ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

РОМАН РАННЬОМОДЕРНІСТСЬКОЇ СУТОК

ОСКАР УАЙЛЬД (1854-1900)

 

«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН. ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Эстетизм и роман Уайльда

 

Из всех произведений О. Уайльда принципы эстетизма лучше всего проявились в интеллектуальном романе «Портрет Дориана Грея». Парадоксальная

«Предисловие» готовит читателей к восприятию произведения, призывая не искать в нем ничего, кроме того, что лежит на поверхности. В нем 25 афоризмов, которые словно провоцируют читателя, например:

• Любое искусство не дает никакой пользы.

• Раскрыть себя и утаить художника - этому стремится искусство.

• Зрителя, а не жизнь - вот что, собственно, отражает искусство.

• Те, кто в прекрасном видят гадкий, - люди испорченные, которые, однако, не стали за то привлекательными. Это порок.

• Те, что в прекрасном способны увидеть прекрасное, - люди культурные. На них есть надежда.

• Однако избранниками есть те, для кого прекрасное означает лишь одно - Красоту.

Содержание этих афоризмов раскрывается в сюжете романа, но не однозначно и не прямо. Вообще, нужно отметить, что в произведениях, написанных в конце XIX ст., традиционно большую роль играет определенная идея, а образы воплощают тот или иной ее аспект. Эту тенденцию мы наблюдали в реалистическом романе, сохраняется она и в романе О. Уайльда. Лорд Генри, художник Бэзил Голуорд и Дориан Грей являются носителями своих идей, и они воплощают их в жизнь.

Лорд Генри, как утонченный эстет, разбирается в красоте и превращает ее в источник наслаждения. Его можно назвать теоретиком и идеологом эстетизма. Этот образ иногда трактуют как «образ змея-искусителя», поскольку его слова Дориан воспринимает как программу действий, реализует ее на практике и распространяет среди «золотой молодежи».

Эстетизм в литературе

В Англии на писателей-декадентов имели очень сильное влияние преподаватель Оксфордского университета Уолтер Пейтер и его работы (1867-1868), в которых он утверждал, что надо жить, неукоснительно следуя идеалу красоты. Неслучайно О. Уайльд называл их «священным писанием Красоты».

«Искусство для искусства» (англ. art for art; фр. i'art pour Iart) - таким был лозунг писателей-декадентов.

Сторонники эстетического движения считали, что искусство должно приносить людям изысканное удовольствие, а не поучать их. По мнению эстетов, у искусства нет никакой дидактической цели, а единственное требование к нему - быть прекрасным. Они развивали культ красоты, считая ее основным фактором в искусстве, и провозгласили, что жизнь должна подражать искусству. Природа в сравнении с искусством казалась им грубым материалом, а ее дизайн - несовершенным. Главными чертами движения были внушение (в отличие от утверждения), чувственность, интенсивное использование символов, а также синестетичних эффектов (например, соответствий между словами, цветами и музыкой).

 

Иллюстрация к роману А. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

 

И действительно, моральное падение Дориана происходит под непосредственным «руководством» лорда Генри, человека незаурядного, которая выражает некоторые из собственных парадоксальных суждений писателя. Уайльд ценит прежде всего игру ума. Холодный циник лорд Генри не интересуется поиском истины: «Он играл мнением и становился высокомерен. Он подбрасывал ее в воздух и переворачивал ее, выпускал ее из рук и снова ловил, украшал ее радужными красками фантазии и окрылял парадоксами».

Безусловно, многое из сказанного лордом Генри поражает воображение читателя, поскольку контрастирует с устоявшимися представлениями, а его мышление является неповторимым и неординарным:

• Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему.

• Своими достижениями человек только приобретает себе врагов. А чтобы прославиться, надо быть посредственностью.

• Любовь живет в повторении, и именно повторение превращает простое инстинктивное влечение в искусство.

• Смерть и пошлость - это единственные две вещи в XIX ст., что с ними можно примириться.

Однако лорда Генри вряд ли можно считать и неким холодным экспериментатором, поскольку он предусматривает последствия и даже честно предупреждает о них Дориана. Впрочем, он равнодушен к тому, почему не хватает изысканности, так и в жизни, и в смерти ищет только красоту. По словам Голуорда, цинизм лорда Генри - это лишь поза, поскольку он лишь говорит безнравственные вещи, но никогда не оказывает аморального в реальной жизни («Ты никогда не говоришь ничего нравственного-и никогда не делаешь ничего аморального»).

Однако есть ситуации, когда позиция отстраненного наблюдателя является аморальнішою, чем позиция активного носителя зла. Лорд Генри - идеолог красоты, поэтому писатель поставил эту фигуру вне требованиями морали и этики.

