ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

8 КЛАСС

 

АЛИГЬЕРИ ДАНТЕ

 

БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

 

Ад

Главный герой поэмы, сам поэт Данте, попадает в лес, где он встречает леопарда, льва и волчицу (аллегории человеческих пороков). Беатриче посылает ему поводырем римского поэта Вергилия.

Песни вторая - третья

На воротах герой видит надпись:

«Через меня идут в город тяжелейших мук,

Сквозь меня идут до мучений и заков,

Сквозь меня идут между поколений отпетых.

Суд правый вел творца моих строений:

Свели меня Мощи, что все родит,

Наивысшая Мудрость и Першолюбов.

Лишь после меня мир стал врата сводит.

Ничто не вечно, я же на все века.

Оставь надежду всяк сюда входящий».

Поэты вошли и увидели ридаючі души тех, кто жил только для себя. Харон, перевозчик душ умерших, не хотел брать Данте, но Вергилий договорился.

Песни четвертая - шестая

В первом круге Ада (Лимб) они увидели некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан (Гомер, Гораций, Овидий).

Во втором круге Минос хвостом указывает размер мук нарушителям брачной верности (Клеопатра, Елена, Семирамида). Тут слышит Данте историю любви Франчески к Паоло, которые поцеловались только в саду во время чтения книг о любви. Данте сочувствует души Франчески.

Вход до третьего круга охраняет трехглавый пес Цербер. Здесь караются души чревоугодников.

<...> Обжорством відзначивсь я так,

Что Чвакало дразнили все знакомые, -

А здесь я мокнующую под дождем, бедолага. <...>

Песни седьмая - девятая

В четвертом круге вход в скряг и прожигателей загородил Плутон.

В шестом круге были еретики, насильники, лжецы и безбожники.

Песни десятая - двенадцатая

Вход до седьмого круга перегородили три кентавры, которые не давали душам выйти из реки, наполненной кипящей крови.

Песни тринадцатая - шестнадцатая

Седьмой круг разделялось на три пояса: тираны, самоубийцы, разбойники.

Песни семнадцатая - тридцатая

Описывается восьмое круг, куда помог поэтам пробраться хвостатый Герион. В десяти рвах здесь держали соблазнителей, льстецов, святокупців, прорицателей, взяточников, лицемеров, воров, лукавых советчиков, зачинщиков раздора и фальшивників металлов, людей, денег и слов.

Их били плетьми, держали в «кали», кусали их змеи, наказывали тяжелым мечом.

Песни тридцать первый - тридцать четвертая

В колодце, что соединяла восьмое круг с последним, девятым кругом Ада, страдали гиганты. В первом поясе девятого круга были предатели родных (Каин), во втором поясе изменники родины (Антенора), в третьем - предатели друзей (Толомея), а в четвертом - предатели благодетелей (Джудекка). Эти души были в трех пастях Люцифера (Иуда, Брут и Кассий).

Таким образом путешественники оказались в центре Вселенной и поднялись к Южной шара.

Чистилище

Песни первая - девятая

Чистилище было среди океана, на вершине которого был Земной Рай.

Описывается передчистилище, куда попадают души непримиримых с церковью (король Сицилии Манфред), нерадивых и погибших не своей смертью. Перед первым кругом Чистилища Данте видит сон: орел в небе хочет забрать его душу. Затем появляется за ним Люция и показывает вход в Чистилище.

Песни десятый - двадцать седьмая

Описывается семь кругов Чистилища.

Первый круг - напыщенные (Ниоба смеялась с Латоны, что в той только двое детей. За это семь дочерей и семь сыновей Ниобы было убито).

Второй круг - завистливые, которым подавали примеры великодушия.

Третий круг - гневливые (Марко) очищаются на примере кротости.

Четвертый круг - ленивые.

Пятый круг - скупые. Поэты услышали толчки горы, когда какую-то душу забирают на небо.

Шестой круг - обжерливі получают примеры сдержанности, а в седьмом круге - любострасні получают примеры чистоты (Дева Мария).

Перед входом к земному Раю, Вергилий прощается и советует принять корону и митру на лоб как знаки власти».

Песни двадцать восьмой - тридцать третья

Описывается Земной Рай. Данте проходит Божественный лес, две реки: Лета уносит упоминания о грехах, а Євноя дарит воспоминания о добрых делах. Перед ним прошли Библейские образы. Появилась Беатриче, заметив, что «он поддался суете земной». Она поручила ему передать увиденное людям, ибо путь их отдаляется от Бога.

Рай

Песни первая - девятая

Данте вошел в Рай и попал сначала на Місяцеве небо, где были духи, что сломали обет (черники, которых насильно выдали замуж).

Далее идет Меркурієве небо - духи, которые прошли Чистилище. Описывается жизнь императора Юстиниана.

Третье небо - Венерин - духи любвеобильных.

Песни десятая - двадцатая

Сонцеве небо назначено духам ученых (Фома Аквинский, Альберт Великий).

<...> Все, что умираю или мертвым не становится, - Лишь отблеск мысли, что появление на свет Господь в своей любви ей дает. <...>

Марсово небо светило крестом из духов военных.

Шестое небо - Юпітерове - небесный орел говорит о необходимости веры для спасения.

Песнь двадцать первая - тридцать третья

Седьмое небо - Сатурнове - духи созерцателей решают проблему предназначение судьбы наперед, упадка монастырей.

Восьмое небо - Звездное - подарило Данте картину триумфа Христа. Апостолам Петру и Иакову поэт давал ответы на запитанії н о веру и надежду, апостолу Иоанну - о любви. Вся любовь попы направлена к Богу.

На девятом, Кристаллическом, небе наблюдал автор небесную красоту и земную уродство, гармонию небесной иерархии.

Беатриче продолжает разговор об упадке церкви, лживых проповедников.

Десятое, пылающее небо - свет Божьей благодати в виде розы с лепестками блаженных душ.

Беатриче возвращается «на третью скамью в высшим круге».

Данте в экстазе воВНОсит молитвы.

Завершается поэма уславленням всепобеждающей небесной любви.

Комментарий

Жанр «Божественной поэмы» Данте - видение, распространенные в литературе средневековой эпохи.

Идея произведения - помочь людям достичь состояния счастья, поднести их к небесной сферы, заставить задуматься над смыслом жизни, душевными порывами.

Герой поэмы - сам поэт в его ничтожества и величия, в порывах к счастью, в философских раздумьях о собственном предназначении.

Произведение написано в 1307-1321 гг., время Перевідродження, поэтому и отразились на нем переходные моменты смены культурной эпохи.

<...> Были же у меня крылья слишком слабые; Но яркость сияния здесь пришла,

И мощь росла ума и воли. <...>