4 КЛАСС
ВЕРНОЕ СЕРДЦЕ ЗВЕРЯ
Уроки 28-29
Тема. Произведения о животных. Эрик Найт «Лесси возвращается домой»
Цель: формировать у учащихся представление о личности англо-американского писателя Эрика Найта; расширять и углублять представления детей о интересное и необычное в живой природе; формировать умение кратко пересказывать, обогащать словарный запас школьников; научить находить в тексте меткие слова и выражения, характеризующие действующих лиц; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: карта мира; портрет Эрика Найта; книга для чтения по природоведению (интересности); карточки со словами; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
С незапамятных времен животные живут рядом с людьми. Но язык зверей, птиц, насекомых может понять лишь тот, кто доброжелательно наблюдает за ними, не вмешивается в их жизнь, но в нужный момент приходит на помощь.
- Прочитайте, как люди называют животных. (Братья наши меньшие)
- Подумайте почему.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями о животных и узнаем о творчестве англо-американского писателя Эрика Найта. Славы детского писателя Эрик Найт приобрел после публикации повести «Лесси».
IV. Работа над новым м материалом
1. Проработка статьи учебника
2. Первичное знакомство с произведением «Лесси возвращается домой»
- Отгадайте загадку.
Один всю работу делает, второй хозяина молоком поит, а третий дом стережет. (Лошадь, корова, собака)
- Какие это животные? (Домашние)
- Почему их так называют?
- А кого называют верным другом человека?
- На этом уроке мы прочитаем рассказ про собаку Лесси. За свой удивительный ум, сообразительность и преданность детям Лесси и до сих пор остается любимицей маленьких читателей со всего мира.
3. Чтение первой части
Ученики молча читают первую часть произведения. Отвечают на вопросы учителя.
- За что уважали Лесси жители Грінабриджа?
- Расскажите о дружбе Лесси и Джо.
- Как мальчик воспринял известие, что Лесси продали?
- Какой заголовок можно подобрать к этой части?
4. Чтение второй части
Вторую часть ученики читают вслух цепочкой. Сопоставляют содержание с иллюстрацией в учебнике. Подбирают предложения, которые касаются рисунка. Подбирают заголовок к части.
- Как жилось овчарке в Шотландии?
- Какие факты убеждают, что Лесси не забывала парня?
- Какие обстоятельства помогли Лесси и убежать от псаря Хнайза и отправиться в далекий путь?
5. Чтение третьей и четвертой частей
После чтения следующих частей ученики подбирают к ним заголовки.
- Расскажите о трудностях, которые приходилось преодолевать Лесси дороге домой.
- Докажите, что Лесси была умной и сильной.
- Какую роль сыграло в жизни собаки старенькие супруги Феден?
- Какой была встреча мальчика с его верной Лесси?
- Какие черты характера родителей Джо вызывают у вас уважение?
- Почему герцог Радлінг, опознав Лесси, сделал вид, будто видит чужого пса? Как это его характеризует?
- Чем поразило вас рассказы о Лесси?
- Найдите в тексте предложения, которые бы подошли к иллюстрации учебника.
6. Минутка-изюминка
- Когда по рассказу сняли фильм, то кличка Лесси стала самой популярной в мире: всех шотландских колли начали называть Лесси. А в США самой модной среди собачьих пород стала шотландская овчарка.
V. Итог урока
- С творчеством какого писателя вы сегодня ознакомились?
- Какие произведения прочитали?
- Чем она интересные?
- Чему нас учит это произведение?
VI. Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ произведения по составленному плану и рисунками.