Творцами прекрасного («Художник - творец прекрасного») является Бэзил Голуорд и актриса Сибіл Вейн. Они воплощают идею самоотверженного служения высокому искусству. Высокое «искусство лжи» (А. Уайльд) скрывает их личности, а приближение к правде жизни ведет обоих к гибели, сначала творческой, впоследствии - физического. Примечательно, что причиной их смерти является Дориан.

 

Кто несет ответственность за преступление?

Интересным является вопрос о том, несет ли человек, который провоцирует преступление, но сама его не оказывает, ответственность за злодеяния, совершенные другими под воздействием ее слов. Лорд Генри сам не совершает преступления, но Дориан Грей под влиянием его идей становится преступником. То же самое видим и в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», где Родиона Раскольникова в определенной степени подталкивает к убийству процентщицы разговор в трактире между студентом и офицером. Когда студент сказал, что можно убить старую, его собеседник ставит вопрос ребром: «Вот ты теперь говоришь и ораторствуєш, а скажи ты мне: ты убьешь ту старую или нет? - Конечно, нет! Я для справедливости... да И не во мне тут дело... - А как на меня, когда ты сам не решаешься, то здесь и нет никакой справедливости!» (Ф. ДОСТОЕВСКИЙ, «Преступление и наказание»).

В романе А. Уайльда жизнь в буквальном смысле подражает искусство. Так, воплощая на сцене образ персонажей Шекспира, Сибіл полюбила сама и, как ее героини, погибшей от несчастной любви. Зато, следуя жизнь (свою любовь к Дориана) на сцене, юная актриса всех разочаровывает своей игрой. Недаром Дориан говорит о ней: «Она и в собственной жизни испытала чудесной трагедии. Она всегда была героиня. Того последнего вечера она играла плохо, потому что познала реальность любви. А узнав о его призрачности, она умерла - так умерла бы и Джульетта».

Подражая жизни, Голуорд создает все хуже полотна. Только с позиции «искусства для искусства» он нарисовал шедевр - портрет Дориана. Для него красота и доброта, эстетическое и этическое являются неделимыми явлениями. Это состояние души: человек с чувством прекрасного не может быть аморальной, следовательно, не нуждается в морализаторских поучений. Видимо, поэтому он не осуждает Дориана, а только призывает его к покаянию (правда, при этом погибает).

Дориан Грей отождествляет себя с портретом - произведением искусства. Попытка поставить себя над моралью ведет его до нравственного падения, а стремление иметь пользу (чувственное наслаждение) от красоты - к искажению его портрета. На полотне удивительным способом изображается его истинное лицо. Пьянство, разврат, наркотики, общение с отбросами общества приносят ему все больше наслаждения, оттесняя восхищения красотой. Он доказывает идею лорда Генри до абсурда. Если эстет Уоттон лично не делает ничего аморального (ведь, по его мнению, «каждое преступление - пошлый, так же как и всякая вульгарность - преступление»), то жизнь его последователя Дориана Грея является цепочкой аморальных поступков, которые резко контрастируют с его ангельской внешностью. Центральным образом романа является портрет главного героя. Это своеобразная метафора души Дориана. Этот фантастический образ является реальным, а ярость героя, который не может примириться с его изменениями, есть яростью Калібана1, что узнал себя настоящего в изображенном (см. афоризм из предисловия: «Ненависть ДЕВЯТНАДЦАТОГО века к реализму - это ярость Калибана, увидевшего свою образ в зеркале» и «Ненависть ДЕВЯТНАДЦАТОГО века к романтизму - это ярость Калибана, не увидел своего облика в зеркале»),

«Поза» героя становится его жизненной позицией. По внешности Дориана не видно приобретенного им опыта, он имеет искусственный вид. Внешнее как бы «отрывается» от внутреннего. Пустая красота погибает, уничтожая саму себя, а портрет (искусство), который наследовал жизнь и поступки героя, уцелел, утверждая вечность прекрасного. Так несколько парадоксально В. Уайльд завершил роман, усматривая один из этических уроков произведения в том, что «наказываются и надужиття, и самоотречение».

Nota bene

В оригинале роман О. Уайльда называется «The Picture of Dorian Gray». Английское слово «picture» (переведенное как «портрет», хотя автор не назвал свое произведение «The Portrait of Dorian Gray») на самом деле переводится как «картина», «рисунок», «изображение», «копия», «портрет», «образ», «воплощение», «картинка», «представление»... Приведен перечень значений этого слова свидетельствует о его особую роль в воплощении авторского замысла. В произведении портрет действительно играет чрезвычайно важную роль, которая вовсе не исчерпывается простым «копированием» внешности главного героя.