ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

 

ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ

 

УРОК 10

Тема. Александр Пушкин (1799—1837) «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни»

 

Цель: познакомить с содержанием баллады, показать ее связь с летописным источником; раскрыть приемы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси; совершенствовать навыки выразительного чтения баллады; показать причины интереса Пушкина к истории и отражение этого в баллад; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру устного ответа: лаконичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.

Оборудование: портрет Пушкина, репродукция картины В. Васнецова «Нестор-летописец» (эскизный вариант для росписи Владимирского собора в Киеве), раздаточный материал — текст и сетка кроссворда.

ХОД УРОКА

I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с использованием приема «Цепочка»: несколько слов о Пушкине

2. Беседа с учащимися

 

image19

 

Худ. О. Кипренский. Портрет А. Пушкина

 

1) Что связано с Пушкиным в нашем городе? (Если есть памятник, то что вы знаете об истории его создания?)

2) Какие произведения на историческую тематику есть у Пушкина и почему поэт обращался к истории? («Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — сказал поэт. Но, наверное, не только это послужило причиной обращения к древнерусской старине. Возможно, поэт пытался найти в прошлом связь с теми вопросами, которые мучили его в настоящем. Мы постараемся в ходе работы над произведением это увидеть.)

3) Какие произведения Древней Руси сохранили для нас описание многих событий старины?

3. Сообщение учащихся о «Повести временных лет».

Обращение к репродукции картины В. Васнецова «Нестор-летописец».

4. Чтение отрывка из «Повести временных лет» о смерти князя Олега

Учитель. Эта летописная история легла в основу произведения А. С. Пушкина, с которым вы познакомились дома. Кстати, а к какому жанру мы отнесем «Песнь о вещем Олеге»?

Все варианты и предложения ребят записать на доске с доказательствами «за» и «против»:

 

Стихотворение

Былина

Баллада

Ритм, рифма

Событие, имевшее место в действительности, наличие сюжета, состоящего из определенных частей: зачина, основной части, где идет рассказ о событиях, концовки

Не просто рассказ о событии, присутствует авторская оценка героев, ведущую роль в основной части играет диалог

 

Что значит слово «песнь» в заголовке? (Поэтическое произведение поэтического характера. Поэтому и падежные окончания будут соответствующие — о «Песни», в «Песни»...)

5. Работа с лексикой баллады

1) Вопрос домашнего задания: Удалось ли поэту воссоздать исторический колорит Киевской Руси? Каким приемом он пользовался? (Использование в тексте устаревших слов)

2) Работа с кроссвордом (текст кроссворда и сетку раздать на каждую парту)*.

В сильном классе можно уделить время для пояснения лексических или фонетических особенностей устаревших слов (могущий, брег).

По горизонтали:

1. Земляная насыпь над могилой воина. 2. Причина смерти князя. 3. Имя преемника князя Олега. 4. Приспособление для метания камней. 5. Мальчик-подросток. 6. Имя первого князя на Руси — героя баллады. 7. В тексте: судьба. 8. Языческий жрец, прорицатель. 9. Берег (устаревшее). 10. Древнее название Константинополя. 11. Битва, бой (устаревшее). 12. Предвидящий будущее, пророческий.

По вертикали:

1. Титул владыки Киевской Руси. 2. Могучий, сильный (устаревшее). 3. Топор с небольшим лезвием на длинной рукоятке. 4. Воинский отряд князя. 5. Сосуд для вина на тризне. 6. Доспехи князя. 7. Кочевой тюркский народ, противники Древней Руси. 8. Поминальный пир у древних славян. 9. Верховный языческий бог славян, покровитель воинов, оружия, войн. 10. Языческий жрец и прорицатель, соврем.: волшебник. 11. Быстрый, резвый. 12. Лоб (устаревшее).

 

 

Ответы к кроссворду:

По горизонтали: 1. Курган. 2. Змея. 3. Игорь. 4. Праща. 5. Отрок. 6. Олег. 7. Жребий. 8. Волхв. 9. Брег 10. Цареград. 11. Сеча. 12. Вещий.

По вертикали: 1. Князь. 2. Могущий. 3. Секира. 4. Дружина. 5. Ковш. 6. Броня. 7. Хазары. 8. Тризна. 9. Перун. 10. Кудесник. 11. Ретивый. 12.      Чело.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения

 

III. Подведение итогов урока

Учитель. Мы сегодня построили урок, опираясь на уже известные вам сведения о балладе как о жанре литературы.

Мы сумели определить жанр произведения, показать приемы, которые использовал поэт для воссоздания исторического колорита.

А что ж нового внес Пушкин в сюжет, взятый из летописи?

Что интересовало поэта в седой древности?

 

image21

 

Худ. В. Васнецов. Нестор-летописец

 

IV. Домашнее задание

Определить значение слова «вещий»; ответить на вопрос: «Кого из героев и почему сопровождает в тексте это определение?»

______________________________________________________________

* Учащимся, которые справились с кроссвордом раньше других, можно поставить баллы.