РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК
ОСКАР УАЙЛЬД (1854-1900)
«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН. ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Особенности стиля А. Уайльда
Оскар Уайльд выработал свой особый «декоративный» стиль повествования. Подробно, смакуя детали, он описывает интерьер, одежда и внешность героев, драгоценности и украшения, деревья и цветы. Все, что изображает писатель, как правило, является чрезвычайно живописным, утонченным, изысканным: «С персидского дивана, где лежал лорд Генри Уоттон, можно было увидеть лишь блеск золотисто-нежного, как мед, цвета ивняка, чье трепетное ветви словно насту выдерживало тяжесть пламенной красоты. Изредка на длинных шелковых шторах громадного окна мелькали причудливые тени птиц, создавая на миг подобие японского рисунка».
Оскар Уайльд - моральный іммораліст?
Во многих произведениях Уайльда его же імморалістські лозунги отрицаются и развенчиваются. Так, почти все его комедии строятся на искупление, розплаті героев за некогда совершенное антиморальний уступок. То же самое видим и в сказках, где показана невозможность служения красоте без опоры на доброту и нравственность. Такова тема сказок «Мальчик-Звезда», «Рыбак и его душа», рассказы «Кентервильское привидение», которые кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным.
Памятник Оскару Уайльду в Дублине
В системе эпитетов, сравнений и метафор, что их использует Уайльд, есть цветы и минералы. За это его иногда даже называли «ботаником и минералогам» в литературе. Однако некоторые исследователи считают, что он скорее был «квітникарем и ювелиром», ведь цветы интересовали его лишь после того, как садоводы вырастили их на клумбе, а минералы - только тогда, когда ювелиры превратили их в драгоценные камни. «Искусство выше природы и не может ей подражать», - утверждает писатель. Наоборот, это природа должна стремиться к подражанию искусства, поэтому кровь должна напоминать рубин, синее небо - сапфир, а зеленая трава - изумруд, и никак не наоборот.
В произведениях Уайльда основным объектом описания является не природа или человек, а красочный мир вещей, чаще всего интерьер или натюрморт: драгоценные камни, мебель, ткани и т.д. Даже природа у него становится «искусственной», «обработанной», часто - частью того же интерьера. Стремление к живописной многокрасочности предопределяет тяготение писателя к восточной экзотике и даже сказочности, а для его стилистики характерны живописные развернутые сравнения, часто детализированы.
Оскар Уайльд, стремясь изысканных ощущений, превращает логику мышления на определенную эстетическую игру, отдавая предпочтение форме отточенных афоризмов, поражающих парадоксов и оксиморонів. Поэтому главную ценность имеет не столько истинность мысли, сколько острота ее воплощение, игра слов, преизбыток обраВНОсти, побочных смыслов, и все это присуще его афоризмам.
Парадоксы Уайльда оттеняют противоречия между внешней и внутренней сторонами изображаемого им лицемерного великосветской среды. В то же время их назначение значительно шире - это еще и демонстрация противоречивости человеческого разума и знания, условности устоявшихся понятий.
Оскар Уайльд и импрессионизм
С одной стороны, большое внимание к воздействию на восприятие читателя (раВНОобразие и сочетание звуков, цветов, запахов), стремление поразить его споріднювали стиль Уайльда с творческой манерой импрессионистов. Однако в его произведениях нет растворения предметности в потоке впечатлений («імпресій»). При всей красочности стиля, произведениям писателя присущи ясность, замкнутость, отточенность формы предмета, который не расплывается и сохраняет четкость контуров. Так, например, сказки Уайльда стали хрестоматийными благодаря простоте, логической точности и ясности речевого оформления.
Все упомянутые и не упомянутые черты и штрихи в своей совокупности и взаимодействии образуют то, что называется особенностью индивидуального стиля Оскара Уайльда.