УРОК № 11
Тема. Урок развития речи. Средства создания смешного в комедии. Воспитательный потенциал произведения Мольера «Мещанин - шляхтич».
Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма - стремление воспитывать зрителя; повторить сведения по теории литературы; развивать устную связную речь; развивать навыки критического мышления.
Оборудование: на доске - шкала для «Углов».
Тип урока: развитие свяВНОй речи.
ХОД УРОКА
И. Актуализация знаний
1. Интеллектуальная разминка
Завершите предложения.
1) Главный герой комедии «Мещанин - шляхтич» - ... (господин Журден).
2) Господин Журден стремится... (стать дворянином).
3) Слуги в комедии - ... (Ков'єль, Николь).
4) Люсиль - это... (дочь господина Журдена).
5) Веселая придумка о сыне турецкого дворянина принадлежит... (Ков'єлю).
6) Переоделся на турецкого вельможу... (Леонт).
7) Господина Журдена посвятили в несуществующий сан... (мамамуші).
8) На пир господин Журден пригласил... (маркизу Доримену).
9) Маркиза Доримена влюблена... (у графа Доранта).
10) В конце комедии намечаются свадьбы... (Доранта и Доримени; Леонта и Люсиль; Ков'єля и Николь).
2. «Свободное письмо» на тему «Смех»
Пример
«Смех - всплеск эмоций. Он бывает счастливым (как будто ощущение полета), бывает добрым, как солнечный лучик или весенний ветер, ладошка ребенка или поцелуй любимого. Смех может исцелить от душевной боли или угнетающего одиночества. И он может также быть злым, «колючим», как будто лезвие бритвы или колючки кактуса. Такой смех, подобно горсти льда, заставляет напрячься и бежать. А так хочется, чтобы он был подобен веселых колокольчиков, а не к заупокойных колоколов!..»
3. Повторение терминов из теории литературы
Юмор - вид комического, когда серьеВНОе в жизни изображается шутливо, когда человеческие пороки говорится с добродушной улыбкой.
Ирония - средство юмора и сатиры, основанный на скрыто - насмешливом, пренебрежительно-осудливому изображении человека или явления.
Сатира - художественные произведения разных жанров, в которых резкое обличение изображаемого сочетается с его острым осміюванням.
Сатирическая рассказ - рассказ, в котором резко высмеиваются люди, человеческие пороки, характеры.
Антитеза - подчеркнутое противопоставление противоположных жизненных явлений, понятий, чувств, характеров.
II. Работа над темой урока
1. «Уголки»
Учитель. Просмотрите заполненную дома «Таблицу Елвермана» и определится, стоит ли господин Журден на вашу поддержку. После взвешенного рассуждения пусть каждый из вас сделает пометку на шкале, подготовленной на доске. Пометка будет определять вашу позицию по теме, которая обсуждается.
Методический комментарий
«Уголки». На основе сделанных отметок учащиеся объединяются в три группы: первая группа состоит из тех, чьи отметки находятся в позиции «Да» от 4 до 9; вторая группа - позиция «Ни» от 4 до 9; третья группа - позиция «середняков» - от 3 в позиции «Да» до 3 в позиции «Нет».
Созданы группы обдумывают подобранные аргументы, выбирают спикера и готовятся к полемике. После выступления представителя оппоненты из других групп задают ему вопросы относительно аргументов, приведенных в защиту отстаиваемых позиций; на вопрос может ответить кто-либо из группы, которую представляет спикер.
Представители формулируют свой ответ по методике «Пресс»: «Мы считаем, что... поскольку (так как)... , например, ... . Итак...».
2. «Письмо к автору» (работа в парах)
Методический комментарий
Назначения «Писем к автору» - стимулировать диалог между двумя читателями. Сначала каждый записывает два-три вопроса, которые ему хотелось бы задать автору. Потом эти вопросы он предлагает соседу; тот формулирует ответы, суть которых кратко записывается (поскольку эти записи представляют собой процесс мышления и не предназначены для распространения, в них допускаются орфографические, грамматические и синтаксические ошибки). После завершения работы в парах вопросы, на которые ответа найдено не было, озвучиваются, и класс отвечает на них.
III. Рефлексия
Обобщающие вопросы
(Ученики записывают в тетради ответы на обобщающие вопросы.)
• Что является доминирующей чертой характера господина Журдена? (Желание быть похожим на дворянина)
• Можем ли мы сказать, что основным объектом сатирического изображения в пьесе является господин Журден? (Автор критикует также графа Доранта - обедневшего дворянина. По сравнению с Дорантом Журден самый искренний в своих стремлениях, он простодушен и не подлая-бузнюється, как Дорант.)
• Какую цель, по вашему мнению, имеет граф Дорант? Какую роль отведено графом господину Журдену? (Дорант хочет улучшить свои дела, женившись на богатой маркизой Дорименою, но ухаживания требует денег. С этой целью Дорант использует простодушного господина Журдена. Граф склоняет господина Ліурдена к мысли, что Доримена не против принять его ухаживания. Ради осуществления своей заветной мечты - стать аристократом - господин Журден направляет маркизе ценные подарки, устраивает для нее развлечения и пир в своем доме.)
• О каких чертах характера Доранта можно говорить? (Он хитрый, коварный, лицемерный; с презрением относится к Журдена, презирает его, но выпрашивает у Журдена подачки; мошенник и авантюрист; обманывает и Журдена, и маркизу.)
• Есть ли в комедии порядочные люди? (Это госпожа Журден, Клеонт, Ков'єль, Люсиль, Николь. Особое внимание к себе привлекает Леонт: он честный, благородный, не стесняется своего происхождения; его взгляды противопоставляются понятиям и стремлениям Журдена и Доранта.)
• Какова тема комедии? (Изображение стремление господина Журдена стать благородным дворянином)
• Какие средства комического автор использовал, чтобы наиболее точно описать своих персонажей? (Основные средства - юмор, ирония, сатира. Юмор - в отражении смешного в жизненных явлениях и характерах, добродушный смех; ирония - едкая насмешка, замаскированная под внешней благопристойным форме, выражает насмешливо-критическое отношение автора к предмету изображения; сатира - в остром осудливому высмеивании негативных явлений.)
• Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии? (Мольер в комедии обличает таких ловких людей, которые стремятся как можно лучше устроиться в обществе, обогатиться за счет других. Мольер также весело смеется, и тех, кто дает себя подкузьмить, но комедиограф верит в большое благородство человека. По его убеждению, здравый смысл и искренность всегда побеждают.)
* Какие моральные выводы молений сделать, рассмотрев образ господина Журдена? (Человек не должен притворяться, а должна, воспитывать в себе чувство собственного достоинства, учиться, ни перед ким. не ползать.)
V. Домашнее задание
Повторить изученное; подготовиться к контрольной работе.