ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

 

Эрнест Хемингуэй (Хэмингуэй) (1899-1961) - американский писатель и журналист. Получил широкую популярность благодаря своим романам и рассказам, а также благодаря активному и наполненном приключениями жизни. Его лаконичный и насыщенный стиль повествования сыграл значительную роль в литературе XX века. В 1993 году в его честь был назван малую планету 3656 Хемингуэй.

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук-Парке, штат Иллинойс, США, в пригороде Чикаго. Его отец Кларенс Едмот Хемингуэй работал врачом, а мать Грейс Холл - музыкантом. Эрнест был первым ребенком в семье. Его назвали в честь деда Эрнеста, маминого отца. Однако, собственное имя Хемингуэю не нравилось и он связывал его с наивным, даже глуповатым, героем комедийной пьесы Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным».

Мама Хемингуэя часто выполняла концерты в городке Оук-Парк и окрестных селах. Будущее сына она тоже связывала с музыкой и поэтому заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели. Малый Эрнест очень не хотел заниматься музыкой и пением, но его сопротивление было подавлено и он ежедневно посещал уроки музыки. Уже взрослым Хемингуэй часто утверждал, что ненавидит свою мать, хотя биограф Майкл Рейнольдс отмечал, что Хемингуэй с матерью были очень похожи по характеру. Позже Хемингуэй отмечал, что уроки музыки были полезным для его творчества.

Семья Хемінгуеїв, кроме зимнего дома в Оук-Парке, имела еще коттедж «Уіндмер» на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй с родителями, братьями и сестрами отправлялся в эти тихие места. Для мальчика поездки в «Уіндмер» означали полную свободу. Его никто не заставлял играть на виолончели и он мог заниматься своими делами - сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского поселка. В 1911 г., когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядну ружье 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы дедушки и на всю жизнь сохранил о нем добрые воспоминания, часто перенося их в свои произведения в будущем.

Литературное призвание Хемингуэя появилось еще в школьные годы. После выпуска из среднего учебного заведения он решил не поступать в университет, а переехал в Канзас, где устроился работать в местную газету 8іаг.

Хемингуэй очень хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему отказывали. Но он все же сумел попасть на Первую мировую войну, устроившись водителем скорой помощи. 8 июля 1918 г. он был ранен на австро-итальянском фронте, под Фоссальто ди Пьяве. В военном госпитале Эрнест влюбился в медсестру Агнес фон Куровські, которая ему отказала. Эти самые яркие воспоминания юности Хемингуэй никогда не забывал. После войны Эрнест возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго. Тогда же он первый раз (из четырех) женился.

В Париже, куда его послали от газеты Тогопіо 8іаг, Хемингуэй познакомился с такими литературными корифеями, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Гертруда Стайн и Эзра Паунд, которые оценили труды молодого человека. В Париже в 20-е годы Эрнест Хемингуэй встречался с Джеймсом Джойсом. Хемингуэй описал эти события в своих мемуарах «Праздник, который всегда с тобой». Уже в 1925 г. была опубликована книга Хемингуэя - «В наше время». Первый, по-настоящему писательский успех пришел к Хемингуэю в 1926 г. после выхода в свет «И восходит солнце» («Фиеста»), пессимистичного, но одновременно блестящего романа о «потерянном поколении» французских и испанских репатриантов 1920-х гг. Послевоенные годы Хемингуэй полностью посвятил литературе.

Основным его местом жительства был Париж, одгіаче он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1927 г. вышел сборник рассказов «Мужчины без женщин», а в 1933 году - «Победитель ничего не получает», которые окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди самых известных из них - «Убийцы», «Короткая счастливая жизнь Фрэнсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро». И все же большинству Хемингуэй запомнился роман через «Прощай, оружие!» (1929) - историю несчастной любви, которое развивалось на фоне баталий Первой мировой войны.

Любовь Хемингуэя к Испании и корриды была выражена в романе «Смерть после полудня» (1932), а впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в «Зеленые холмы Африки» (1935). Годы Великой депрессии описаны в романе «Иметь или не иметь» (1937). Хэмингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании в середине 1930-х годов. Он даже организовал сбор пожертвований в пользу республиканцев, которые боролись с генералом Франко. Впечатления от войны нашли отражение в другом известном романе - «По ком звонит колокол» (1940). Этот роман многие критики считают лучшей работой писателя, ведь военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя.

С началом Второй мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Хемингуэй всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые впоследствии стали хрестоматийным материалом. Поэтому, его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После войны писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 г. где-то в Африке попал в серьезную авиакатастрофу. В том же году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море» (1952). Этот произведение повлияло на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 г.

На Кубе к власти пришел Фидель Кастро, и в 1960 году писатель вернулся в США, в штате Айдахо. Последние годы жизни Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий и расстройств психики, а также цирроза печени. В 1960 г. он лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота) с диагнозом депрессия и серьеВНОе умственное расстройство. После возвращения из больницы Хемингуэй покончил с собой, выстрелив себе в лоб из охотничьего ружья. Это состоялось 2 июля 1961 г. в его собственном доме в Кетчемі, штат Айдахо, США.

Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» (1952) - это сложный, глубоко философское произведение, что прославляет мужество человека, его ежедневный труд и красоту жизни. В этой повести писатель развивает идею «трагического стоицизма», к которой он обращался и в предыдущих своих произведениях: человек обязан сохранять мужество перед лицом страданий и даже самой смерти.

