ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

И семестр

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ

 

УРОК № 10

Тема. Гомер - легендарный основатель европейской литературы

 

Цель: продолжить работу над фразеологизмами мифологического происхождения; познакомить с фактами жизни древнегреческого поэта Гомера; выяснить, в чем заключается гомерівське вопросы; учить работать с опорными конспектами; развивать внимание, умение слушать, конспектировать; воспитывать стремление подражать образцы патриотизма, справедливости, мужества.

Оборудование: портрет Гомера, опорные конспекты № 2, № 3, образцы древнегреческого искусства.

 

Греки творили своих богов из своего собственного гения и своей собственной красоты.

И. Бродский

 

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

1. Опрос

• Что такое миф?

• Дайте определение мифологии.

• Чем было мифологическое мировосприятие в жизни народов?

 

2. Зачитать 10 фразеологизмов мифологического происхождения

1) Авгиевы конюшни - грязь; большой беспорядок, заброшенные дела.

2) Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место у человека.

3) Ахиллесову щит - непревзойденный художественное произведение.

4) Нить Ариадны - стиль, что помогает решить какой-то сложный вопрос, выйти из затруднительного положения.

5) Посеять зубы дракона - породить вражду, вырастить множество страховищ.

6) Олимпийское спокойствие - невозмутимость, величественное поведение.

7) Танталовы муки - страдания, которые испытывает человек через осознание близости желанной цели и невозможности ее достичь.

8) Бочка Данаид - пустая, бесконечная работа.

9) Ящик Пандоры - очаг бедствия, коварный дар.

10) Оседлать Пегаса - стать поэтом.

 

II. Изучение нового материала

1. Слово учителя

Особенности идеала человека, созданного древними греками

- Чтобы лучше понять древнегреческую литературу, объяснить возникновение мировых шедевров в этой стране, нужно узнать об особенностях менталитета древних греков, или эллинов.

Трудно назвать в истории другой народ, который за такой короткий период времени дал бы миру столько замечательных образцов совершенной красоты и был настолько увлечен идеями доблести и свободы, как древние греки.

Жизнь Древней Греции не было легким. Но греки были одним из самых жизнерадостных и найжиттєлюбніших народов. Это был народ-труженик, народ-борец, что принес человечеству идеи патриотизма и явил миру образцы гражданской доблести. Это был народ-мудрец, который задумывался над строением Вселенной, размышлял о том, что такое материя и дух, пространство и время, что такое добро и зло.

Древнегреческое искусство воспитывало в свободных гражданах героев, оно было силой, которая объединяла и сближала людей.

Греки считали, что демократия может существовать только тогда, когда граждане будут иметь такие важнейшие качества: справедливость, умеренность, мужество и мудрость. Лишена этих качеств, человек не может быть полеВНОй государству. Честолюбие, лицемерие и линькуватисть считались пороками и главными врагами демократии.

Достоинством человека была любовь к труду. Достаточно вспомнить, что даже боги у греков заняты каждый своим делом, они должны были трудиться.

«Хорошо жить,- говорили эллины,- значит жить общественной жизнью». Интересы полиса для гражданина важнее его собственные интересы.

«Уверены в том, что счастье - в свободе, а свобода - в мужества смело смотреть в лицо опасности»,- говорил Перикл, напоминая грекам, что свободный человек - это и гражданин, и солдат. Понятно, что такие рассуждения были обусловлены необходимостью защищать полис - свою родину.

Идеалом греков было гармоничное сочетание духовной и телесной красоты. Поэтому много античных скульптур изображающих людей и богов обнаженными. Умение владеть своим телом и духом было тем, что делало человека подобным богам, ибо сами греческие боги, непоседливые, энергичные, были похожи на греков.

 

2. Работа с иллюстративным материалом

- Рассмотрите изображение статуи дискобола и Аполлона Бельведерского. Сравните их.

 

image14

 

Скульптор Мирон. Дискобол

 

image13

 

Скульптор Леохорд. Аполлон Бельведерский

 

(Ответы учащихся.)

