ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС УРОВЕНЬ СТАНДАРТА
АВТОРСКИЕ УРОКИ

ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

УРОКИ № 11-12

Тема. Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека»

 

Мета: помочь учащимся понять философские основы образа Раскольникова, его эволюцию; углублять навыки анализа прозаического текста; развивать связную речь, логическое мышление; формировать способность школьников противостоять пагубным влияниям.

Ооборудования: учебник, текст романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (на языке оригинала или в переводах на выбор учителя).

ХОД УРОКОВ

Есть один закон - закон нравственный.

Ф. Достоевский

(Из подготовительных материалов к роману)

 

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

- Чем психологический роман отличается от других известных вам раВНОвидностей романа (исторического, социально-бытового и т.д.)?

- Как известно, «Преступление и наказание» был задуман Ф. Достоевским как роман-исповедь. По вашему мнению, почему именно такую форму произведения автор хотел выбрать? (Потому что именно исповедь могла раскрыть внутренний мир героя.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЭПИГРАФОВ УРОКИВ

Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете слова писателя, служат эпиграфом урока? (Главное для каждой личности - это закон человеческой совести. Именно совесть диктует моральные принципы жизни.)

- Как, по вашему мнению, это высказывание связано с названием урока? (В течение урока следует исследовать путь героя от преступления до поступков, вызванных совестью,- раскаяние.)

 

III. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Работа с текстом.

- Найдите в тексте произведения портрет главного героя. (Часть I, раздел I.)

- Что в этом портрете сразу бросается в глаза? (Юноша был задавлен бедностью.)

- Опишите одежду Раскольникова, его квартиру.

- Подумайте, какую роль играют эти описания в раскрытии характера героя. (Они подчеркивают его страшную бедность.)

 

2. Творческое задание «Монолог героя».

- От имени главного героя расскажите о нем самом, его жизни в Петербурге.

 

3. Беседа.

- Что задумал герой? (Он готовится убить процентщицу.)

- Как вы считаете, это было спонтанное или осознанное решение? (Абсолютно сознательное, хорошо подготовленное убийство.)

- В чем заключалась необычность преступления Раскольникова? (Он хотел проверить свою теорию.)

- Подумайте, мотивом убийства была только бедность Раскольникова. (Нет. Это и боль за всех поруганных и обиженных», стремление спасти сестру Дуню, изменить мир, сделать его справедливым. Следовательно, социальные причины.)

- Какие факторы подтолкнули героя на убийство? (Собственная бедность, письмо матери, из которого он узнал о Дуню, знакомство с семьей Мармеладных, пьяная девочка на бульваре.)

 

4. Комментарий учителя.

Раскольникова, который живет в 60-е годы XIX века, волновали сильные личности: Наполеон, Магомет. Поэтому не удивительно, что юношу захватила теория «сверхчеловека», которому якобы разрешено не только вершить судьбы людей, но и «кровь по совести». Именно таким «Наполеоном», который стремится изменить миропорядок любыми средствами, проверить способность преступить законы морали во имя будущей общественной гармонии, и пытается стать Раскольников.

Философская идея Раскольникова была изложена им в статье «О преступлении», напечатанной в прессе.

 

5. Работа с текстом.

- Определите основные положения статьи Раскольникова. (1) Деление людей на разряды. 2) Как отличить «обычных» людей от «необычных»? 3) Как человечество должно поступать с теми «странными» людьми, которые решили уничтожить преграды?)

- В разговоре с каким героем раскрываются основные положения этой статьи? (В разговоре с Порфирием Петровичем.)

- Найдите положения статьи Раскольникова и трактовка их, сделанное Порфирием Петровичем.

(Это можно показать на примере таблицы, которую в процессе работы создают учитель и ученики.)

Ориентировочная таблица

1) Деление людей на разряды.

 

Положения статьи Раскольникова

Размышления и рассуждения Порфирия Петровича

«...люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»

«...“необыкновенный” человек имеет право... разрешить своей совести перешагнуть. через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи... того потребует».

От слов «...в ихней статье все люди разделяются на...» до слов «собственно потому, что они необыкновенные...»

 

2) Как отличить «обычных» людей от «необычных»?

 

Положения статьи Раскольникова

Размышления и рассуждения Порфирия Петровича

От слов «...ошибка возможна ведь только со стороны первого разряда...» до слов «...выходит красиво и выразительно, одним словом, вам беспокоиться нечего.»

От слов «...чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных?» до слов «...как вы весьма счастливо выразившемуся, так ведь тут...»

 

3) Как человечество должно поступать с теми «необычными» людьми, которые решили уничтожить преграды?

 

Объяснение Раскольникова

Сомнения Порфирия Петровича

От слов «Я должен согласиться... что такие случаи действительно должны быть» до слов «...Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами...»

