I семестр
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
УРОК № 10
Тема. О. де Бальзак - выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа. Жизненный и творческий путь писателя. Сочетание реалистических и романтических элементов в его художественной системе. «Человеческая комедия» - грандиозная энциклопедия жизни Франции первой половины XIX ст., ее проблематика и структура. Бальзак и Украина
Цель: вызвать интерес учащихся к жизни и творчеству писателя; раскрыть роль Украины в судьбе художника; развивать навыки восприятия информации на слух, умение готовить сообщения и презентовать их, определять главное, высказывать свои мысли и отстаивать их; воспитывать оптимистическое мировоззрение, эстетические вкусы.
Оснащение: портрет писателя, иллюстрации к его биографии, выставка книг художника, произведений о нем.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний. Анализ контрольного сочинения-размышления
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Мы снова путешествуем к Франции XIX ст., чтобы познакомиться с одним из величайших писателей мира. «Бальзак велик! Его характеры - творение разума Вселенной!» - сказал о нем выдающийся русский писатель Ф. Достоевский. В. Г. Белинский, русский критик, отмечал: «Посмотрите на Бальзака: как много написала этот человек, и, несмотря на это, есть ли в его повестях хотя бы один характер, хотя бы единственное лицо, которое было бы похожим на другое? О, какое непостижимое искусство изображать характеры со всеми оттенками их индивидуальности!»
Итак, нас ждет открытие для себя новых величественных фигур в литературе!
IV. Объявление темы и цели урока
V. Восприятие и усвоение нового учебного материала
1. Слово учителя (мини-лекция с элементами беседы)
Творчество Оноре де Бальзака выдержала проверку временем. Об этом свидетельствуют массовые тиражи изданий, многочисленные экранизации его произведений. Однако жизнь самого писателя оказывается не менее увлекательным и поучительным, чем его произведения. Книгой Андре Моруа «Прометей, или Жизнь Бальзака» зачитывалось не одно поколение.
Поражает чрезвычайная широта таланта и трудолюбие писателя: например, в 1829 году Бальзак издал пять романов, в 1830 году - одиннадцать, в 1831 году - восемь, в 1832 году - одиннадцать. Обычный человек не успеет за это время даже переписать такой объем текстов, а нужно еще и придумать и продумать каждую деталь, сюжет и композицию в целом. Как это ему удавалось? Секрет - в расписании дня. Сам художник признавался: «Работать - это значит вставать в полночь, писать до 8 часов утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и завтра все начать сначала. ...Пишу все время, а когда не сижу за рукописью, обдумываю план, а когда не думаю над планом, то исправляю гранки. Вот моя жизнь».
¦ Как вы считаете, что побудило Бальзака к такому образу жизни? (Возможно, талант и энергия переполняли его, он старался как можно больше успеть, имел высокую цель; хотел доказать родителям, всем окружающим, что это его настоящее призвание, достойное дело, которое приносит ему удовольствие и признание.)
На самом деле Бальзак немного лукавил, говоря «вот и вся жизнь». Он успевал всюду и все: бывать в мире, покорять сердца прекрасных женщин, даже испытал славы немного смешного «денди».
Но начнем все сначала. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в г. Тур в семье чиновника военного ведомства, выходца из крестьян. Его детство и юность прошли вне родным домом: сначала в деревне у кормилицы, затем в различных закрытых пансионах и школах, о которых у него остались самые печальные воспоминания. Семью помнил мало, отцу на то время исполнилось уже 53 года, мать, молодая, энергичная, красивая, на тридцать два года моложе отца, с головой окунулась в омут любви и аристократической жизни. Однако со своим сыном была очень суровой, и это донимавшее самолюбию Оноре, заставляя жаждать независимости, денег и признания. Кстати, отец сменил дедово крестьянское фамилию Бальса на аристократическое Бальзак.
Юноша находил утешение лишь в книжках, которые, вопреки строгим правилам, он умудрялся доставать и внимательно изучать. Это были свободные произведения великих просветителей XVIII в. и античных философов.
¦ Как вы считаете, способствовало ли вредило развитию личности Бальзака его жизнь трудна без родительской ласки в детстве и подростковом возрасте? Почему? (Возможно, разбудил честолюбивые мечты.)