Аполлон, бог-покровитель искусств, и простой дискобол, участник Олимпийских игр, очень похожи между собой. Как и большинство античных скульптур, они почти не имеют одежды, демонстрируя таким образом плотное телосложение своего тела. Правильные черты лица, курчаве волосы - и никакого сомнения в совершенстве собственной красоты. И что интересно: бог и человек очень похожи между собой! Это еще один довод в пользу мнения, что древние греки создавали своих богов «по образу и подобию собственной», поэтому, видимо, и не испытывали страха перед ними.

«Греки творили богов из своего собственного гения и своей собственной красоты»,- считал И. Бродский.

 

3. Слово учителя

- Гомер - знаменитый поэт, отец греческой поэзии. Жил он примерно в VIII в. до н. э. Имя его означает «слепой», поэтому Гомера представляли слепым странствующим певцом, аедом, что играл на кифаре (музыкальном инструменте, подобном лиры) и первым стал слагать вместо коротких песен героические поэмы-эпопеи - большие по объему эпические произведения о героических подвигах и приключениях.

Слава его была настолько велика, что семь греческих городов (Смирна, Родос, Колофон, Саламин, Хиос, Аргос, Афины) спорили за право называться родиной Гомера.

В греческих школах поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были предметом постоянного изучения. Герои поэмы Гомера превратились в образцы непревзойденной доблести, а их подвигами каждый грек гордился больше, чем своими собственными.

Гомеровский эпос - это образец художественного творчества, образец для подражания.

Вывод. Каждый народ имеет свои песни и легенды, из которых вырастает национальная литература. Гомер своим творчеством заканчивает вековые традиции народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.

Гомерівське вопрос

Современные ученые иногда подвергают сомнению существование Гомера как автора «Илиады» и «Одиссеи» в связи с тем, что осталось слишком мало сведений о его жизни. Доподлинно не известно, когда он жил и где, каким было его происхождение. Но древние греки никогда не сомневались в том, существовал ли на самом деле Гомер, очень уважали его и называли просто - Поэт.

 

4. Работа с опорными конспектами

 

ОК № 2

 

 

Возможный ответ по опорным конспектом № 2

К VIII в. до н. э. существовал лишь греческий фольклор. Аеди - народные певцы - лучше всех знали мифы, передавали их из поколения в поколение, добавляли что-то свое. Начиная песню, аэд ударял по струнам кифары, и под музыку рассказывал один из эпизодов мифа.

С именем Гомера связано начало древнегреческой литературы. Он вместо коротких мифов стал выполнять поэмы-эпопеи - большие по объему произведения о героических подвигах и приключениях. Гомер всегда будет считаться древнегреческим поэтом № 1. Его дело продолжили Гесиод, Анакреонт, Эсхил, Софокл, Еврипид и другие поэты и драматурги.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Сюжеты обеих поэм происходят из цикла героических сказаний о Троянской войне (XII-XIII вв. до н. э.).

 

 

Троянская война - наступление греков на город Трою (Илион). Она длилась 10 лет.

 

ОК № 3

Энциклопедия жизни древних греков

 

image17

 

Возможный ответ по опорным конспектом № 3

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» можно считать энциклопедией жизни древних греков. Из них можно узнать о обычаи, обряды, одежда, оружие, моральные законы, присущие этому народу.

Троянская война, о которой идет речь в поэме «Илиада», продолжалась 10 лет. Греки взяли в осаду город Трою, которое еще называлось Іліоном; отсюда и название поэмы. В поэме Гомера рассказывается лишь о последний, десятый год войны.

В поэме «Одиссея» говорится о возвращении царя Гтаки Одиссея с Троянской войны домой. Этот путь, полный приключений и потерь, длился 10 лет.

 

III. Итоги урока

«Продолжите предложение»

Сегодня на уроке мы...:

• продолжили работу над фразеологизмами мифологического происхождения;

• узнали об особенностях менталитета древних греков;

• ознакомились со сведениями о жизни Гомера;

• учились работать с опорными конспектами.

 

IV. Домашнее задание

Подготовить рассказы с опорными конспектами № 2, 3.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о город Трою.