XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Эрнест Хемингуэй «Старик и море»
Эрнест Хемингуэй (Хэмингуэй)
(1899-1961) - американский писатель и журналист. Получил широкую популярность
благодаря своим романам и рассказам, а также благодаря активному и наполненном
приключениями жизни. Его лаконичный и насыщенный стиль повествования сыграл значительную
роль в литературе XX века. В 1993 году в его честь был назван малую
планету 3656 Хемингуэй.
Эрнест Хемингуэй родился 21 июля
1899 года в Оук-Парке, штат Иллинойс, США, в пригороде Чикаго. Его отец Кларенс
Едмот Хемингуэй работал врачом, а мать Грейс Холл - музыкантом. Эрнест
был первым ребенком в семье. Его назвали в честь деда Эрнеста, маминого отца.
Однако, собственное имя Хемингуэю не нравилось и он связывал его с наивным,
даже глуповатым, героем комедийной пьесы Оскара Уайльда «Как важно быть
серьезным».
Мама Хемингуэя часто выполняла
концерты в городке Оук-Парк и окрестных селах. Будущее сына она тоже
связывала с музыкой и поэтому заставляла его петь в церковном хоре и играть
на виолончели. Малый Эрнест очень не хотел заниматься музыкой и пением, но
его сопротивление было подавлено и он ежедневно посещал уроки музыки. Уже взрослым
Хемингуэй часто утверждал, что ненавидит свою мать, хотя биограф Майкл
Рейнольдс отмечал, что Хемингуэй с матерью были очень похожи по характеру.
Позже Хемингуэй отмечал, что уроки музыки были полезным для его творчества.
Семья Хемінгуеїв, кроме зимнего
дома в Оук-Парке, имела еще коттедж «Уіндмер» на озере Валлун. Каждое лето
Хемингуэй с родителями, братьями и сестрами отправлялся в эти тихие места. Для мальчика
поездки в «Уіндмер» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на
виолончели и он мог заниматься своими делами - сидеть на берегу с удочкой,
бродить по лесу, играть с детьми из индейского поселка. В 1911 г., когда Эрнесту
исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядну ружье 20-го
калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать
рассказы дедушки и на всю жизнь сохранил о нем добрые воспоминания, часто
перенося их в свои произведения в будущем.
Литературное призвание Хемингуэя
появилось еще в школьные годы. После выпуска из среднего учебного заведения
он решил не поступать в университет, а переехал в Канзас, где устроился
работать в местную газету 8іаг.
Хемингуэй очень хотел служить в
армии, однако из-за плохого зрения ему отказывали. Но он все же сумел попасть
на Первую мировую войну, устроившись водителем скорой помощи. 8 июля 1918 г.
он был ранен на австро-итальянском фронте, под Фоссальто ди Пьяве. В
военном госпитале Эрнест влюбился в медсестру Агнес фон Куровські, которая ему
отказала. Эти самые яркие воспоминания юности Хемингуэй никогда не забывал. После
войны Эрнест возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго.
Тогда же он первый раз (из четырех) женился.
В Париже, куда его послали от
газеты Тогопіо 8іаг, Хемингуэй познакомился с такими литературными корифеями,
как Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Гертруда Стайн и Эзра Паунд, которые оценили труды
молодого человека. В Париже в 20-е годы Эрнест Хемингуэй встречался с Джеймсом
Джойсом. Хемингуэй описал эти события в своих мемуарах «Праздник, который всегда с
тобой». Уже в 1925 г. была опубликована книга Хемингуэя - «В наше время». Первый,
по-настоящему писательский успех пришел к Хемингуэю в 1926 г. после выхода
в свет «И восходит солнце» («Фиеста»), пессимистичного, но одновременно блестящего
романа о «потерянном поколении» французских и испанских репатриантов 1920-х
гг. Послевоенные годы Хемингуэй полностью посвятил литературе.
Основным его местом жительства был
Париж, одгіаче он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными
лыжами, охотой и рыбалкой. В 1927 г. вышел сборник рассказов «Мужчины
без женщин», а в 1933 году - «Победитель ничего не получает», которые окончательно
утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов.
