Словарь литературоведческих терминов
Верлибр (фр. vers libre - свободный стих) - стих, ритмическая единство которого основывается на относительной синтаксической завершенности строк и их интонационной сходства. В. не делится на стопы, его строки имеют разные длину, количество ударений, расположены произвольно. В И. нет рим, он не делится на строфы и его часто называют «белым стихом». Одним из основоположников В. в современной литературе считается Уолт Уитмен, произведения которого иногда называют «словесными ораторіями». Обычно каждая строка вітменівського В. является отдельной смысловой единицей; для него характерно использование анафоры, однотипных синтаксических конструкций и параллельных рядов словесных групп.
Декаданс (фр. decadence - упадок) - общее название явлений европейской культуры второй половины ХИХ - начала XX вв., отмеченных настроениями грусти, безнадежности, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет истоки в кризисе общественного и индивидуального сознания, растерянности многих художников перед острыми жизненными противоречиями, которые возникли в тогдашней ситуации. Так, принципиальное игнорирование политических и гражданских тем и проблем художники-декаденты считали как выявлением, так и непременным условием свободы творчества и личности. Емблематичним для такой позиции является высказывание Т. Готье: «прекрасно только то, что никому и ничему не служит, а все полеВНОе - безобраВНОе». Характерными проявлениями настроений Д. были: 1) в жизненной позиции художников - глубокий пессимизм, увлечение мистическими учениями и экзотическими культами, самоуглубление, растерянность перед проблемами действительности и попытка самоизоляции от них, предельный индивидуализм, неприятие и вызов буржуаВНОй морали, в том числе и в эстетической превосходства над «толпой» («дендизм»); 2) в творчестве художников - предоставление преимущества формы над содержанием, захват малоизвестными эстетическими фактами (в т. ч. эпохи античности - «парнасизм»), ориентация не на широкую публику, а на узкий круг «избранных» интеллектуалов. Настроения Д. присущи творчеству Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо и А. Уайльда.
Эстетизм (в широком смысле) - это культ прекрасного в искусстве и жизни, признание высшей ценностью жизни абсолютной Красоты (это слово сторонники Э. часто писали с большой буквы), а наслаждение ею - его смыслом: «Смысл жизни - в Искусстве!» (О. Уайльд). Как самостоятельное явление в европейской художественной культуре Э. сформировался во Франции в середине XIX в., а своего полного расцвета достиг в викторианской Англии в последнюю четверть XIX в. Для искусства Э. характерны тонкость и ироничность, манерность и стилизация. Е. обозначены драматургия и проза Оскара Уайльда, рисунки Обри Винсента Бердсли и Густава Климта. В художественном творчестве и литературе Э. пытался воплотить идею «чистого искусства» или «искусства для искусства»). Основу художественной концепции Э. составляет утверждения независимости красоты и искусства от морали, политики, религии, других форм духовной деятельности общества. Своими основными оппонентами в искусстве эстеты считали реалистов и натуралистов. Э. пытается организовать жизнь и быт по законам искусства, то есть предельно эстетизировать их, что означает предпочтение художественных ценностей над моральными законами. Самым ярким представителем Э. стал Оскар Уайльд, который считал, что
искусство живет своей жизнью независимо от действительности и поэтому находится в оппозиции к своему времени, что «жизнь подражает искусству, а не наоборот», что «нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные. Вот и все». Реализовать до конца положения этой теории, наиболее последовательно изложенной В. Уайльдом в книге «Замыслы», европейском Е. не удалось.
Импрессионизм (фр. impressionisme, от фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., представители которого основной задачей считали облагороженное, изящное воспроизведение личностных впечатлений и наблюдений, изменяющихся мгновенных чувств и переживаний. Они пытались непредвзято и как можно естественнее и невимушеніше воспроизвести мимолетные впечатления от изменяющейся жизни.
Возникнув в живописи, И. распространился и в других видах искусства. Для И. в литературе характерны: тонкий психологизм изображения персонажей; стремление воссоздать тончайшие изменения настроений, схватить мгновенные впечатления; тяготение к лаконизму прозы, ее ритмичности; богатство оттенков в изображении действительности; усиленное внимание к цветов, звуков и ярких художественных деталей. Черты И. имеющиеся в творчестве П. Верлена, А. Уайльда, М. Коцюбинского.
Интеллектуальная проза - художественное прозаическое произведение, в котором темы, проблемы и персонажи олицетворяют различные стороны авторской мысли и раскрывают определенную социальную и/или философскую концепцию. Для адекватного понимания авторской позиции И. п. требует от читателя основательной интеллектуальной подготовки. Примером И. п. является роман А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Так, для адекватного понимания характера лорда Генри или Дориана Грея необходимо иметь определенные представления о эстетизм и дендизм, поскольку эти персонажи являются своеобраВНОй художественной иллюстрацией» упомянутых концепций.
