I семестр
 
ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 10
Тема. Александр Пушкин (1799—1837) «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни»
 
Цель: познакомить с содержанием  баллады, показать ее связь с летописным источником; раскрыть приемы, с помощью  которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси;  совершенствовать навыки выразительного чтения баллады; показать причины  интереса Пушкина к истории и отражение этого в баллад; воспитывать культуру  свяВНОй речи, культуру устного ответа: лаконичность, последовательность,  доказательность, эмоциональность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи  в произведениях разных видов искусства.
Оборудование: портрет Пушкина,  репродукция картины В. Васнецова «Нестор-летописец» (эскизный вариант для  росписи Владимирского собора в Киеве), раздаточный материал — текст и сетка  кроссворда.
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного  чтения баллад наизусть
 
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа  с использованием приема «Цепочка»: несколько слов о Пушкине
2. Беседа  с учащимися
 

 
Худ. О.  Кипренский. Портрет А. Пушкина
 
1) Что связано с Пушкиным в нашем  городе? (Если есть памятник, то что вы знаете об истории его создания?)
2) Какие произведения на историческую  тематику есть у Пушкина и почему поэт обращался к истории? («Уважение к  минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — сказал поэт.  Но, наверное, не только это послужило причиной обращения к древнерусской  старине. Возможно, поэт пытался найти в прошлом связь с теми вопросами, которые  мучили его в настоящем. Мы постараемся в ходе работы над произведением это  увидеть.)
3) Какие произведения Древней Руси  сохранили для нас описание многих событий старины?
3. Сообщение  учащихся о «Повести временных лет».
Обращение к репродукции картины В.  Васнецова «Нестор-летописец».
4. Чтение  отрывка из «Повести временных лет» о смерти князя Олега
Учитель. Эта летописная история  легла в основу произведения А. С. Пушкина, с которым вы познакомились дома.  Кстати, а к какому жанру мы отнесем «Песнь о вещем Олеге»?
Все варианты и предложения ребят  записать на доске с доказательствами «за» и «против»:
 
  
    
      Стихотворение  | 
      Былина  | 
      Баллада  | 
    
    
      Ритм, рифма  | 
      Событие, имевшее место в    действительности, наличие сюжета, состоящего из определенных частей: зачина,    основной части, где идет рассказ о событиях, концовки  | 
      Не просто рассказ о событии,    присутствует авторская оценка героев, ведущую роль в основной части играет    диалог  | 
    
  
 
Что значит слово «песнь» в  заголовке? (Поэтическое произведение поэтического характера. Поэтому и падежные  окончания будут соответствующие — о «Песни», в «Песни»...)
5. Работа  с лексикой баллады
1) Вопрос домашнего задания: Удалось  ли поэту воссоздать исторический колорит Киевской Руси? Каким приемом он  пользовался? (Использование в тексте устаревших слов)
2) Работа с кроссвордом (текст  кроссворда и сетку раздать на каждую парту)*.
В сильном классе можно уделить время  для пояснения лексических или фонетических особенностей устаревших слов  (могущий, брег).
По горизонтали:
1. Земляная насыпь над могилой  воина. 2. Причина смерти князя. 3. Имя преемника князя Олега. 4. Приспособление  для метания камней. 5. Мальчик-подросток. 6. Имя первого князя на Руси — героя  баллады. 7. В тексте: судьба. 8. Языческий жрец, прорицатель. 9. Берег (устаревшее).  10. Древнее название Константинополя. 11. Битва, бой (устаревшее). 12. Предвидящий  будущее, пророческий.
По вертикали:
1. Титул владыки Киевской Руси. 2.  Могучий, сильный (устаревшее). 3. Топор с небольшим лезвием на длинной  рукоятке. 4. Воинский отряд князя. 5. Сосуд для вина на тризне. 6. Доспехи  князя. 7. Кочевой тюркский народ, противники Древней Руси. 8. Поминальный пир у  древних славян. 9. Верховный языческий бог славян, покровитель воинов, оружия,  войн. 10. Языческий жрец и прорицатель, соврем.: волшебник. 11. Быстрый,  резвый. 12. Лоб (устаревшее).
 

 
Ответы к кроссворду:
По горизонтали: 1. Курган. 2. Змея. 3. Игорь. 4.  Праща. 5. Отрок. 6. Олег. 7. Жребий. 8. Волхв. 9. Брег 10. Цареград. 11. Сеча.  12. Вещий.
По вертикали: 1. Князь. 2. Могущий.  3. Секира. 4. Дружина. 5. Ковш. 6. Броня. 7. Хазары. 8. Тризна. 9. Перун. 10.  Кудесник. 11. Ретивый. 12.      Чело.
6. Работа  над выразительным чтением стихотворения
 
III. Подведение итогов урока
Учитель. Мы сегодня построили урок,  опираясь на уже известные вам сведения о балладе как о жанре литературы.
Мы сумели определить жанр  произведения, показать приемы, которые использовал поэт для воссоздания  исторического колорита.
А что ж нового внес Пушкин в сюжет,  взятый из летописи?
Что интересовало поэта в седой  древности?
 

 
Худ. В.  Васнецов. Нестор-летописец
 
IV. Домашнее задание
Определить значение слова «вещий»;  ответить на вопрос: «Кого из героев и почему сопровождает в тексте это  определение?»
______________________________________________________________
* Учащимся, которые  справились с кроссвордом раньше других, можно поставить баллы.