XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ
Альбер Камю «Чума»
Альбер Камю (1913-1960) - выдающийся
французский романист, философ, публицист, один из лидеров
философско-художественного направления экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии
1957 года.
Альбер Камю родился 7 ноября
1913 года в городке Мондови, в Алжире, который в то время был французской
колонией, в семье наемного сельскохозяйственного рабочего, что через год
после рождения сына умер от ранения на поле боя Первой мировой войны.
Мать, испанка по происхождению, работала уборщицей в богатых семьях. Ребенок
росла в нищете. Образование повезло получить только благодаря помощи одного из учителей
лицея, который выхлопотал для парня стипендию. В 1932-1936 гг. во время обучения в Оранского университете (Алжир),
Альберу приходилось тяжело работать, что привело к истощению организма, и он
заболел чахоткой. Однако это не помешало ему быть жизнерадостным, энергичным,
жадным до знаний и развлечений, чувствительным и к красоте средиземноморской природы, и
к глубинам духовной культуры.
Захват средиземноморской красотой
и французской философией со временем обусловило его мировоззрение и эстетику, которые
базировались на средиземноморской культурной традиции и античной культуре с ее
язычеством и культом тела. В этой системе юноша пытался избежать
противопоставление духа и тела, слить их в органическое единство.
А. Камю принимал активное участие и в
общественной жизни. В 1934 году вступил в коммунистическую партию, которую покинул
через три года, проводил антинацистскую пропагандистскую работу, организовал самодеятельный
театр сотрудничал с независимой левой прессой. В это время началась его
писательская деятельность. Тогда, в частности, было написано первый вариант повести
«Посторонний» и заметки к эссе «Миф о Сизифе».
Весной 1940 года впервые приехал в
Франции, куда окончательно переселился через год. В оккупированной стране присоединился
к Движению Сопротивления, печатался в подпольной газете «Комба», а впоследствии ее возглавил. В
1943-1944 гг. издал в нелегальной прессе «Письма немецкому другу», в которых с
гуманистических позиций осуждал попытки оправдания идеи фашизма. На это время А.
Камю стал известен как автор «Постороннего» и «Мифа о Сизифе», что увидели мир
в 1942-1943 гг. и вызвали восхищение французской интеллигенции. Эти произведения были
восприняты как экзистенциалистской, созвучны с направлениями, по национальной
катастрофы распространялись среди сознательной части населения.
Именно благодаря творчеству А. Камю
философское учение экзистенциализма стало популярным во Франции. В его основе,
особенно в варианте А. Камю, является утверждение абсурдности бытия («абсурд является метафизическим
состоянию человека в мире», - говорится в «Мифе о Сизифе»), представление о мире как
о царство хаоса и случайности. Видное место занимает мысль о том, что человек
ответственна сама за себя. Человеку приходится жертвовать собой, чтобы оправдать
свое существование. Уже самим актом рождения она оказывается заброшенной в мир
вне своей воле и желанию. С момента появления она получает от природы и
смертный приговор, срок исполнения которого ей неизвестен. Убивают болезни,
старость, войны, палачи, нищета, даже солнце, как в романе «Посторонний»
В час решающего испытания
человек остается наедине с собой, со своей судьбой. Теперь ей предстоит стать
Человеком, создать себя из заброшенной в мир материи. Человек рождается не
тогда, когда появляется на свет, а тогда, когда силой своего разума создает себя как
мыслящее существо. Это духовное рождение отграничивает ее от природы, делает
сознательной своей скоротечности. Общество нуждается в вере в уже имеющиеся ценности. Оно
наказывает бунтарство с помощью своих социальных институтов - армии, полиции,
суда, общественного мнения. Такой внутренний конфликт романов и пьес
писателя-экзистенциалиста.
В То Же Время А. Камю провозглашал, что
ум человека, осознавая абсурдность бытия, не может смириться с ней. Человек,
что мыслит, бросает вызов абсурду, не надеясь на его окончательное
преодоления.
Этот трагический стоицизм со времени Движения
Сопротивления стал для Камю основой его гуманистической этики. С его помощью
писатель в годы оккупации и национального унижения пробуждал активный отклик
в гуманистически настроенной французской интеллигенции, по-своему мобилизуя ее
на борьбу с нацизмом.
Небольшое по объему творческое наследие А.
Камю создавалась преимущественно во время Второй мировой войны и послевоенных лет.
Это наложило свой отпечаток и на темы, затрагиваемые писателем, и на способ
их освещение. Для его творчества характерно сочетание собственно беллетристики с
философскими размышлениями.
В 1947 году вышел в свет роман
«Чума», который показал самую высокую грань идейной эволюции автора: по определению
самого писателя, состоялся переход от этапа абсурда» до «этапа протеста».
Писатель работал также в жанре философской эссеистики и общественно-политической
публицистики, выступил в роли литературного критика.
В 1950-х годах. Камю пережил
мировоззренческую и творческую кризис, что привело к снижению его творческой активности.
Писатель все чаще не находил ответа на сложные проблемы, которые ставило
перед ним общественная жизнь. Обострились противоречия, присущие его
мировоззрения и общественно-политической позиции, что нашло выражение в тракте
«Мятежная человек» (1951). Открывая пороки буржуаВНОго общества Франции и
его Мероприятия, Альберт Камю не принимал и социализм Восточной Европы в его
сталинском варианте.
Книга «Мятежная человек» в значительной
степени была реакцией на преступления сталинизма, на сталинские массовые репрессии и
террор. На большом историческом материале Альберт Камю пришел к выводу о неизбежности
перерождение революции в тиранию, превращение бывших борцов против угнетения
на значительно более жестоких угнетателей. По мнению автора, это универсальный и роковой
закон истории, ее абсурд. Противостоять ему может лишь постоянное бунтарство,
оппозиция власти, которая является неизбежным насилием и несправедливостью.