Среди самых известных из них - «Убийцы», «Короткая счастливая жизнь Фрэнсиса Макомбера»
и «Снега Килиманджаро». И все же большинству Хемингуэй запомнился роман через
«Прощай, оружие!» (1929) - историю несчастной любви, которое развивалось на фоне
баталий Первой мировой войны.
Любовь Хемингуэя к Испании и корриды
была выражена в романе «Смерть после полудня» (1932), а впечатления писателя
от Танганьики зафиксированы в «Зеленые холмы Африки» (1935). Годы Великой
депрессии описаны в романе «Иметь или не иметь» (1937). Хэмингуэй тяжело переживал
Гражданскую войну в Испании в середине 1930-х годов. Он даже организовал
сбор пожертвований в пользу республиканцев, которые боролись с генералом Франко.
Впечатления от войны нашли отражение в другом известном романе - «По ком
звонит колокол» (1940). Этот роман многие критики считают лучшей работой
писателя, ведь военная тема была одной из любимых в творчестве
Хемингуэя.
С началом Второй мировой войны он
возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Хемингуэй всегда
оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые впоследствии стали хрестоматийным
материалом. Поэтому, его записи имеют не только литературную, но и историческую
ценность.
После войны писатель переехал на
Кубу, где возобновил литературную деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953
г. где-то в Африке попал в серьезную авиакатастрофу. В том же году Эрнест
Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море» (1952). Этот
произведение повлияло на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954
г.
На Кубе к власти пришел Фидель
Кастро, и в 1960 году писатель вернулся в США, в штате Айдахо. Последние годы
жизни Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий и расстройств психики, а также цирроза
печени. В 1960 г. он лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота) с
диагнозом депрессия и серьеВНОе умственное расстройство. После возвращения из больницы
Хемингуэй покончил с собой, выстрелив себе в лоб из охотничьего ружья. Это
состоялось 2 июля 1961 г. в его собственном доме в Кетчемі, штат Айдахо, США.
Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и
море» (1952) - это сложный, глубоко философское произведение, что прославляет мужество
человека, его ежедневный труд и красоту жизни. В этой повести писатель развивает идею
«трагического стоицизма», к которой он обращался и в предыдущих своих произведениях:
человек обязан сохранять мужество перед лицом страданий и даже самой
смерти.
В основе решения Нобелевского
комитета о присуждении премии была именно эта повесть, хотя получил ее Хемингуэй
за все творчество. Подчеркивалось, что он отмечен «за повествовательную
мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за
влияние на современную прозу». Говорилось также и о «героический пафос» его произведений,
и о его «мужественную любовь к опасностям и приключениям», и о «искреннее восхищение каждой
человеком, который ведет справедливую борьбу в реальном мире, что так обременен
насилием и смертью».
Внешне сюжет повести достаточно
несложный. Утомленный неудачами, которые преследуют его уже долгое время, старый
рыбак Сантьяго уплывает далеко в море в поисках добычи. После 84 дней
плавание без улова он наконец поймал огромную рыбу, победил ее, привязал к
баркаса, но акулы растерзали ее, оставив только скелет. Едва добравшись до
хижины, где его ждал мальчик-ученик, старый засыпает.
В этом небольшом произведении последнего
периода творчества писатель соединил лаконизм реалистической рассказы с глубиной
философских размышлений над вопросами человеческого бытия. Повесть имеет два уровня:
обыденный и символический, которые сосуществуют параллельно, исходя друг из друга. Сам
Хемингуэй писал: «В «Старике и море» я пытался изобразить реального старика,
реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Если я их
показал достаточно правдиво, они многое будут значить».
Повесть «Старик и море» можно с
полным правом считать итогом нравственных и философских поисков писателя.
Недаром об этом произведении он сказал: «Похоже, что я в конце концов достиг того, над чем
работал всю мою жизнь».
В старом Сантьяго удивление
гармонично сочетаются смирение и достоинство. С возрастом из его жизни постепенно ушло
все проходящее, что когда-то волновало кровь, и остались чистые и светлые воспоминания.
