I семестр
НАРОДНАЯ СКАЗКА
(5 часов)
УРОК № 10
Тема. Тематическое оценивание № 1
Цель: повторить, систематизировать и закрепить изученный материал; выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся с целью их коррекции; развивать связную письменная речь учащихся, умение выделять главное, оценивать прочитанное и высказывать свое суждение с обоснованием; воспитывать лучшие нравственные качества на основе общечеловеческих ценностей.
Оборудование: тестовые задания, книжная выставка, иллюстрации учащихся к изученным произведениям (на усмотрение учителя).
Теория литературы: пословицы, поговорки, народная сказка, строение сказки, конфликт, образы героев.
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока
II. Мотивация учебной деятельности школьников
- Контрольная работа - это прекрасная возможность проверить свои знания, умения и навыки, полученные на уроках и во время самостоятельной работы. Такая работа требует мобилизации всех сил, возможности, памяти и общего кругозора. Следует помнить, что даже плохая оценка - это результат, побуждение к более серьеВНОго отношения к учебе. Итак, успехов вам, уважаемые пятиклассники.
III. Выполнение контрольной работы
1. Инструктаж к написанию тестов
2. Выполнение тестовых заданий (выполняются задания всех уровней)
Вариант И
Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ - 1 балл)
1. Сказка - это:
а) повествовательный произведение о реальных событиях;
б) повествовательный произведение о фантастических событиях;
в) повествовательный произведение о том, как люди представляли себе будущее.
2. Национальной литературой называют:
а) литературу определенного народа, нации;
б) литературу народов мира;
в) записанную учеными устное народное творчество.
3. Какие ученые занимаются сбором сокровищ устного народного творчества?
а) Филателисты;
б) фольклористы;
в) флористы.
4. Самые известные собиратели немецких народных сказок.
а) Александр Афанасьев и Владимир Даль;
б) Иван Франко и Иван Нечуй-Левицкий;
в) братья Якоб и Вильгельм Гримм.
5. Запишите логические пары со слов: фольклорист, автор, переводчик, оригинал, перевод, фольклор.
6. Главный конфликт народной сказки заключается:
а) в борьбе добра и зла;
б) в споре между трудолюбивыми и ленивыми людьми;
в) в соревновании между богатыми и бедными.
Достаточный уровень (содержательный, правильный ответ - 2 балла) Охарактеризуйте родную дочь вдовы из сказки «Госпожа Метелица».
Высокий уровень (содержательный, правильный ответ - 4 балла) Напишите сочинение-миниатюру по арабским пословицей «Не руби дерево, которое дает тебе тень», объяснив его прямой и скрытый смыслы.
Вариант II
Начальный и средний уровни (каждый правильный ответ - 1 балл)
1. Бывают такие виды народных сказок:
а) о людях, о растениях, о животных;
б) о животных, волшебные, бытовые;
в) о приключениях, о фантастике, об истории.
2. Всемирная литература - это:
а) совокупность всех национальных литератур;
б) национальная литература определенного народа;
в) записана учеными устное народное творчество каждого народа.
3. Сборник народных произведений «Детские и семейные (семейные) сказки» заключили ученые:
а) Александр Афанасьев и Владимир Даль;
б) Якоб и Вильгельм Гримм;
в) Иван Франко и Леся Украинка.
4. Пословица - это:
а) замечания заперечного характера;
б) краткое крылатое выражение без назидания, но с намеком на него;
в) краткое изречение с поучительным смыслом.
5. Соедините пословицы с названиями тех народов, которым они принадлежат:
6. Напишите, как называются такие высказывания: «делать из муха слона», «черпать воду решетом», «не копай яму другому», «как корове седло»?
Достаточный уровень (2 балла)
Охарактеризуйте падчерицу из сказки «Госпожа Метелица».
Высокий уровень (4 балла)
Напишите сочинение-миниатюру по французским пословицей «Правда - как масло: всегда наверх всплывает», раскрыв его содержание.
VI. Домашнее задание
Прочитайте по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко информацию на С. 42-43, ответьте на вопросы и выполните задания (учебник Есть. Волощук - С. 35-43).
Отдельным учащимся - подготовить инсценировку.
V. Итог урока