8 КЛАСС
АЛИГЬЕРИ ДАНТЕ
БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ
Ад
Главный герой поэмы, сам поэт Данте, попадает в лес, где он встречает леопарда, льва и волчицу (аллегории человеческих пороков). Беатриче посылает ему поводырем римского поэта Вергилия.
Песни вторая - третья
На воротах герой видит надпись:
«Через меня идут в город тяжелейших мук,
Сквозь меня идут до мучений и заков,
Сквозь меня идут между поколений отпетых.
Суд правый вел творца моих строений:
Свели меня Мощи, что все родит,
Наивысшая Мудрость и Першолюбов.
Лишь после меня мир стал врата сводит.
Ничто не вечно, я же на все века.
Оставь надежду всяк сюда входящий».
Поэты вошли и увидели ридаючі души тех, кто жил только для себя. Харон, перевозчик душ умерших, не хотел брать Данте, но Вергилий договорился.
Песни четвертая - шестая
В первом круге Ада (Лимб) они увидели некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан (Гомер, Гораций, Овидий).
Во втором круге Минос хвостом указывает размер мук нарушителям брачной верности (Клеопатра, Елена, Семирамида). Тут слышит Данте историю любви Франчески к Паоло, которые поцеловались только в саду во время чтения книг о любви. Данте сочувствует души Франчески.
Вход до третьего круга охраняет трехглавый пес Цербер. Здесь караются души чревоугодников.
<...> Обжорством відзначивсь я так,
Что Чвакало дразнили все знакомые, -
А здесь я мокнующую под дождем, бедолага. <...>
Песни седьмая - девятая
В четвертом круге вход в скряг и прожигателей загородил Плутон.
В шестом круге были еретики, насильники, лжецы и безбожники.
Песни десятая - двенадцатая
Вход до седьмого круга перегородили три кентавры, которые не давали душам выйти из реки, наполненной кипящей крови.
Песни тринадцатая - шестнадцатая
Седьмой круг разделялось на три пояса: тираны, самоубийцы, разбойники.
Песни семнадцатая - тридцатая
Описывается восьмое круг, куда помог поэтам пробраться хвостатый Герион. В десяти рвах здесь держали соблазнителей, льстецов, святокупців, прорицателей, взяточников, лицемеров, воров, лукавых советчиков, зачинщиков раздора и фальшивників металлов, людей, денег и слов.
Их били плетьми, держали в «кали», кусали их змеи, наказывали тяжелым мечом.
Песни тридцать первый - тридцать четвертая
В колодце, что соединяла восьмое круг с последним, девятым кругом Ада, страдали гиганты. В первом поясе девятого круга были предатели родных (Каин), во втором поясе изменники родины (Антенора), в третьем - предатели друзей (Толомея), а в четвертом - предатели благодетелей (Джудекка). Эти души были в трех пастях Люцифера (Иуда, Брут и Кассий).
Таким образом путешественники оказались в центре Вселенной и поднялись к Южной шара.
Чистилище
Песни первая - девятая
Чистилище было среди океана, на вершине которого был Земной Рай.
Описывается передчистилище, куда попадают души непримиримых с церковью (король Сицилии Манфред), нерадивых и погибших не своей смертью. Перед первым кругом Чистилища Данте видит сон: орел в небе хочет забрать его душу. Затем появляется за ним Люция и показывает вход в Чистилище.
Песни десятый - двадцать седьмая
Описывается семь кругов Чистилища.
Первый круг - напыщенные (Ниоба смеялась с Латоны, что в той только двое детей. За это семь дочерей и семь сыновей Ниобы было убито).
Второй круг - завистливые, которым подавали примеры великодушия.
Третий круг - гневливые (Марко) очищаются на примере кротости.
Четвертый круг - ленивые.
Пятый круг - скупые. Поэты услышали толчки горы, когда какую-то душу забирают на небо.
Шестой круг - обжерливі получают примеры сдержанности, а в седьмом круге - любострасні получают примеры чистоты (Дева Мария).
Перед входом к земному Раю, Вергилий прощается и советует принять корону и митру на лоб как знаки власти».
Песни двадцать восьмой - тридцать третья
Описывается Земной Рай. Данте проходит Божественный лес, две реки: Лета уносит упоминания о грехах, а Євноя дарит воспоминания о добрых делах. Перед ним прошли Библейские образы. Появилась Беатриче, заметив, что «он поддался суете земной». Она поручила ему передать увиденное людям, ибо путь их отдаляется от Бога.
Рай
Песни первая - девятая
Данте вошел в Рай и попал сначала на Місяцеве небо, где были духи, что сломали обет (черники, которых насильно выдали замуж).
Далее идет Меркурієве небо - духи, которые прошли Чистилище. Описывается жизнь императора Юстиниана.
Третье небо - Венерин - духи любвеобильных.
Песни десятая - двадцатая
Сонцеве небо назначено духам ученых (Фома Аквинский, Альберт Великий).
<...> Все, что умираю или мертвым не становится, - Лишь отблеск мысли, что появление на свет Господь в своей любви ей дает. <...>
Марсово небо светило крестом из духов военных.
Шестое небо - Юпітерове - небесный орел говорит о необходимости веры для спасения.
Песнь двадцать первая - тридцать третья
Седьмое небо - Сатурнове - духи созерцателей решают проблему предназначение судьбы наперед, упадка монастырей.
Восьмое небо - Звездное - подарило Данте картину триумфа Христа. Апостолам Петру и Иакову поэт давал ответы на запитанії н о веру и надежду, апостолу Иоанну - о любви. Вся любовь попы направлена к Богу.
На девятом, Кристаллическом, небе наблюдал автор небесную красоту и земную уродство, гармонию небесной иерархии.
Беатриче продолжает разговор об упадке церкви, лживых проповедников.
Десятое, пылающее небо - свет Божьей благодати в виде розы с лепестками блаженных душ.
Беатриче возвращается «на третью скамью в высшим круге».
Данте в экстазе воВНОсит молитвы.
Завершается поэма уславленням всепобеждающей небесной любви.
Комментарий
Жанр «Божественной поэмы» Данте - видение, распространенные в литературе средневековой эпохи.
Идея произведения - помочь людям достичь состояния счастья, поднести их к небесной сферы, заставить задуматься над смыслом жизни, душевными порывами.
Герой поэмы - сам поэт в его ничтожества и величия, в порывах к счастью, в философских раздумьях о собственном предназначении.
Произведение написано в 1307-1321 гг., время Перевідродження, поэтому и отразились на нем переходные моменты смены культурной эпохи.
<...> Были же у меня крылья слишком слабые; Но яркость сияния здесь пришла,
И мощь росла ума и воли. <...>