«Ему уже не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни
драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и
львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в присмерковій
мгле, и он любил их так же, как любил мальчика». Этот образ дальнего
африканского берега проходит сквозь всю повесть как символ чистоты и
незапятнанности природы, простого и гармоничной жизни.
Следовательно, в отличие от предыдущих
героев Хемингуэя, которые страдали от обстоятельств страшного дисгармоничного мира, в
котором они обречены были жить, и, убегая от цивилизации, искали успокоения
в общении с природой, старый Сантьяго сам принадлежит к миру природы. Он не
только прожил всю свою жизнь в единении с природой, с морем, он - частица этого
мира. Старый рыбак чувствует себя частью моря, которое он знает и любит:
«...старик всегда думал о море, как о женщине, о живом существе...». С большим
нежностью и сожалением он относится и к обитателям моря, с болью осознавая один
из парадоксов человеческого существования: человек вынужден убивать тех, кого любит, кто
«дороже брата».
Но в старом есть и нечто более
достопримечательности:- настоящий и естественный героизм. Он - мужественный духом человек,
что не подчиняется жизненным обстоятельствам, физическим страданиям, длительным
неудачам.
На судьбу старого выпало тяжкое
испытания. Он ведет свою титаническую борьбу с этой удивительной рыбой сам на
сам, как положено герою. И поединок этот со всеми его перипетиями, когда победа
склоняется то на одну, то на другую сторону, очень напоминает миф. Герой должен вести
борьбу в одиночестве, только тогда у него появляется возможность раскрыть себя
полностью, проявить все свое мужество, стойкость, отвагу, сноровку.
Реалистичный уровень рассказа
постепенно становится символическим. История старого рыбака перерастает в историю трагической
судьбы человека, обреченной жизнью и обществом на одиночество и жестокую борьбу
за выживание. Старый терпит поражение, но в высшем смысле он остается
непобежденным и тогда провозглашает слова, в которых выражен весь пафос книги:
«Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя
победить».
Эту повесть по праву называют
притчей аллегорическим и одновременно поучительным произведением, в котором по бытовым содержанием
кроется философский подтекст. Это не старый ведет борьбу со своей добычей, а
человек сталкивается с жизнью. Море символизирует бытие, исполненное страстей,
испытаний, поражений и побед. В образе рыбака писатель воплотил силу,
способную противостоять жизненным невзгодам, - это непобедимый дух человека,
действует по законам естественного развития - гармонии и красоты. Для старого биться за
рыбу означает биться за жизнь, за свое место в жестоком мире, который не признает
неудачников.
Образ рыбы - это судьба человека, его
удача, цель, смысл жизни, найти который можно только в ожесточенной борьбе с самим
собой и окружающим злом - акулами. Одиночество старого - это не личная
проблема, а общая болезнь XX в., когда люди отчуждены друг от друга.
Но человек - часть природы, часть
Вселенной. Она чувствует себя хорошо только в гармонии со всем, что ее окружает: с небом,
солнцем, морем, птицами, рыбами. Она - не царь, но и не песчинка - она ровная
среди равных. Именно такой должна быть мироздание: человек в гармоничном
сосуществовании с природой и, в конце концов, со Вселенной.
Заключительная сцена также приобретает
обобщающего значения. Два туристы, увидев позвоночник огромной рыбы,
принимают его за хвост акулы, то есть меняют местами «красоту» и «зло» мира,
отражая еще одну проблему современности - потерю нравственных ориентиров и
настоящих идеалов.
Символичным в повести есть и образ мальчика.
Это надежда на единение поколений, мудрость вечного обновления Вселенной. Мальчик
у Сантьяго - это в конце концов его, старого, победы, преодоление
трагического одиночества, его ожидания относительно будущего. Именно он обеспечит
старом бессмертие, станет его продолжением, получив вместе с опытом и
часть его души.
А львы, что снятся рыбалке,
символизируют красоту и силу жизни, мужество человека, что верит в собственную победу.
Они олицетворяют и память о пережитой борьбу, готовность вступать в бой за
жизни. Как и рыба, львы - это недостижимая мечта, что придает смысл человеческому
существованию.