Натурализм (фр. naturalisme, от лат, naturalis - природный, естественный) - направление в художественной литературе и искусстве второй половины XIX в. в Европе и Америке. Его представителям присуще стремление к точному воспроизведению действительности и человеческого характера. Человек и его поступки считаются обусловленными физиологической природой, наследственностью и «средой» - социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Н. возник под влиянием бурного развития естественных наук и обозначенный тенденциями перенос научных методов наблюдения и анализа в сферу художественного творчества. Писатели-натуралисты во время написания своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов и даже клинических отчетов и медицинских трудов, пытаясь отказаться от всякой «романтической выдумки». Возникновение термина «Н.» и теоретическое обоснование этого направления связывают с творчеством французского писателя Э. Золя (сборник «Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», 1881; «Натурализм в театре», 1881). Сложность Н. заключалась в том, что он, с одной стороны, демократизував искусство, расширял его тематику, показывая все новые плоскости жизни: социальное «дно» города, жизнь рабочих, патологическую психику, раскрывал подсознательные мотивы поведения человека и т. п., но, с другой - ограничивал себя в проникновении в глубины общественного бытия, к метафоризации и символизации, имманентно (внутренне) присущих самой природе художественного творчества, что было обусловлено стремлением превратить художественное произведение на точную копию факта. Среди оппонентов Н. были «поздние романтики», «парнасці», символисты, Л. Толстой, И. Франко и др.
Неоромантизм - художественное течение рубеже ХІХ ХХ ст., своеобразная идейно-эстетическая оппозиция реалистичным и натуралистическим тенденциям в литературе и искусстве второй половины XIX века. (кое-кто из исследователей квалифицирует ее как одно из явлений раннего модернизма). Ее представители продолжили определенные тенденции романтической литературы. Писатели-неоромантики не воспринимали пессимизма декадентов. Главным героем неоромантической произведения является сильная личность, жизнь которой наполнена романтикой. Обычно в таком произведении имеющийся острый, динамичный и напряженный сюжет. Представители неоромантизма - Р. Киплинг, Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойль, Джек Лондон, Джозеф Конрад и др.
Александрийский стих - рифмованный 12-складник с цезурою посередине, обязательным ударением на 6-м и 12-м слогах и чередованием парных окситонних и парокситонних рим. Одна из форм стиха во французской поэзии, известным примером которой является эпическая поэма «Роман о Александра Македонского» (XII в.), хотя первые образцы датируются XI в. («Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь»). О. в. стал господствующим образцом стихотворения классицистической трагедии (П. Корнель, Ж. Расин). В русской поэзии - это шестистопний ямб с цезурою после третьей стопы и римуванням аабб. В частности, это любимый размер А. Пушкина (более 2000 стихов). Видоизмененная форма О. в. называется «олександрином»: п'ятирядковий 13-слоговой стих, написанный шестистопним ямбом, рифмованный по схеме абааб. К ней обращался И. Франко («Каменщики»), О. в. в классическом виде применял М. Зеров (цикл «Александрийские стихи») и А. Рембо («Ощущение»).
Парадокс - мнение, что поразительно расходится с привычными, традиционными взглядами и вроде бы противоречит здравому смыслу, хотя на самом деле может и не быть ложной. Иногда П. формулируется в виде афоризма, близкого к народной пословицы или каламбура, имеет лаконичную, завершенную за мнением форму. П., в отличие от афоризма, поражает неожиданностью, это всегда полуправда, и, по выражению О. Уайльда, это «лучшее из того, чего мы можем достичь, поскольку абсолютной истины не существует вообще». Общепринятая истина в П. разрушается и часто выглядит даже комично: «Я слышал о Вас столько плохого, что не имею сомнений: Вы - прекрасный человек!» или: «Никогда не откладывайте на завтра то, что можно сделать послезавтра» (А. Уайльд). Непревзойденными мастерами парадокса были В. Уайльд и Дж. Б. Шоу.
Психологический роман - раВНОвидность романа, в котором автор ставит целью изображение и исследование внутреннего состояния человека и тончайших движений души. П. г. сформировался во французской и русской реалистической литературе в XIX в., его яркими примерами являются «Красное и черное» Стендаля, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого.
Реализм - литературное направление, представителям которого присуще правдивое и всестороннее изображение и исследование действительности (и применение типизации жизненных явлений). В 1830-х годах Г. развился во Франции, а впоследствии в других европейских странах. В отличие от романтиков, которые сосредоточили свое внимание на внутреннем мире человека, основной для реалистов становится проблема взаимоотношений человека и среды, влияния общественно-исторических обстоятельств и формирования духовного мира (характера) личности. Вместо интуитивно-чувственного мировосприятия на первое место в литературе выходит познавательно-аналитическое, а типизация действительности становится универсальным способом художественного обобщения. Первым теоретиком Г. считается художник Ж.-Д.-Г. Курбе, который в предисловии к каталогу выставки своих произведений под названием «Реализм» (1855) обосновал программные принципы направления. Гениальный писатель-реалист Л. Толстой призывал: «Живите жизнью описываемых персонажей, показывайте в образах их внутренние ощущения; и сами лица сделают то, что им нужно сделать за их характерами». Г. присущи рационализм, психологизм, социологизм и историзм. Характер и поступки героев обусловлены их социальным происхождением и общественным положением, условиями повседневной жизни и психологической ситуацией. В реалистической литературе преобладают эпические прозаические жанры, в частности роман, ослабляется роль лирики. Художники Г. пытаются исследовать жизнь человека с помощью художественных образов, чтобы сформулировать определенные законы и правила человеческого бытия в философском плане они предоставляют преимуществ решению поставленных проблем на основе общечеловеческих ценностей. Среди писателей-реалистов XIX в. прежде всего нужно назвать Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Некрасова, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, И. Франко.
