I семестр
НАРОДНАЯ СКАЗКА
(5 часов)
УРОК № 9
Тема. Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица» и ее художественные особенности
Цель: помочь ученикам выяснить и оценить художественные особенности народной сказки, ее национальный колорит; развивать навыки выразительного чтения и перевода за лицами, разыгрывание инсценировок; воспитывать эстетические вкусы, культуру поведения и общения.
Оборудование: элементы декораций и одежды героев сказки « Госпожа Метелица».
Теория литературы: строение сказки, зачин, концовка, трехкратные повторы.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников
- Вы, наверное, заметили, что народные сказки похожи по своему строению - начинаются фразами «Жили-были...», «Жили-были...», «За морями, за лесами, за далекими краями...», «В одном царстве...», «В одной стране...», действие в них повторяется трижды, герои, как правило, не имеют собственных имен, а заканчивается все счастливо. Чем еще подобные сказки разных народов, их особенности, чем они отличаются - об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какой литературоведческий термин упоминается вам после прочтения русской народной сказки «Морозко» и украинской народной сказки «Дедова дочь и бабья дочь»? (Бродячий сюжет)
• Чем сказки похожи, а чем отличные? (Похожи историями родного и неродного по материнской линии дочерей; характерами; конечностью; наставлениям. Непохожие: наличием других персонажей - отца, деда, Мороза и др.; пословицами и поговорками, национальным колоритом.)
2. Литературный диктант
(Здесь и далее производится по методике: учитель читает вопросы, ученики в тетрадях под соответствующим номером пишут ответ.
Проверяются работы в парах, самостоятельно или учениками-ассистентами под руководством учителя. Каждый правильный ответ - 1 балл, который сказывается чернилами красного цвета на полях - соответственно «+» или «-».) Время работы - 10-12 минут.)
1) Какую работу выполняла падчерица? (Пряла)
2) За чем родная дочь прыгнула в колодец? (За починком)
3) Чего падчерица испугалась, увидев госпожу Метелицу? (Ее больших зубов)
4) Кто просил помощи у девушек? (Хлеб и яблоня)
5) Когда на мире шел снег? (Когда сбивалось перья в подушках госпожи Метелицы)
6) госпожа Метелица подарила трудолюбивой девочке? (Золото)
7) Чем наградила госпожа Метелица ледащицю? (Смолой)
8) Кто первым извещал о возвращении девушек и их успехи? (Петух)
9) Почему падчерица решила уйти от госпожи Метелицы, хотя ей было у нее хорошо? (Соскучилась за родным домом, родным краем)
10) Что означает выражение «отлегло от сердца»? (Успокоиться, перестать тревожиться, бояться)
11) Когда родная дочь вдовы стала лениться на службе у госпожи Метелицы? (На второй день)
12) Когда мачеха и сестра обрадовались падчерицы, не знали, где посадить? (Когда увидели на ней много золота)
IV. Формирование умений и навыков учащихся
1. Инсценирование эпизодов сказки «Госпожа Метелица»
Подготовленные ученики (те, кто желают или по жребию) ставят сценки цепочкой или импровизированно.
Эпизоды для инсценировки
• Разговор падчерицы и мачехи, их ссора. Диалог трудолюбивой девочки с печью, хлебом и яблоней.
• Встреча падчерицы и госпожи Метелицы.
• Разговор девочки с госпожой Метелицею о возвращении домой.
• Падчерица возвращается к мачехи и сестры; реакция петуха.
• Путь ледащиці к госпоже Метелице.
• Служба лентяйки у госпожи Метелицы и ее «заработок».
• Возврат родной дочери домой; реакция петуха.
К составлению диалогов подходить творчески, дополнять собственными репликами, деталями, наглядностью - декорациями и элементами костюмов.
2. Беседа о художественных особенностях сказки
• Как называются слова, которыми традиционно начинается сказка? (Зачин) Приведите пример из сказки «Госпожа Метелица» и др.
• Какие «магические» числа чаще всего встречаются в сказках? (Три, семь, девять, двенадцать, тридцать три; в «Госпоже Метелице» - два)
• Что в сказке «Госпожа Метелица» реальное, а что - фантастическое? (Тяжелый труд неродной дочери, несправедливое к ней отношение - реальное; персонаж госпожа Метелица, осыпания золотом, подземное царство - фантастические.)
• Почему герои часто не имеют собственных имен? (Потому что их образы обобщенные, типичные, и не важно, как их зовут, важно, что и как они делают.)
• Для чего повторяются события? (Чтобы сравнить поведение героев, их характеры.)
• Чем заканчивается сказка? (Тем, что зло наказано, а добро торжествует.)
3. Решение проблемно-поискового задания
- Что олицетворяет смола, которую удовина дочь за всю жизнь отмыть не могла? Обоснуйте свое утверждение. (Стыд, недобрая слава. Африканское пословица говорит: «Имя - не одежда, замараешь - не отмоешь».)
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Укажите стрелочками «владельцев» пословиц:
VI. Домашнее задание
Подготовиться к тематическому оцениванию.
Составить устный рассказ о том, каким было дальнейшее жизнь девушек-сестер.
VII. Итог урока
Учитель. Известный украинский писатель Иван Яковлевич Франко, который также интересовался фольклором и тщательно собирал его, говорил о том, что когда фольклорные произведения разных народов «является мудростью, то, очевидно, мудростью международной». А выдающийся чешский педагог Януш Коменский отмечал: «Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и добродетельными». Поэтому давайте будем сильными и добродетельными!