ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

ОСКАР УАЙЛЬД (1854-1900)

 

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН. ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Проблема соотношения эстетики и этики

 

Роман «Портрет Дориана Грея» воспринимался современниками преимущественно как проповедь эстетского імморалізму2, в этом же произведение обвинила и тогдашняя критика. Оскару Уайльду часто обвиняли в том, что он ставит красоту выше нравственности. Однако, как это часто бывает в художественной практике, содержание романа опровергает это утверждение.

Стоит заметить, что, украсив проповедь імморалізму, высказанное лордом Генри, совершенством своего стиля, автор вместе с тем считает, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к полному отказу от нравственности. Итак, вроде бы задекларированный в начале произведения воинствующий эстетический имморализм («Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные. Вот и все») есть у писателя лишь исходным положением (а возможно, и своеобразным характером, способом привлечь внимание читателя), в то же время развитие идеи в его произведениях восстанавливает права этики. То есть если Уайльд-теоретик шокирует публику імморальними фразами, то Уайльд-художник эти же правила своими произведениями и писательской практикой отрицает.

Так, любуясь своими героями - лордом Генри или Доріаном, автор все-таки осуждает их. История жизни и смерти Дориана Грея становится осуждением гедонизма, нравственного нигилизма и индивидуализма. «Неужели я совсем не имею сердца?» - это вопрос, который не оставляет сомнений в том, на чьей стороне симпатии автора (хотя и глубоко скрытые под маской естетської невозмутимости).

 

Кадр из кинофильма «Портрет Дориана Грея». 2009г.

 

 

1 Калібан - образ полузвере-получеловека из произведения В. Шекспира «Буря».

2 Имморализм - отрицание принципов и предписаний морали. Относительный имморализм отрицает законы и предписания морали, которые имеют значение в конкретной ситуации и в определенном культурном среде; абсолютный имморализм - это отрицание любых моральных ценностей.

История жизни главного героя весьма поучительна. Желая оставаться молодым и красивым, любуясь собственным изображением, он воскликнул: «О, если бы только можно было наоборот! Если бы это портрет мог варьироваться, а я век оставался бы таким, как сейчас!» И писатель «позволяет» этому желанию осуществиться: Дориан остается внешним воплощением красоты, но преступления, которые он совершил (предательство, смерть Сибіл Уэйн, убийство художника Бэзила), меняют портрет до неузнаваемости. Он становится символом моральной деградации Грея.

В ответ на 216 (!) напечатанных критических отзывов Оскар Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что те, кто «не заметил» в романе мораль, являются лицемерами, поскольку она заключается в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя». Так, пытаясь окончательно покончить с угрызениями совести, своеобразным материальным воплощением которых является портрет, герой убивает себя. Конечный вывод произведения такой: «А между прочим, Доріане, какую пользу имеет человек, получив целый мир, а потеряв... свою собственную душу?..»