Символ - предметный или словесный знак, который опосредованно выражает сущность определенного явления, имеет философскую смысловую наполненность, поэтому, в отличие от знака, имеет бесконечные толкования. «Символ является настоящим С. лишь тогда, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он провозглашает своей тайной (ієратичною и магической) языке намека и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многозначен и всегда темен в последней глубине» (В. Иванов). В поэзии символистов С. свойственны спонтанность (внезапность, непредсказуемость) явления, непроясненность и многозначность, «подсказывание» смыслов и пространство для отгадывания. Ярким С. в литературе является образ пьяного корабля из одноименного стихотворения А. Рембо.
Символизм - направление в европейском искусстве и литературе последней трети XIX - начале XX в.„ возник во Франции, а впоследствии распространился во многих странах мира (в частности, в Украине). Основной чертой С. является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Теоретиком С. считается Ш. Бодлер. Он выдвинул «теорию соответствий», по которой все предметы и явления, ощущения и чувства невидимо связаны в одну невнятную, мистическую целостность. Задача художника - угадать, почувствовать, увидеть эти связи, «распутать» их, показать таинственную зависимость всего на свете. Информационно - розповідна функция языка в стихах символистов существенно уменьшается, уступая место функции сугестивній (навіювальній). Традиционно относят творчество символистов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.
Синестезия (греч. synaesthesis - одновременное ощущение) - художественный прием, заключающийся в сочетании в одном тропе раВНОродных, иногда далеких ассоциаций, вызванных различными органами чувств, что приводит к синтезу, сочетание нескольких чувств: например, запахи «нежные, как гобой.., щедрые, злые, липучие, как смола» (Ш. Бодлер), дождь «сладко шумит» (77. Верлен), зарница «розово плакала» (А. Рембо). С. делает образ туманным и непроясненным, поэтому, наряду с намеком, символом и звукописью, она является важным средством создания суггестии.
С. следует из природного свойства человека одновременно переживать впечатления, полученные с помощью нескольких органов чувств, что и приводит к синтезу нескольких ощущений. По своей психологической природе С. является «міжпочуттє - ной» ассоциацией. Определенный раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, иногда вне желания человека, вызывает не только ощущение, присущее определенному органу чувств, но и добавочное ощущение или представление, свойственное другому органу чувств.
Наиболее распространенным проявлением С. является т. н. «цветной слух» (А. Рембо, «Голосівки»), когда звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Подобную ассоциацию видим в сочетании цвета и температуры: у многих людей оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый - холода.
Особое место занимает С. в поэтическом творчестве Ш. Бодлера и символистов. В украинской литературе С. наиболее ярко воплотилась в лирике П. Тычины - поэта, склонного и к «цветного слуха», и к «слухового цвета». Синестетичне сочетание этих факторов создает «живописную музыкальность» как характерный признак т.н. «кларнетизму» («Языков золото-поколото, / Горит-дрожит река, / Как музыка»).
Социально-психологическая проза - прозаические произведения, в которых поднимаются важные общественные проблемы и воспроизведенные явления, которые определяют особенности устройства общества через раскрытие психологии героев, их мыслей, стремлений и переживаний.
Суггестия (лат, suggestio - намек, внушение) - воздействие на читателя не через аргументацию или логическую систему выводов (рациональный влияние), а посредством внушения ему определенного настроения. С. стала одной из главных художественных признаков в поэзии символистов, которые рассматривали творчество как магию, придавая большого значения создания настроения произведения, отвергая его буквальное толкование и предоставляя читателю абсолютную свободу в трактовке сюжетов и образов (важна эстетическая установка символистов - «о неясное говорить неясно»). В поэзии С. чаще всего реализуется с помощью звукопису, намека, использование символа и ассоциации. В сугестивній поэзии главную роль играют ассоциативные связи, яркая метафоризация, синтез художественных явлений в пределах многозначного лирического сюжета, активизация ритмомелодики. Такая поэзия близка к музыке, потому что главным становится мелодичность текста («прежде всего - музыка в слове»), а не лексическое значение слов. В такой лирике заметнее всего присуще символизма уменьшение роли информационно-повествовательной функции поэтического языка и активизация суггестивной. К суггестивной поэзии принадлежат стихи П. Верлена и А. Рембо.
Философский роман - большое эпическое произведение, в котором непосредственно подается мировоззренческая и/или этическая позиция автора, поднимаются важные философские проблемы, решению которых подчинены сюжет, характеры и поступки персонажей. Среди Ф. p. XIX в. особое место занимают произведения Ф. Достоевского и Л. Толстого, которых часто называют «писателями-философами».