4 КЛАСС
ПОЭТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Урок 25
Тема. Ян Бжехва «Яйцо», «Муравей»
Цель: продолжить знакомство детей с жанром стихотворения; дать представление о известного польского поэта, прозаика и переводчика Яна Бжехву; развить способы и виды чтения, умения передавать в интонации слова героев, оценивать их поступки, выявлять мотивы их поведения; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карта мира; портрет Яна Бжехви; иллюстрации к стихам; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа об особенностях стихов
Раздел начали изучать?
- Что такое стихотворение?
- О чем и о ком чаще всего пишут в стихах?
- Со стихами которых зарубежных авторов мы уже ознакомились?
2. Чтение стихотворения С. Жупанина «Буду я природе другом»
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим знакомство со стихами зарубежных поэтов. Послушайте их и догадайтесь, о ком они.
1. Игра «Узнай по описанию»
- По описанию попробуйте определить, кто это.
Среди насекомых они заслуживают на особое внимание. Сотни огромных кочек построен в лесах этими неутомимыми работниками и безжалостными охотниками.
С весны до осени тянут они в гнездо мертвых жуков, мушек, бабочек, гусениц разных видов. Поминутно сносят два-три десятка насекомых, за час их поступает уже тысячи полторы, за день - около двадцати тысяч. Теплой поры и на ровном месте, нагруженные добычей, они движутся со средней скоростью 1 м/мин. Площадь их охоты вокруг муравейника превышает двести тысяч квадратных метров. Они уничтожают миллионы вредных для леса насекомых. (Муравьи)
- Который это описание - художественный или научный? Почему?
2. Работа над загадками
• Из домика малый гость выйдет
И никогда больше туда не зайдет. (Яйцо и цыпленок)
• Гнездо луб'яне, именно костяное, а получится живет. (Яйцо, цыплята)
IV. Осознание и изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя о Яна Бжехву (настоящее имя - Ян Лесман)
2. Проработка произведения Я. Бжхеви «Муравей». Чтение стихотворения учителем
1) Словарная работа.
Коновка - то же самое, что ведро, ведро.
Слякоть - облачная, сырая погода.
Плечи - плечи.
2) Чтение произведения учениками, его анализ.
- Назовите всех героев стихотворения, которые должны были везти стол. Каким причинам они искали, чтобы отказаться?
- Как по вашему мнению, почему именно муравей не испугался работы?
3) РаВНОвидности чтения.
а) Чтение «буксиром» в паре с соседом по парте.
б) Игра «Кто быстрее?».
- Найдите в стихотворении глаголы, которые использовал поэт, для того чтобы показать какие действия выполняли действующие лица.
в) Чтение «Незнайка».
Дети минутку готовят какой-то строчку стихотворения для игры, а потом предлагают его товарищам.
4) Работа по рисунку учебника.
- Найдите строки из стихотворения, которые подходят к иллюстрации.
5) Выразительное чтение стихотворения.
- Подумайте, не случается подобных ситуаций в нашей жизни?
3. Проработка произведения Я. Бжехви «Яйцо»
1) Работа над заголовком.
- Подумайте, каким может быть текст с таким названием - научным или художественным. О ком в нем будет идти речь? Докажите свое мнение.
2) Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте и скажите, оправдались ли ваши предположения.
- Какой это текст по цели высказывания?
3) Словарная работа.
Капризничает
на твердо
упирается
что утиное
зварилось
мне за узко
утверждает
что от гуся
4) Чтение стихотворения молча.
- Почему курильщики приходилось волноваться за свое яйцо?
- Чем курица похожа на всех остальных мам?
- Расскажите, как яйцо соответствовало на мамино замечание.
- Какую черту характера высмеивает автор?
- Приходилось ли вам в жизни видеть упрямых детей? Как вы преодолеваете свое упрямство?
5) Упражнения на развитие быстрого чтения.
а) Выборочное чтение.
- Выберите слова, которые характеризуют яйцо по признаку.
- Какие слова характеризуют его за действием?
б) Найдите и прочитайте самое длинное и самое короткое предложение.
6) Работа по рисункам.
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Каким изображен яйцо?
- Какой изображена курицу?
- Какие чувства вызывает у вас рисунок (покоя или тревоги)?
7) Выразительное чтение стихотворения.
V. Итог урока
- С произведениями какого поэта вы сегодня ознакомились?
- Чем они похожи?
- Чем различаются?
- Какие из прочитанных произведений вы хотели бы выучить наизусть? Почему?
- А закончить наш урок хочу стихотворением Оксаны Сенатович:
В слякоть, и в час ненастья,
И в погоду, друг мой,
Сердцем, слушать сумей
Звуки родной природы,
Звуки странные, голоса
Необыкновенной красоты.