ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

4 КЛАСС

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

 

Урок 25

Тема. Ян Бжехва «Яйцо», «Муравей»

 

Цель: продолжить знакомство детей с жанром стихотворения; дать представление о известного польского поэта, прозаика и переводчика Яна Бжехву; развить способы и виды чтения, умения передавать в интонации слова героев, оценивать их поступки, выявлять мотивы их поведения; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карта мира; портрет Яна Бжехви; иллюстрации к стихам; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа об особенностях стихов

Раздел начали изучать?

- Что такое стихотворение?

- О чем и о ком чаще всего пишут в стихах?

- Со стихами которых зарубежных авторов мы уже ознакомились?

2. Чтение стихотворения С. Жупанина «Буду я природе другом»

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим знакомство со стихами зарубежных поэтов. Послушайте их и догадайтесь, о ком они.

1. Игра «Узнай по описанию»

- По описанию попробуйте определить, кто это.

Среди насекомых они заслуживают на особое внимание. Сотни огромных кочек построен в лесах этими неутомимыми работниками и безжалостными охотниками.

С весны до осени тянут они в гнездо мертвых жуков, мушек, бабочек, гусениц разных видов. Поминутно сносят два-три десятка насекомых, за час их поступает уже тысячи полторы, за день - около двадцати тысяч. Теплой поры и на ровном месте, нагруженные добычей, они движутся со средней скоростью 1 м/мин. Площадь их охоты вокруг муравейника превышает двести тысяч квадратных метров. Они уничтожают миллионы вредных для леса насекомых. (Муравьи)

- Который это описание - художественный или научный? Почему?

2. Работа над загадками

• Из домика малый гость выйдет

И никогда больше туда не зайдет. (Яйцо и цыпленок)

• Гнездо луб'яне, именно костяное, а получится живет. (Яйцо, цыплята)

 

IV. Осознание и изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя о Яна Бжехву (настоящее имя - Ян Лесман)

2. Проработка произведения Я. Бжхеви «Муравей». Чтение стихотворения учителем

1) Словарная работа.

Коновка - то же самое, что ведро, ведро.

Слякоть - облачная, сырая погода.

Плечи - плечи.

2) Чтение произведения учениками, его анализ.

- Назовите всех героев стихотворения, которые должны были везти стол. Каким причинам они искали, чтобы отказаться?

- Как по вашему мнению, почему именно муравей не испугался работы?

3) РаВНОвидности чтения.

а) Чтение «буксиром» в паре с соседом по парте.

б) Игра «Кто быстрее?».

- Найдите в стихотворении глаголы, которые использовал поэт, для того чтобы показать какие действия выполняли действующие лица.

в) Чтение «Незнайка».

Дети минутку готовят какой-то строчку стихотворения для игры, а потом предлагают его товарищам.

4) Работа по рисунку учебника.

- Найдите строки из стихотворения, которые подходят к иллюстрации.

5) Выразительное чтение стихотворения.

- Подумайте, не случается подобных ситуаций в нашей жизни?

3. Проработка произведения Я. Бжехви «Яйцо»

1) Работа над заголовком.

- Подумайте, каким может быть текст с таким названием - научным или художественным. О ком в нем будет идти речь? Докажите свое мнение.

2) Чтение стихотворения учителем.

- Послушайте и скажите, оправдались ли ваши предположения.

- Какой это текст по цели высказывания?

3) Словарная работа.

Капризничает

на твердо

упирается

что утиное

зварилось

мне за узко

утверждает

что от гуся

4) Чтение стихотворения молча.

- Почему курильщики приходилось волноваться за свое яйцо?

- Чем курица похожа на всех остальных мам?

- Расскажите, как яйцо соответствовало на мамино замечание.

- Какую черту характера высмеивает автор?

- Приходилось ли вам в жизни видеть упрямых детей? Как вы преодолеваете свое упрямство?

5) Упражнения на развитие быстрого чтения.

а) Выборочное чтение.

- Выберите слова, которые характеризуют яйцо по признаку.

- Какие слова характеризуют его за действием?

б) Найдите и прочитайте самое длинное и самое короткое предложение.

6) Работа по рисункам.

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

- Каким изображен яйцо?

- Какой изображена курицу?

- Какие чувства вызывает у вас рисунок (покоя или тревоги)?

7) Выразительное чтение стихотворения.

 

V. Итог урока

- С произведениями какого поэта вы сегодня ознакомились?

- Чем они похожи?

- Чем различаются?

- Какие из прочитанных произведений вы хотели бы выучить наизусть? Почему?

- А закончить наш урок хочу стихотворением Оксаны Сенатович:

В слякоть, и в час ненастья,

И в погоду, друг мой,

Сердцем, слушать сумей

Звуки родной природы,

Звуки странные, голоса

Необыкновенной красоты.