ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

НАРОДНАЯ СКАЗКА

(5 часов)

 

УРОК № 9

Тема. Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица» и ее художественные особенности

 

Цель: помочь ученикам выяснить и оценить художественные особенности народной сказки, ее национальный колорит; развивать навыки выразительного чтения и перевода за лицами, разыгрывание инсценировок; воспитывать эстетические вкусы, культуру поведения и общения.

Оборудование: элементы декораций и одежды героев сказки « Госпожа Метелица».

Теория литературы: строение сказки, зачин, концовка, трехкратные повторы.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Вы, наверное, заметили, что народные сказки похожи по своему строению - начинаются фразами «Жили-были...», «Жили-были...», «За морями, за лесами, за далекими краями...», «В одном царстве...», «В одной стране...», действие в них повторяется трижды, герои, как правило, не имеют собственных имен, а заканчивается все счастливо. Чем еще подобные сказки разных народов, их особенности, чем они отличаются - об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какой литературоведческий термин упоминается вам после прочтения русской народной сказки «Морозко» и украинской народной сказки «Дедова дочь и бабья дочь»? (Бродячий сюжет)

• Чем сказки похожи, а чем отличные? (Похожи историями родного и неродного по материнской линии дочерей; характерами; конечностью; наставлениям. Непохожие: наличием других персонажей - отца, деда, Мороза и др.; пословицами и поговорками, национальным колоритом.)

 

2. Литературный диктант

(Здесь и далее производится по методике: учитель читает вопросы, ученики в тетрадях под соответствующим номером пишут ответ.

Проверяются работы в парах, самостоятельно или учениками-ассистентами под руководством учителя. Каждый правильный ответ - 1 балл, который сказывается чернилами красного цвета на полях - соответственно «+» или «-».) Время работы - 10-12 минут.)

1) Какую работу выполняла падчерица? (Пряла)

2) За чем родная дочь прыгнула в колодец? (За починком)

3) Чего падчерица испугалась, увидев госпожу Метелицу? (Ее больших зубов)

4) Кто просил помощи у девушек? (Хлеб и яблоня)

5) Когда на мире шел снег? (Когда сбивалось перья в подушках госпожи Метелицы)

6) госпожа Метелица подарила трудолюбивой девочке? (Золото)

7) Чем наградила госпожа Метелица ледащицю? (Смолой)

8) Кто первым извещал о возвращении девушек и их успехи? (Петух)

9) Почему падчерица решила уйти от госпожи Метелицы, хотя ей было у нее хорошо? (Соскучилась за родным домом, родным краем)

10) Что означает выражение «отлегло от сердца»? (Успокоиться, перестать тревожиться, бояться)

11) Когда родная дочь вдовы стала лениться на службе у госпожи Метелицы? (На второй день)

12) Когда мачеха и сестра обрадовались падчерицы, не знали, где посадить? (Когда увидели на ней много золота)

 

IV. Формирование умений и навыков учащихся

1. Инсценирование эпизодов сказки «Госпожа Метелица»

Подготовленные ученики (те, кто желают или по жребию) ставят сценки цепочкой или импровизированно.

Эпизоды для инсценировки

• Разговор падчерицы и мачехи, их ссора. Диалог трудолюбивой девочки с печью, хлебом и яблоней.

• Встреча падчерицы и госпожи Метелицы.

• Разговор девочки с госпожой Метелицею о возвращении домой.

• Падчерица возвращается к мачехи и сестры; реакция петуха.

• Путь ледащиці к госпоже Метелице.

• Служба лентяйки у госпожи Метелицы и ее «заработок».

• Возврат родной дочери домой; реакция петуха.

К составлению диалогов подходить творчески, дополнять собственными репликами, деталями, наглядностью - декорациями и элементами костюмов.

 

2. Беседа о художественных особенностях сказки

• Как называются слова, которыми традиционно начинается сказка? (Зачин) Приведите пример из сказки «Госпожа Метелица» и др.

• Какие «магические» числа чаще всего встречаются в сказках? (Три, семь, девять, двенадцать, тридцать три; в «Госпоже Метелице» - два)

• Что в сказке «Госпожа Метелица» реальное, а что - фантастическое? (Тяжелый труд неродной дочери, несправедливое к ней отношение - реальное; персонаж госпожа Метелица, осыпания золотом, подземное царство - фантастические.)

• Почему герои часто не имеют собственных имен? (Потому что их образы обобщенные, типичные, и не важно, как их зовут, важно, что и как они делают.)

• Для чего повторяются события? (Чтобы сравнить поведение героев, их характеры.)

• Чем заканчивается сказка? (Тем, что зло наказано, а добро торжествует.)

 

3. Решение проблемно-поискового задания

- Что олицетворяет смола, которую удовина дочь за всю жизнь отмыть не могла? Обоснуйте свое утверждение. (Стыд, недобрая слава. Африканское пословица говорит: «Имя - не одежда, замараешь - не отмоешь».)

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Укажите стрелочками «владельцев» пословиц:

 

 

VI. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.

Составить устный рассказ о том, каким было дальнейшее жизнь девушек-сестер.

 

VII. Итог урока

Учитель. Известный украинский писатель Иван Яковлевич Франко, который также интересовался фольклором и тщательно собирал его, говорил о том, что когда фольклорные произведения разных народов «является мудростью, то, очевидно, мудростью международной». А выдающийся чешский педагог Януш Коменский отмечал: «Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и добродетельными». Поэтому давайте будем сильными и добродетельными!