В основе решения Нобелевского комитета о присуждении премии была именно эта повесть, хотя получил ее Хемингуэй за все творчество. Подчеркивалось, что он отмечен «за повествовательную мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу». Говорилось также и о «героический пафос» его произведений, и о его «мужественную любовь к опасностям и приключениям», и о «искреннее восхищение каждой человеком, который ведет справедливую борьбу в реальном мире, что так обременен насилием и смертью».

Внешне сюжет повести достаточно несложный. Утомленный неудачами, которые преследуют его уже долгое время, старый рыбак Сантьяго уплывает далеко в море в поисках добычи. После 84 дней плавание без улова он наконец поймал огромную рыбу, победил ее, привязал к баркаса, но акулы растерзали ее, оставив только скелет. Едва добравшись до хижины, где его ждал мальчик-ученик, старый засыпает.

В этом небольшом произведении последнего периода творчества писатель соединил лаконизм реалистической рассказы с глубиной философских размышлений над вопросами человеческого бытия. Повесть имеет два уровня: обыденный и символический, которые сосуществуют параллельно, исходя друг из друга. Сам Хемингуэй писал: «В «Старике и море» я пытался изобразить реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Если я их показал достаточно правдиво, они многое будут значить».

Повесть «Старик и море» можно с полным правом считать итогом нравственных и философских поисков писателя. Недаром об этом произведении он сказал: «Похоже, что я в конце концов достиг того, над чем работал всю мою жизнь».

В старом Сантьяго удивление гармонично сочетаются смирение и достоинство. С возрастом из его жизни постепенно ушло все проходящее, что когда-то волновало кровь, и остались чистые и светлые воспоминания. «Ему уже не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в присмерковій мгле, и он любил их так же, как любил мальчика». Этот образ дальнего африканского берега проходит сквозь всю повесть как символ чистоты и незапятнанности природы, простого и гармоничной жизни.

Следовательно, в отличие от предыдущих героев Хемингуэя, которые страдали от обстоятельств страшного дисгармоничного мира, в котором они обречены были жить, и, убегая от цивилизации, искали успокоения в общении с природой, старый Сантьяго сам принадлежит к миру природы. Он не только прожил всю свою жизнь в единении с природой, с морем, он - частица этого мира. Старый рыбак чувствует себя частью моря, которое он знает и любит: «...старик всегда думал о море, как о женщине, о живом существе...». С большим нежностью и сожалением он относится и к обитателям моря, с болью осознавая один из парадоксов человеческого существования: человек вынужден убивать тех, кого любит, кто «дороже брата».

Но в старом есть и нечто более достопримечательности:- настоящий и естественный героизм. Он - мужественный духом человек, что не подчиняется жизненным обстоятельствам, физическим страданиям, длительным неудачам.

На судьбу старого выпало тяжкое испытания. Он ведет свою титаническую борьбу с этой удивительной рыбой сам на сам, как положено герою. И поединок этот со всеми его перипетиями, когда победа склоняется то на одну, то на другую сторону, очень напоминает миф. Герой должен вести борьбу в одиночестве, только тогда у него появляется возможность раскрыть себя полностью, проявить все свое мужество, стойкость, отвагу, сноровку.

Реалистичный уровень рассказа постепенно становится символическим. История старого рыбака перерастает в историю трагической судьбы человека, обреченной жизнью и обществом на одиночество и жестокую борьбу за выживание. Старый терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным и тогда провозглашает слова, в которых выражен весь пафос книги: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Эту повесть по праву называют притчей аллегорическим и одновременно поучительным произведением, в котором по бытовым содержанием кроется философский подтекст. Это не старый ведет борьбу со своей добычей, а человек сталкивается с жизнью. Море символизирует бытие, исполненное страстей, испытаний, поражений и побед. В образе рыбака писатель воплотил силу, способную противостоять жизненным невзгодам, - это непобедимый дух человека, действует по законам естественного развития - гармонии и красоты. Для старого биться за рыбу означает биться за жизнь, за свое место в жестоком мире, который не признает неудачников.

Образ рыбы - это судьба человека, его удача, цель, смысл жизни, найти который можно только в ожесточенной борьбе с самим собой и окружающим злом - акулами. Одиночество старого - это не личная проблема, а общая болезнь XX в., когда люди отчуждены друг от друга.

Но человек - часть природы, часть Вселенной. Она чувствует себя хорошо только в гармонии со всем, что ее окружает: с небом, солнцем, морем, птицами, рыбами. Она - не царь, но и не песчинка - она ровная среди равных. Именно такой должна быть мироздание: человек в гармоничном сосуществовании с природой и, в конце концов, со Вселенной.

Заключительная сцена также приобретает обобщающего значения. Два туристы, увидев позвоночник огромной рыбы, принимают его за хвост акулы, то есть меняют местами «красоту» и «зло» мира, отражая еще одну проблему современности - потерю нравственных ориентиров и настоящих идеалов.

Символичным в повести есть и образ мальчика. Это надежда на единение поколений, мудрость вечного обновления Вселенной. Мальчик у Сантьяго - это в конце концов его, старого, победы, преодоление трагического одиночества, его ожидания относительно будущего. Именно он обеспечит старом бессмертие, станет его продолжением, получив вместе с опытом и часть его души.

А львы, что снятся рыбалке, символизируют красоту и силу жизни, мужество человека, что верит в собственную победу. Они олицетворяют и память о пережитой борьбу, готовность вступать в бой за жизни. Как и рыба, львы - это недостижимая мечта, что придает смысл человеческому существованию.