ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС

I семестр

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОК № 13

Тема. О. де Бальзак «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто. Роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести. Композиция и стиль произведения

 

Цель: помочь учащимся осознать значение освещенных автором моральных проблем; показать мастерство автора в обрисовке образов, построении повести; развивать навыки характеризування образов, критического осмысления прочитанного, высказывание и аргументирование собственных мыслей; воспитывать стремление к добродетельной жизни.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Человечество постоянно определяет для себя истинные и мнимые ценности, эпоха и народ вносит в это определение свои коррективы. Но поражает то, что человек стремится пройти путь познания самостоятельно, сама устанавливает иерархию ценностей и выбирает их для себя, несмотря на мировой опыт. Бальзак в своем произведении не анализирует причин возникновения скупости, маниакальной потребности накапливать богатство ради богатства, предательства, пагубных страстей, но показывает, к чему это приводит. Сегодня на уроке мы попробуем заглянуть в творческой лаборатории писателя, чтобы понять, как ему удалось так мастерски раскрыть образы героев, их психологию и привести положительные моральные примеры.

 

III. Объявление темы и цели урока

 

IV. Проверка домашнего задания

Проверка усвоения произведения вопросами о роли богатства и золота в жизни героев Бальзака и в нашей жизни (1-2 ученика).

 

V. Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Охарактеризуйте образ Гобсека, определив в нем реалистические и романтические черты.

 

VI. Формирование умений и навыков

1. Составление условной схемы

Учитель. Запишите имена персонажей повести О. де Бальзака Гобсек» до условной схемы.

 

 

2. Аналитическое комментирование схемы

 

3. Коллективная работа (составление таблицы)

Учитель. Составьте сравнительную характеристику женских образов повести «Гобсек».

 

Анастази де Ресто

Фанни Мальвы

Совместное

Молодые, красивые, парижанки

Отличное

Из богатой семьи, легкомысленная, неразумно поддалась страсти, раба чувств; жестокая; счастья не получила, всю жизнь потом искупила свой грех; оставила сыну плохую славу

Из небогатой семьи, честная, добропорядочная, трудолюбивая, ответственная, тихая, скромная; обрела счастье в семейной жизни

 

4. Работа в парах

Учитель. Объединитесь в пары. Проанализируйте таблицу, которую составили, подготовьте выводы.

 

5. Коллективное обсуждение выводов

 

6. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Учитель. Определите роль образа Дервиля в повести Бальзака «Гобсек».

Ожидаемые ответы

• Композиционный стержень произведения - автор-рассказчик.

• Один из главных героев, носителей идеи нравственности даже в жестоком буржуаВНОм мире.

• Образ Дервиля играет роль приема обрамления: история о Гобсека «взята в рамку» описания разговоры в салоне віконтеси где Гранльє.

• Дервіль объективно воспроизводит события, выражает собственное отношение к героям и ситуациям, что создает особую атмосферу задушевности разговора и достоверности повествования.

 

7. «Провокационно-дискуссионные» (проблемные) утверждение

• Дервіль - главный герой произведения Бальзака «Гобсек».

• Дервіль - идеальный буржуа, образец для подражания.

Гобсек - благородный мститель, наказывающий разнузданном аристократию за ее грехи.

Гобсек - «змей-искуситель», у него всегда можно одолжить деньги.

Гобсек - больной человек.

 

8. Слово учителя

¦ Обратите внимание на таблицу. О чем свидетельствует эта информация? (О большой популярности произведения, важность затронутых в нем проблем.)

 

Художественный фильм «Гобсек»

СССР

1937

Художественный фильм «Ошибка Оноре де Бальзака»

СССР

1989

Художественный фильм «Бальзак»

Франция - Италия - Германия

1999 (режиссер Ж. Дайан при участии Ж. Депардье)

 

VII. Домашнее задание

Индивидуальная: сравнить образы (выполнить ученическое исследование) произведений Плавта «Клад», В. Шекспира «Венецианский купец», Же. Б. Мольера «Скупой», О. Пушкина «Скупой рыцарь», М. Гоголя «Мертвые души» (Плюшкин), Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»И. Карпенко-Карого «Хозяин» (Пузырь).

Для всех: подготовиться к контрольной работе. Проанализировать стихотворение Б. Пастернака «Бальзак» (1927), определить, насколько точно автор отразил характер писателя.

БАЛЬЗАК

Париж в златых тельцах, в дельцах,

В дождях, как мщенье, долгожданных.

По улицам летит пыльца.

Разгневанно цветут каштаны.

 

Жара покрыла лошадей

И щелканье бичей глазурью

И, как горох на решете,

Дрожит в оконной амбразуре.

 

Беспечно мчатся тильбюри.

Своя довлеет злоба дневи.

До завтрашней ли им зары?

Разгневанно цветут деревья.

 

А их заложник и должник,

Куда он скрылся? Ах, алхимик!

Он, как над книгами, поник

Над переулками глухими.

 

Почти как тополь, лопоух,

Он смотрит вниз, как в заповедник,

И ткет Парижу, как паук,

Заупокойную обедню.

 

Его бессонные зенки

Устроены, как веретена.

Он вьет, как нитку из пеньки,

Историю сего притона.

 

Чтоб выкупиться из ярма

Ужасного заимодавца,

Он должен сгинут даром

И дать всей нитке размотаться.

 

Зачем же было брать в кредит

Париж с его толпой и биржей,

И поле, и в тени ракит

Непринужденность сельских пиршеств?

 

Он грезит волей, как лакей,

Как пенсией - старик бухгалтер,

А весу в этом кулаке

Что в каменщиковой кувалде.

 

Когда, когда ж, утерши пот

И сушь кофейную отвеяв,

Он оградится от забот

Шестой главою от Матфея?

Борис Пастернак

 

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Этот урок помог мне осознать...

• Я считаю, что образы, созданные Бальзаком...

• Мне запомнилось...