слово учителя

Повесть «Гобсек» является составной частью «Человеческой комедии». Несмотря на ее небольшой объем, Бальзак придавал произведению большого значения, о чем свидетельствует хотя бы неприсущая писателю усердие (напечатано три варианта) в шлифовании первичного текста.

Повесть «Гобсек» состоит из трех историй. Прежде всего, это история рассказчика, адвоката Дервиля, который помог віконтесі где Гранльє вернуть свои состояния, отобранные во время революции, и хочет услужить еще раз, поспособствовав Камилле в ее намерении выйти замуж за молодого графа де Ресто. Вторая - центральная - история про старого ростовщика Гобсека, с которым судьба связала Дервиля. Наконец, это трагическая история семьи де Ресто. Графиня, отдав все деньги любовнику Максиму де Траю, совершает преступление, чтобы обеспечить своих младших детей, которым старый граф де Ресто не был отцом.

В образе главного героя Бальзак объединил черты реализма (подробно описав механизм одалживания денег, количество процентов) и романтизма (одиночество и загадочность богача - неизвестно, кто он, откуда приехал, где нажил свое огромное состояние; этот персонаж по-романтическом контрастный - «скряга и философ, существо низменное и существо благородное»).

 

2. Мини-диспут

• Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить совесть?

• Насколько наше время, наша мораль отличаются от бальзаковских?

 

3. Проблемные вопросы

Учитель. Прокомментируйте следующие утверждения Гобсека и сделайте выводы.

• «Чтобы осуществить свои прихоти, мы нуждаемся времени, средств и усилий. Так вот, в золоте все это в зародыше, и все оно дает в жизни».

• «...Убеждение и мораль - пустые слова. Непоколебимое только одно-единственное чувство, которым наделила нас природа: «инстинкт самосохранения», или «личный интерес»». Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы человек стремился его. Это. золото. В золотые воплощено все человеческие силы».

• «Несчастье научит его [графа де Ресто] знать цену деньгам и людям, мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по парижскому морю. А когда станет искусным лоцманом, мы дадим ему корабль».

• «Лучше самому гнать, чем позволять, чтобы тебя притесняли другие».

Ожидаемые ответы

Гобсек - противоречивый человек.

Гобсек - аморальный человек, одержимый идеей власти над людьми.

Гобсек имеет большой жизненный опыт, знает психологию людей, иногда поступает честно и разумно.

 

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков

Коллективная работа

Учитель. Соедините героев с их портретами.

 

«Существо странное, на все пригодное и ни к чему не способно, субъект, который пробуждает в людях страх и презрение, всезнайка и полный неуч, готов сделать доброе дело и совершить преступление, иногда - воплощение самой подмоги, иногда - олицетворение благородства, сорвиголова, больше забрызган грязью, чем запятнанный кровью, человек, которого могут терзать заботы, но не угрызения совести, и которая больше беспокоится о своем пищеварении, о чем духовные потребности, натура снаружи страстная, а внутри холодная, как лед»

 

Дервіль

«Он сидел в кресле, неподвижный, как статуя, уставившись взглядом в камин с таким выражением, словно перечитывал свои долговые расписки и векселя»

 

Граф де Ресто

«Мужчина лет тридцати пяти. Одетый достаточно просто, гость походил на покойного герцога Решильє»

 

Максим де Трай

«Молодая девушка, одетая просто, но с изяществом парижанки; у нее грациозная головка, свежее личико, приветливый взгляд; красиво причесанные каштановые волосы, спускаясь двумя півкругами и прикрывая виски, придавало некоего утонченного выражения ее голубым глазам, чистым, как хрусталь»

 

Графиня Анастази де Ресто

«В спешке она только накинула на обнаженные плечи кашемировую шаль и куталася в нее так умело, что под шалью легко угадывались формы ее прекрасного тела. Голова. была небрежно повязана, как у креолки, яркой шелковой косынкой, из-под которой выбивались пышные черные кудри»

 

Фанни Мальвы

 

VII. Домашнее задание

Подготовиться к анализу образа Гобсека.

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Для меня было новым...

• Я удивлен (-на), что...

• Мне запомнилось...