ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

I семестр

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

(17 часов)

 

УРОК № 11

Тема. Литературная сказка. О. Пушкин, его сказки

 

Цель: ознакомить с понятием «литературная сказка», с. Пушкиным - великим русским поэтом, поклонником народной сказки; развивать навыки выразительного чтения и пересказа сказок, расширять кругозор учащихся, умение давать оценку явлениям человеческой жизни, поступкам людей; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественной литературе.

Оборудование: портреты А. Пушкина, сборники его сказок, иллюстрации к ним.

Теория литературы: литературная сказка, прозаический и стихотворный произведение.

ХОД УРОКА

I. Анализ выполнения тематических контрольных работ

 

II. Объявление темы и цели урока

 

III. Мотивация учебной деятельности школьников

- Знакомство с новым писателем, новым произведением похоже на небольшое путешествие в другую страну, во время которой осознаешь, что люди на нашей земле хотя и разные, но больше всего в жизни ценят добро, любовь, честность, справедливость, способность мечтать и попытки воплотить мечты в жизнь. Красивое, остроумное, полна фантазии, выдумки, творческого воображения художественное слово очень уважают в народе. Итак, наше заочное путешествие в Россию, где познакомимся с одним из величайших ее поэтов - Александром Сергеевичем Пушкиным.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что такое народная сказка?

• Какие вопросы и задания из учебника показались вам наиболее интересными? Почему? Как вы ответили на вопросы и выполнили задания?

 

V. Восприятие и усвоение нового материала

1. Викторина по сказкам А. Пушкина

Прослушайте отрывки и скажите, из каких они сказок:

1) На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

2) Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товара.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

3) Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

...Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок.

(«Сказка о золотом петушке»)

 

4) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла себя пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

5) В синем море звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане...»)

 

2. Слово учителя

- Конечно, эти замечательные сказки хорошо известные многим из вас еще с детства, являются любимыми для многих поколений детей.

Сказочные истории про злую мачеху и добрую падчерицу, о капризную старуху, которая хотела много и, в конце концов, осталась ни с чем, о завистливых сестер, о белочке в хрустальном домике, которая грызет золотые орешки, и много других рассказывала Александру Сергеевичу Пушкину его няня Арина Родионовна. Как мастер-ювелир, поэт обработал эти народные сказки в изящной поэтической манере и выдал миру настоящие бриллианты, которые являются украшением не только российской, но и мировой литературы.

 

3. Работа с учебником

Чтение статьи учебника вслух или самостоятельно о О. Пушкина (С. 45 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 47-49 - по учебнику Е. Волощук).

 

image9

 

Александр Пушкин

 

4. Беседа за вопросами

• Кто повлиял на развитие поэтических способностей Александра, на возникновение у него чувства любви к литературы, устного народного творчества?

• Где учился А. Пушкин и как это повлияло на его дальнейшую жизнь?

• Как связано имя А. Пушкина с Украиной?

• Как увековечили человечество память о гениальном поэте?

 

VI. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся

Инсценировка отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» заранее подготовленными учениками (см. приложение).

 

VII. Домашнее задание

Знать основные биографические данные В. Пушкина; отдельным ученикам прочитать поэму «Руслан и Людмила» полностью.

 

VIII. Итог урока

Интерактивная игра «Микрофон»

Продолжите фразу:

• Самым ярким моментом на уроке для меня было...

• Лучшим чтецом на уроке, по моему мнению, был (была)...

• Сказки О. Пушкина - это...