4 КЛАСС
ПОЭТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
Урок 24
Тема. Шандор Петефи «Снова осень пришла», «Последние цветы»; Жак Превер «Зимняя песенка»; Ованес Туманян «Март», «Весеннее приглашение»
Цель: рассказать учащимся об особенностях пейзажной лирики; учить правильно, выразительно читать поэтические произведения, связано излагать свои мысли; обогащать словарный запас учащихся; развивать творческое воображение, воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Оборудование: карта мира; портреты Шандора Петефи, Жака Превера, Ованеса Туманяна; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа об особенностях поэзии (по материалам учебника)
Раздел начали читать?
- Что такое поэзия?
- Кто ее пишет?
- Что относится к пейзажной лирике?
2. Работа над загадками
• Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (Осень)
• Снег на полях, лед на реках,
Хуга гуляет. Когда это бывает? (Зима)
• Тает снежок, цветет лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
• Солнце печет, липа цветет,
Вишня созревает. Когда это бывает? (Лето)
III. Сообщение темы и цели урока
- Для каждого из нас встреча с поэзией - это особое состояние души, наслаждения, восхищения красотой слова.
Сегодня мы познакомимся с новыми людьми, поэтами, узнаем об их произведения. А еще в очередной раз убедимся, что мир природы удивительный и волшебный. Надо быть только внимательным и наблюдательным.
IV. Осознание и изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя о Шандора Петефи (настоящее имя - Александр Петрович)
2. Проработка произведения Ш. Петефи «Снова осень пришла». Чтение стихотворения учителем
3. Словарная работа
Сповиток - ребенок, замотанная в одеяло.
Лира - струнный музыкальный инструмент.
Чтение слов быстро и правильно: аляповато, шурхоче, действительно, заколисають.
4. Чтение произведения учениками, его анализ
- Найдите в стихотворении слова, употребленные в переносном значении.
- Докажите, пользуясь текстом стихотворения, поэт обращается к природе как к человеку.
- Какой, по вашему мнению, настроение стихотворения «Снова осень пришла»? Как, изображая картины природы, поэт создает это настроение?
5. Создание иллюстрации к стихотворению
6. Выводы
- Можем ли мы сказать, что поэт был внимательным и наблюдательным?
- Расскажите о своих впечатлениях от пребывания среди осенней природы?
7. Проработка статьи учебника о известного французского поэта и кинодраматурга Жака Превера
8. Проработка стихотворения «Зимняя песенка для детей»
1) Словарная работа.
Фейка - люлька.
2) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с последующим тестированием.
Учитель читает вопросы, ученики на карточках записывают краткие ответы.
Вопрос
• Кто ходил зимней ночи под окнами?
• 3 чем ходил дед-снеговик?
• Куда заходит дед-снеговик?
• Почему заходит в домики?
• Что остается после того, как исчезает дед-снеговик?
Ответы: Дед-снеговик. С люлькой. До избушки. Чтобы согреться. Лужа.
9. Чтение текста вслух. Проверка понимания прочитанного за вопросами
- Каким вы представили деда-снеговика? Нарисуйте его словесный портрет.
- На какую особенность стихотворения Жака Превера вы обратили внимание? Именно так писали сюрреалісти.
- Какова главная мысль произведения?
- Как по-другому можно назвать стихотворение?
10. Конкурс иллюстраторов
11. Проработка статьи учебника о гениального армянского певца Ованеса Туманяна
12. Обработка стихов «Март», «Весеннее приглашение»
1) Чтение стихов учителем.
- Чем отличаются эти стихи от стихов предыдущих авторов?
2) Словарная работа.
Чтение слов, представленных в аналитико-синтетической форме.
- Кого могут описывать эти слова?
3) Чтение произведения «Март» (молча).
- Какая удача у марта?
- Как об этом говорит поэт?
4) Чтение произведения «Весеннее приглашение» (самостоятельно).
5) Анализ стихотворения «Весеннее приглашение».
Настроение стихотворения «Весеннее приглашение»?
- Как поэт создает это настроение?
- Согласились ли бы вы с товарищем пойти на гору? Что бы вы там увидели? Расскажите об этом, используя строки стихотворения.
13. Составление осеннего (летнего) приглашение в свой любимый уголок природы
V. Итог урока
- Какие стихи мы сегодня читали?
- Кто их авторы?
Из этих стихов произвел на вас наибольшее впечатление? Чем?