I семестр
 
ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 11
Тема. Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
 
Цель: показать причины обращения  поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого  прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения,  навыки выразительного чтения в лицах; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.
Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге».
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного  чтения баллад наизусть
 
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово  учителя
— Говоря об обращении А. С. Пушкина  к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес  поэта к прошлому, его умение «погружать» читателя в изображаемую эпоху путем  введения в текст баллады устаревшей лексики.
Но есть еще что-то, ради чего поэт  обратился к прошлому. Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его  в настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества.
2. Словарная  работа (проверка домашнего задания)
Вещий — (высокий стиль). Предвидящий  будущее, пророческий.
Словарь русского языка С. И.  Ожегова.— М.: Русский язык, 1990.— С. 82.
Въщій, кому  все въдомо и кто въщает будущее; прорицатель, предсказатель; // умный, мудрый,  смотрокъ, предусмотрительный // разсудительный, умно и красно* говорящій.
Толковый словарь живого  великорусского языка В. Даля.— М.: Русский язык, 1989.— Т. 1.— С. 336.
3. Беседа  с учащимися по домашнему заданию
1) Кого Пушкина называет в балладе  «вещим»? («Вещий Олег») Почему он вещий?
2) Какое еще слово, понятие в  балладе Пушкин сопровождается этим определением? («Вещий язык» — о волхвах)
3) Какие еще определения создают  образ кудесника? («Мудрый старец», «вдохновенный кудесник»)
Учитель. Поскольку сюжет «Песни о  вещем Олеге» Пушкина от летописного сказания в «Повести временных лет»  отличается именно образами  князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.
 
ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное  чтение баллады в лицах
2. Письменный  подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным  комментарием
 
  
    
      Князь Олег  | 
      Кудесник  | 
    
    
      «Князь по полю едет на    верном коне» «...подъехал Олег»  | 
      «Из темного леса навстречу    ему // идет вдохновенный кудесник»  | 
    
  
 
Учитель. Итак, князь разговаривает  со стариком-волхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием  (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство.
(Обращение к иллюстрациям В. М.  Васнецова)
 
  
    
      Князь Олег 
        «могучий владыка» 
        «соседи-враги» 
        «победой прославлено имя    твое» «волны и суша покорны тебе» 
        «завидует недруг» 
        «и пращ, и стрела, и    лукавый кинжал щадят победителя» 
        «незримый хранитель    могущему дан» 
          
        следствие могущества на    земле; признано всеми и во всем  | 
      Кудесник 
        «любимец богов» 
          
        ничего земного: ни    богатства, ни положения  | 
    
    
         | 
    
    
         | 
    
    
         | 
    
    
         | 
    
  
 
Учитель. Обратите внимание: в начале  баллады князь характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем  повторение характеристики, но на качественно новом этапе, высоким стилем. Отсюда  и разговор свысока:
Не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Князь привык, что его боятся и ждут  от него наказания («обрёк он мечам и пожарам») либо награды. Что же отвечает  князю собеседник?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Могущество, сила, богатство,  положение на земле для волхва не имеет значения!
Обратите внимание: кудесник говорит  во множественном числе «волхвы», «им», причисляя себя к какому-то определенному  кругу, избранность которого с гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий  язык // И с волей небесною дружен».
Он — как посланник, глашатай воли  небес судьбы: «Запомни же ныне ты слово моё».
Благодарит ли князь волхва за  предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он  отдал подробные и очень эмоциональные (!) указания насчет коня, он даже  вспомнил о коне через время.)
А почему же князь не поблагодарил  кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся.)
Сбылись ли предсказания формально?  Какова реакция князя?
(О коне
князь вспоминает в некотором смысле  потребительски:
«Мой конь и доныне носил бы меня»
«Не ты под секирой ковыль обагришь// 
И жаркою кровью мой прах напоишь!»
О кудеснике:
оскорбительно, за глаза:
«Кудесник, ты лживый, 
безумный старик!//
Презреть бы твое предсказанье!»
О судьбе:
«Вот где таилась погибель моя!//
Мне смертию кость угрожала!»)
Чем заканчивается баллада?
Кого показал Пушкин в образе  кудесника?
 

 
Худ. В.  Васнецов. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга»
 
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Основное в балладе не  просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка  происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать  свое мнение о настоящем.
Кто, по мнению Пушкина,  «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» «правдив и свободен»? Кто не боится  «могучих владык»?
Вернемся к толкованию В. Даля: поэт  — «...умно и красно говорящий».
Итак, это о поэте, точнее, о себе  писал Пушкин.
 
V. Домашнее задание
Подготовка к конкурсу выразительного  чтения баллад наизусть.
Индивидуальное задание: подготовить  сообщение о Р. Стивенсоне.
___________________________________________________________________________
* красно — красиво.