4 КЛАСС
ВЕРНОЕ СЕРДЦЕ ЗВЕРЯ
Урок 30
Тема. Произведения о животных. Джеймс Оливер Кервуд «Гризли»
Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве американского писателя Д. О. Кервуда; вызвать интерес к его произведениям; развивать навыки выразительного чтения, умение последовательно пересказывать, оценивать поступки персонажей; воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность.
Оборудование: карта мира; портрет Д. Кервуда; рисунок медведя; иллюстрации природы Америки; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Чтение и разгадывание загадки
- Разъедините слова и прочитайте загадку.
Щозакнижка: безбукв, безсторінок, абагаточогонавчить? (Книга природы)
- Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги.
2. Составление тематической паутинки к слову природа
3. Контроль техники чтения
- Прочитайте текст, напечатанный на карточке, за 30 секунд. Много полеВНОго приносит человеку лес. Он очищает воздух, дает пищу, древесину для строительства. В лесах живет много животных. Леса бывают лиственные и хвойные. В любое время года лес очаровывает нас своей красотой.
- О чем вы прочитали?
III. Сообщение темы и цели урока
- А сегодня на уроке мы посмотрим на лес и его обитателей глазами американского писателя Д. О. Кервуда.
IV. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя о творчестве Д. О. Кервуда
- Писатель жил в Детройте, работал редактором одной из газет и много путешествовал. Он прошел тысячи миль на лыжах и собачьих упряжках по диких северных землях, преодолел в легких каноэ бурные горные реки. Свои повести он творил не за рабочим столом, а в хижинах и шалашах среди нетронутой природы.
2. Проработка статьи учебника
3. Обработки отрывков произведения Д. Кервуда «Гризли»
1) Работа над заглавием произведения.
- О чем может идти речь в произведении с таким названием?
- Подумайте, где будут происходить события в произведении.
2) Первичное ознакомление с текстом.
а) Чтение произведения учителем.
- Расскажите, как произошла встреча Лэнгдона с гризли.
- Какие чувства охватили охотника?
- Какое решение он принял? Почему?
б) Словарная работа.
Гризли - великан-медведь.
Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Царапался |
загородив |
сдавленный |
опоясанную |
разинув |
глубиной |
залюбовался |
невыносимо |
царственная |
сковзнула |
безумно |
чудище |
в) Чтение произведения учениками молча.
Игра «Небо и Земля». Ответы на вопросы.
- Объясните поведение Тера. Почему он не отомстил охотнику?
Урок медведь дал человеку? Подумайте над этим. Найдите слова Лэнгдона, свидетельствующие об изменениях в душе охотника.
г) Творческая работа.
- Проанализируйте свое отношение к животным. Что значит быть милосердным и человечным в мире природы?
д) Краткий пересказ прочитанного.
IV. Итог урока
- С творчеством какого писателя вы ознакомились?
- Отрывок из какого произведения прочитали?
- Что нового интересного узнали?
- Чему учит рассказ?
- Что автор хотел донести до читателей произведению «Гризли»?
- Можно ли назвать героя произведения «другом природы»? Почему?
- И вы знаете:
Все мы: звери и зверята,
И птички и птенцы, -
Дети родной земли,
И взрослые и малые.
Поэтому давайте помнить,
Что природа - наш дом,
И нам жить всем в нем.
>> Подумайте над прочитанным разделом!
- Внимательные ли вы читатели? Дополните предложения.
• Эрик Найт родился в..., а проживал в...
• Во время Второй мировой войны он стал...
• Людвиг Ренн - ... писатель, он происходил из рода....
• Во время Первой мировой войны Ренн находился...
• Чарлз Робертс - ... писатель. Свою литературную деятельность начинал как...
• Работал на фабрике,служил в полиции и на флоте, искал золото в Клондайке - такой путь прошел американский писатель...
• Совет Лесси - ...
• Роль Лесси в сериале исполняли ... собак.
• Киты могут находиться под водой...
• От рождения и до зрелости вес медведя увеличивается в... раз.