От слов «Ну как иной какой-нибудь муж али юноша вообразит, что он Ликург, Магомет али...» до слов «...ну и начнет добывать себе для похода...»

 

6. Работа с текстом.

- Как сам герой объясняет свой поступок? Найдите в тексте соответствующий отрывок и зачитайте.

- Кому из героев произведения он рассказывает обо всем? (Сони Мармеладовій. Причем герой называет несколько причин. Вот они:

1) «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого я убил...»;

2) «...Я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета...»

3) «Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»)

 

7. Проблемные ситуации.

- Как вы считаете, можно сформулировать общее мнение всех рассуждений Раскольникова? (Так. Она заключается в том, что любое насилие над людьми является нарушением норм морали. Но они порождаются объективными законами жизни. Герой Достоевского приходит к таким выводам, проанализировав всю историю человечества.)

- Подумайте, какая из перечисленных Раскольниковым причин была главной? (Третья, о том, что он убил просто для себя. Именно эта мысль придает литературоведам основание считать Раскольникова преступником не в уголовном, а в философском плане.)

 

8. Комментарий учителя.

Отметим, что протест Раскольникова против мира, который не хочет его принять, проникнут ядом индивидуализма, жаждой эгоистического самоутверждения. Антигуманная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми и с самим собой.

 

9. Беседа.

- В разговорах с какими персонажами раскрывается теория Раскольникова? (В разговорах с Порфирием Петровичем и Соней.)

- Одинаково ли ведет себя Раскольников с этими собеседниками? (Нет. В разговорах с Порфирием Петровичем он раскрывается как теоретик и человек, который стремится, во что бы скрыть правду. А в разговоре с Соней раскрывает свою душу.)

Эпизод разбудил совесть Раскольникова? (Встреча в полицейском участке с мастеровым парнем Колей, который взял убийство старой процентщицы на себя.)

- Какая мысль не дает покоя герою? (О том, что он был бы счастлив, если бы убил процентщицу только через голод. Идея власти продолжает волновать Раскольникова. Он не желает слышать о содеянном, поскольку не считает убийство «никому не нужной» процентщицы за преступление.)

- Почему из всех людей, которых герой знал, для исповеди он выбрал именно Соню? (Потому что считает, что она тоже переступила порог морали, став проституткой.)

 

10. Проблемные ситуации.

- Подумайте, с какой целью Ф. Достоевский подробно описывает сцену убийства старухи-процентщицы. (Автор подробно описывает эту кровавую сцену, все случайности и неожиданности, которые произошли, с целью показать внутреннее сопротивление натуры Раскольникова жестокой мысли об убийстве.)

- Подумайте, какие последствия имеет теория Раскольникова для него самого и всех тех, кто мог быть ее сторонниками? (Теория имела тяжелые последствия для героя. Страшная идея привела Раскольникова к расколу с людьми и с собой. Теория носила ярко выраженный индивидуалистический, анархический характер. Прав был Порфирий Петрович, который в финале романа сказал: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело быы сделали!»)

- Что, по вашему мнению, помешало Раскольнікову жить по своей теории? (После содеянного он потерял покой. Он стеснялся своей человечности, «неспособности заковать тело в бронзу», того, что не смог спокойно и равнодушно «переступить». В этом герой видит свою ничтожность, которая доказывает его принадлежность к «обычных» людей. И эта мысль заставляет его тяжело страдать.)

 

11. Творческое задание.

- Проанализируйте, какие детали использует автор, чтобы описать силу воздействия слов мещанина на Раскольникова. Найдите эти детали в тексте. («голос. прерывался и слова как-то не хотели ясно выговариваться», «ноги его ужасно вдруг ослабели», «на спине похолодело, и сердце на мгновение как будто замерло». Дома герой «в бессилии лег на диван и болезненно, со слабым стоном, протянулся на нем...»)

 

12. Психологическое наблюдение над героем.

- Представьте, что вы врач. Проследите состояние Раскольникова после преступления. Составьте его «историю болезни». (Раскольникова все время лихорадит, он часто теряет сознание. У него дрожат руки. Герой иногда не помнит, куда собирался идти, что хотел делать. Он может часами сидеть, заклякнувши, ничего не думая и не понимая. В него часто холодеют руки, ноги, выступает пот на спине. У героя спостережуються все признаки нервного заболевания (невроз).)

 

13. Беседа.

- Какие, по вашему мнению, эпизоды раскрывают борьбу Раскольникова со своей «натурой»? (Встречи и беседы с Порфирием Петровичем.)

- Как герой ведет себя с окружающими? (Довольно фальшиво, его поведение является искусственной.)

- Понимает ли сам Раскольников мотивы своего поведения? (Так. Ведь вот что он думает о своих отношениях с Порфирием Петровичем: «Эпоэтому тоже надо Лазаря петь... и натуральнее петь. Натуральнее всего ничего быи не петь. Усиленно ничего не петь! Нет, усиленно было бы опять не натурально. Ну, да там как обернется... посмотрим... сей час... хорошо иль нехорошо, что я иду? Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!..» Раскольников чувствует, что попал в ловушку.)

