I семестр
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(17 часов)
УРОК № 11
Тема. Литературная сказка. О. Пушкин, его сказки
Цель: ознакомить с понятием «литературная сказка», с. Пушкиным - великим русским поэтом, поклонником народной сказки; развивать навыки выразительного чтения и пересказа сказок, расширять кругозор учащихся, умение давать оценку явлениям человеческой жизни, поступкам людей; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественной литературе.
Оборудование: портреты А. Пушкина, сборники его сказок, иллюстрации к ним.
Теория литературы: литературная сказка, прозаический и стихотворный произведение.
ХОД УРОКА
I. Анализ выполнения тематических контрольных работ
II. Объявление темы и цели урока
III. Мотивация учебной деятельности школьников
- Знакомство с новым писателем, новым произведением похоже на небольшое путешествие в другую страну, во время которой осознаешь, что люди на нашей земле хотя и разные, но больше всего в жизни ценят добро, любовь, честность, справедливость, способность мечтать и попытки воплотить мечты в жизнь. Красивое, остроумное, полна фантазии, выдумки, творческого воображения художественное слово очень уважают в народе. Итак, наше заочное путешествие в Россию, где познакомимся с одним из величайших ее поэтов - Александром Сергеевичем Пушкиным.
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Что такое народная сказка?
• Какие вопросы и задания из учебника показались вам наиболее интересными? Почему? Как вы ответили на вопросы и выполнили задания?
V. Восприятие и усвоение нового материала
1. Викторина по сказкам А. Пушкина
Прослушайте отрывки и скажите, из каких они сказок:
1) На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2) Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товара.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
3) Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
...Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок.
(«Сказка о золотом петушке»)
4) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла себя пряжу.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
5) В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(«Сказка о царе Салтане...»)
2. Слово учителя
- Конечно, эти замечательные сказки хорошо известные многим из вас еще с детства, являются любимыми для многих поколений детей.
Сказочные истории про злую мачеху и добрую падчерицу, о капризную старуху, которая хотела много и, в конце концов, осталась ни с чем, о завистливых сестер, о белочке в хрустальном домике, которая грызет золотые орешки, и много других рассказывала Александру Сергеевичу Пушкину его няня Арина Родионовна. Как мастер-ювелир, поэт обработал эти народные сказки в изящной поэтической манере и выдал миру настоящие бриллианты, которые являются украшением не только российской, но и мировой литературы.
3. Работа с учебником
Чтение статьи учебника вслух или самостоятельно о О. Пушкина (С. 45 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 47-49 - по учебнику Е. Волощук).
Александр Пушкин
4. Беседа за вопросами
• Кто повлиял на развитие поэтических способностей Александра, на возникновение у него чувства любви к литературы, устного народного творчества?
• Где учился А. Пушкин и как это повлияло на его дальнейшую жизнь?
• Как связано имя А. Пушкина с Украиной?
• Как увековечили человечество память о гениальном поэте?
VI. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся
Инсценировка отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» заранее подготовленными учениками (см. приложение).
VII. Домашнее задание
Знать основные биографические данные В. Пушкина; отдельным ученикам прочитать поэму «Руслан и Людмила» полностью.
VIII. Итог урока
Интерактивная игра «Микрофон»
Продолжите фразу:
• Самым ярким моментом на уроке для меня было...
• Лучшим чтецом на уроке, по моему мнению, был (была)...
• Сказки О. Пушкина - это...