Когда Бальзакові исполнилось 15 лет, его семья переехала в Париж. Оноре продолжал учиться в школе правоведения и работал писарем в адвокатской конторе, потому что отец твердо решил сделать из него успешного юриста.
Сломанные судьбы, несправедливость, человеческие пороки в хитроумном переплетении - чего он только не насмотрелся в адвокатской конторе! Впоследствии этот незаурядный жизненный опыт выльется в яркий образ Дервиля из повести «Гобсек».
Бальзака совсем не привлекала юридическая карьера, и он, получив диплом бакалавра, сообщил об этом родителям, заявив, что хочет стать литератором. После длительных споров и ссор родители предоставили сыну двухлетний испытательный срок с минимальной материальной поддержкой.
Бальзак начинает писать со всем жаром сердца. Первые произведения оказались неудачными. Молодой писатель попробовал свои силы в разных жанрах, даже в издательском бизнесе, но закончил с печальными результатами.
Только в тридцать лет к нему приходит успех, когда был опубликован его исторический роман «Шуани». Философский роман «Шагреневая кожа», который вышел через два года, делает его известным в Европе писателем и открывает перед ним двери аристократических салонов.
¦ Какие самые яркие черты характера проявляются у Бальзака в этот период? (Настойчивость, оптимизм, неутомимая деятельность и поиски путей к достижению цели.)
Произведения Бальзака один за одним выходят в свет. И у писателя возникает замысел объединить их в грандиозную эпопею «Человеческая комедия» (как «Божественная комедия» Данте), которая вобрала бы в себя все типы людей, все общественные состояния.
...Воплотить все социальные сдвиги таким образом, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской и женский, ни один образ, ни одна профессия не оказались в забвении!»
О. де Бальзак
2. Составление опорной схемы структуры эпопеи «Человеческая комедия»
3. Сообщения учащихся о связи Бальзака с Украиной
28 февраля 1832 года в жизни Бальзака случилось событие, которое имела для него очень важные последствия: он получил письмо из Одессы от поклонницы его творчества. Подпись был интригующий - «Иностранка». Через некоторое время поступил и второй лист. Его отправителем была богата польская аристократка, российская подданная графиня Эвелина Ганская. Началась постоянная переписка, которая длилась около 15 лет. Осенью 1833 года в Швейцарии они познакомились лично; позже встречались еще. Летом 1843 года Бальзак впервые отправился в Россию, встретился с Е. Ганской в Петербурге и сопровождал ее в путешествии Германий и Италией.
Все свои надежды писатель связывал с браком с любимой женщиной, но она была замужем, и ему пришлось ждать, пока и овдовеет. Ганская и после того медлила с браком, боясь потерять свои богатые владения.
Опорная схема к структуре эпопеи «Человеческая комедия»
Счастливая для Бальзака событие произошло 14 марта 1850 года в Бердичеве.
Незабываемые впечатления привез писатель из Украины, которую он посещал дважды. Прекрасный Киев, живописные деревни, плодородные нивы, веселые крестьяне. «Везде я видел группы крестьян и крестьянок, которые шли на работу или возвращались домой очень весело, беззаботно и почти всегда с песнями»,- писал он. Это вдохновило его написать роман «Крестьяне» и «Письмо о киеве».
4. Слово учителя
Избыточный труд, бесконечные заботы и волнения подорвали здоровье Оноре де Бальзака, и через пять месяцев после счастливого венчания его не стало. По поводу этого печального события. Гюго, его товарищ, сказал: «Господин де Бальзак был одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных. Все его произведения составляют одну книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных.»
VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков
Интерактивное упражнение «Займи позицию и обоснуй ее»
Прав ли А. Моруа, который назвал свое произведение писателя о «Прометей, или Жизнь Бальзака»?
· Так
· В определенной степени да
· Ни
VII. Домашнее задание
1) Повторить по учебнику биографию О. де Бальзака, историю создания «Человеческой комедии», особенности творчества писателя, прочитать повесть «Гобсек».
2) Найти и выписать из произведения цитаты-высказывания о власти золота. Уметь комментировать.
VIII. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложения:
• История жизни Бальзака натолкнула меня на мысль.
• Мне запомнилось.
• Мне захотелось познакомиться.