 

14. Творческое задание.

- Проанализируйте авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова во время разговора с Порфирием Петровичем (часть III, раздел V). («Он Начал усиленно законфузившись», «тревожно подумал», «промелькнуло в нем как молния», «неловко усмехнулся было... особенно стараясь смотреть ему прямо в глаза; но не смог утерпеть и вдруг прибавил...», «начал он просто и скромно» и т.д.)

- Подумайте, какова роль этих ремарок в раскрытии образа главного героя. (Это один из художественных приемов, которые использует автор с целью раскрыть тяжкие душевные муки героя.)

 

15. Продолжение беседы.

- Как вы считаете, есть ли у Порфирия Петровича доказательства преступления Раскольникова? (Твердых доказательств нет. Ведь материальные доказательства убийства старухи-процентщицы уничтожено, Свидригайлов покончил жизнь самоубийством, в преступлении уже сознался Коля.)

- Почему, по вашему мнению, Раскольников требует от Порфирия Петровича допрашивать его только «по форме»? (Герой пытается сделать ставку на разум, логику, он боится запутаться. Его задача - победить не только следователя, но и самого себя, ощущение преступления в собственной душе.)

- Какую роль в развертывании сюжета имеет фраза Порфирия Петровича: «Что такое: убежит! Это форменное; а главное-то не то... он у меня психологически не убежит, хе-хе!»? (Эта фраза свидетельствует о том, что следователь разгадал характер Раскольникова.)

- Почему Порфирий Петрович пытается официальный допрос превратить в обычную беседу? (Порфирий Петрович понял, что поймать Родиона с помощью допроса «по форме» просто невозможно. Поэтому он всячески пытается вывести Раскольникова из равновесия, розтривожити его душу, поддержать ощущение муки, что становится слишком тяжелым для героя. Тем самым он стремится доказать Раскольникова к признанию. То есть следователь ведет довольно тонкую психологическую игру.)

- Подумайте, какую роль для подталкивания Раскольникова к признанию играет его встреча с матерью и сестрой? (Именно во время общения с самыми дорогими людьми Раскольников понимает, что искренние отношения с ними после совершения преступления стали невозможными. Герой мучительно переживает этот факт.)

- Почему Раскольников признался? (Он не смог победить свою «натуру». Его человеческая природа не выдержала тяжкого ощущение преступности.)

 

16. Проблемные ситуации.

- В чем Ф. Достоевский видит источник обновления жизни и моральную норму поведения человека?

- Почему в эпилоге романа Раскольников пришел к вере и Богу?

 

17. Комментарий учителя.

В эпилоге романа Ф. Достоевский выразил свое понимание жизни. Он считал, что мир погибает, охваченный жадностью, тщеславием, ложью и другими грехами. Мир может спасти только вера. В одном из записных книжек писателя к роману «Преступление и наказание» он отметил: «Нет счастья в комфорте, заслуговується счастье страданием. Человек не рождается для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Раскольников измученный пустотой одиночества, отсутствием мира и любви в своей душе и в окружающих. Его спасает Соня, посоветовав выйти на перекресток и покаяться публично. Только после такого поступка у него появляется ощущение полноты жизни. Но довольно долго принять христианскую правду Сони Раскольнікову мешает его теория. И только освободившись от нее, он склоняется перед человеческими страданиями в лице Сони Мармеладової и принимает ее «правду», что состоит в вере в Бога.

В связи с этим значительную роль в романе играют христианские мотивы, связанные с притчей о воскрешении Лазаря. Эта притча упоминается в произведении трижды (символическое число в христианской символике!). Впервые ее упоминает Порфирий Петрович, спрашивая у Родиона, верит ли он в воскресение, во второй раз ее читает Соня, третий - Раскольников в эпилоге). Символично, что Соня читает притчу в четвертой части четвертого раздела, ведь именно через четыре дня произошло воскрешение Лазаря.

Через страдания и муки придя к Библии, воскресает и измученная душа Раскольникова.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Мысль о неприкосновенности всякой человеческой личности

Заключительная беседа.

- Подумайте, какую роль в понимании содержания романа играет эпиграф.

- Известный российский исследователь творчества Ф. Достоевского С. В. Белов писал: «Идея величайшей ценности человеческой личности нашла в автору “Преступления и наказания” своего надежного защитника и выразителя. Мысль о неприкосновенности всякой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного замысла романа». Согласны ли вы с точкой зрения ученого? Аргументируйте свой ответ.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКОВ

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подобрать для анализа примеры монологов и диалогов Раскольникова с другими персонажами, сны героев, описания природы. Повторить понятие «психологический роман». Индивидуальное задание. Найти информацию о значение имен героев романа.