4 КЛАСС
ВЕРНОЕ СЕРДЦЕ ЗВЕРЯ
Урок 27
Тема. Произведения о животных. Нарлз Робертс «Дитя океана», «Девочка и мишка»
Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве известного канадского писателя Чарльза Дугласа Робертса; вызвать интерес к его произведениям о жизни животных; раскрыть причинно-следственные связи дружеских отношений человека и зверя; учить с пониманием относиться к братьям нашим меньшим; совершенствовать умения быстро ориентироваться в тексте, делить его на части, составлять малюнковий план; воспитывать наблюдательность, чуткость, любовь к животным.
Оборудование: карта мира; портрет Чарльза Робертса; книги о животных; иллюстрации; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Спасаем землю,
А потом спасаем небо.
Ведь небо без птиц - не небо!
А земля без зверей - не земля!
II. Подготовительные упражнения
>> Игра «Розсипанка»
Учитель прикрепляет на доске карточки, ученики составляют из них выражение «Как живется вам, птицы и звери?»
III. Сообщение темы и цели урока
- Излюбленной темой произведений многих писателей является изображение жизни животных. На этом уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела, название которого составили из розсипанки.
Надеюсь, что эти рассказы не оставят и вас равнодушными. Прочитав их, вы будете иначе смотреть на мир живой природы. Перед вами откроются неизведанные тайны души «братьев наших меньших», загадки и удивительные законы их жизни. Мудрые и веселые рассказы научат вас верить во всеобъемлющую энергию Добра.
IV. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя об авторе и произведения Ч. Д. Робертса
Демонстрация портрета.
>> Игра «Дешифрувальник»
- По цифровым кодом мы сможем узнать имя писателя, с произведениями которого мы будем сегодня работать.
28, 1, 21, 16, 31, 10, 21, 19, 2, 7, 21, 23, 22.
(Чарльз Р оберте)
- Рассказы Чарльза Робертса построены в основном на реальных событиях, что происходят с ним во время многочисленных путешествий по просторам Канады, ее девственными лесами, горами, озерами, водопадами. Эти путешествия дали ему множество незабываемых впечатлений, научили наблюдательности, бережного отношения к растительному и животному миру.
2. Проработка произведения Ч. Робертса «Дитя океанв»
1) Работа над загадкой.
Его дом океан,
Из спины у него бьет фонтан. (Кит)
- Подумайте, о которой животное будем читать.
- Сегодня обработаем произведение «Дитя океана».
2) Слушание произведения учениками. Проверка первичного восприятия.
- Слушая произведение, подумайте, что из услышанного непонятное. Подготовьте об этом вопрос.
После чтения учитель дает ответы на вопросы детей.
3) Словарная работа.
Дорш - название, что ее дают молодой, мелкой щепе.
Единорог - морское животное, также из породы китов. У самца единорога на верхних челюстях есть огромное, направленное вперед клык, покрытое спиральной бороздой.
Планктон - очень мелкие растительные и животные организмы, населяющие толщу воды.
4) Повторное чтение произведения учащимися (молча).
5) Анализ содержания произведения.
- Как дядя Энди объяснил Бебові, что кит не рыба?
- Чем питаются киты?
- Какие поступки кита-матери свидетельствовали о том, что она заботилась о своем ребенке?
- Расскажите о бое китихи с мечоносом. Как она переживала потерю малыша?
- Какие чувства охватили Беба, когда он выслушал рассказ дяди? А о чем думали вы?
6) Минутка-изюминка.
- Самым большим животным на Земле является синий кит, длина тела которого достигает более 30 м. Киты - мирные животные. Они подпускают очень близко к себе, не проявляя агрессивности. Встреча в воде с этим великаном вызывает у кого-то неизгладимое впечатление.
7) Упражнение на развитие скорости чтения.
>> Игра «Кто быстрее читает?»
- Найдите в произведении описание малого китиня.
- Назовите, сколько раз в тексте встречается слово китиха.
8) Работа по рисунку учебника.
- Найдите и прочитайте, как об этом сказано в произведении.
9) Языково-логическое задание.
- Пользуясь текстом, дополните предложения нужными словами.
Наївшись_____________ , китиха_____________ прижала свою ___________________ пером.
V. Итог урока
- Какой раздел мы сегодня начали изучать?
- С произведением какого автора ознакомились?
- Какой эпизод в произведении понравился больше всего? Почему?
VI. Домашнее задание
Прочитать произведение «Девочка и медвежонок».
Составить план сочинения и подготовить по ним краткий пересказ.