В 1957 году Альбер Камю получил
Нобелевскую премию за свое литературное творчество.
4 января 1960 года писатель
попал в автомобильную катастрофу возле города Сане. Умер в небольшом
городке Вілльблевен. Похоронен в городе Лурмарен в районе Люберон на юге
Франции.
На первый взгляд, в романе А. Камю
«Чума» речь идет об эпидемии чумы, которая вспыхнула в небольшом городке Оран,
центре французской префектуре на алжирском побережье Средиземного моря. Автор
подает подробное описание возникновения и распространения заболевания в городе. Многочисленные
клинические отчеты, статистические рапорты (о санитарные мероприятия, о настроении
населения, об организации медицинских жен), цифровые данные, диагнозы, описания
неожиданных симптомов и течения болезни, дневниковые заметки, показания
вспашке... Ни стонов, ни проклятий - только суровая рассказ о случае из
медицинской практики недалекого прошлого.
Но вот вдруг ненароком появляется
фраза: «В мире было что чум, войн. И все же и чума, и война всегда
захватывают людей врасплох». Эти слова настораживают и заставляют вернуться к года,
которым датирована хроника - 194... год. Эта дата говорит о многом. В то время
слово «чума» было у всех на устах, правда, не в прямом, а переносном смысле.
«Коричневой чумой» называли нацизм. По клиническим признакам болезни
вырисовывается исторически определенная личина «чумы» - нашествие, что превратило всю
Европу в сплошной концлагерь. По словам самого Камю, «объективное содержание
«Чумы» - это борьба европейского Сопротивления против фашизма».
В то же время писатель смотрел на вещи
глубже и шире: в образе чумы обобщенно гигантские по мощью силы всемирного
Зла. Его чума - метафорическое воплощение мерзости, царящие в человеческом
обществе, превращая человеческую личность или на ничтожную жертву, или же на
омерзительного палача.
В устах героя романа Тарру слово
«чума» обрастает многочисленными значениями, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению
(и по мнению автора), чума - это не только болезнь, не только война, а также и
смертные приговоры и расстрелы побежденных, и фанатизм церкви и политических
партий, и гибель невинного ребенка в больнице, и в целом плохо организовано
общество. Она выдается конечно, естественной, как дыхание, потому что «все мы немножко
зачумленные». А раз так, то чума - это мировое зло, которое постоянно бродит в
человеческой истории, безликая тварь, розпилена в невидимых микробах. Зло,
сваливается на людей неожиданно и исчезает само по себе.
Таким образом, название романа - «Чума» -
имеет сюжетный, буквальный (эпидемия страшной зараВНОй болезни),
аллегорически-исторический (фашизм, война) и екзистенціалістський,
морально-духовный (мировое зло) смысл.
Итак, чума - суровый экзамен, который
ставит перед человеком два вопроса: что такое жизнь, и что значит сохранить
достоинство перед наступлением стихии зла. Писатель-мыслитель Камю утверждает, что зло
вечное, но так же вечна и борьба с ним. И сила борцов в их
содружества.
Нравственный выбор героев романа.
Человеческое общество, замкнутое и изолированное в чумному городе Оран, представленное
Камю посредством нескольких характерных фигур, каждая из которых является персонификацией
определенной философской идеи, жизненной позиции.
Среди них выделяется фигура
воинствующего иезуита отца Панлю, который объявляет в своей проповеди жителям Орана,
что чума послана богом, чтобы поразить его врагов, и что это бедствие должно бросить на
колени высокомерных и близоруких. Люди справедливые не могут бояться, но «лихие
есть повод дрожать», - говорит он. Ему противостоит в романе
гуманист-пацифист Тарру, что отказывается делить людей на добрых и злых,
отказывается судить кого бы не было; однако он первый предлагает организовать
общественные работы в помощь врачам, которые должны бороться с чумой. Тарру
считает, что на земле всегда есть «бичи» и есть «жертвы», и он предпочитает быть на
стороне жертв. Кроме этих двух, Камю изображает мелкого служащего Жозефа Грана, который
олицетворяет собой настойчивого служителя «чистого искусства»: в разгаре чумы,
среди криков и стонов умирающих он продолжает сочинять свою никому не
нужную историю про прекрасную амазонку и мечтает о ее будущий успех. Среди
жителей Орана оказывается также парижский журналист Раймон Рамбер, который все время
порывается сбежать из зачумленного города на родину, к своей любимой женщины,
объявляя, что самое главное в жизни - это высокие романтические чувства, присущие
человеку.
Все эти живые персонификации различных
идейных позиций - воинствующий католик Панлю, пацифист Тарру, сторонник
«искусства ради искусства» Жозеф Гран, романтик Рамбер и другие персонажи - в
какой-то момент сталкиваются с автором центральным героем романа - доктором Рие и
именно в этом столкновении (споре, беседе или практическом сопоставлении с логикой
и манерой поведения врача), высказанному всегда в очень лаконичном сжатом,
почти афористическом диалоге, определяется ложность или справедливость их
взглядов.
Так, отца Панлю врач Рие заставляет
присутствовать при крестном агонии маленькой, беспомощной, ни в чем не
виновного ребенка, отменяя тем самым идею о якобы «справедливую» божественную
кару, посланную за грехи людей. «У меня другая идея любви. Я отказываюсь любить
этот мир, где дети подлежат пыткам», - заявляет доктор Рие. Терпение,
смирение, покорность судьбе, которые проповедует Панлю, разбиваются, натыкаясь на
жестокие и неумолимые скалы действительности. Панлю начинает работать в госпитале
доктора Рие, но когда сам заболевает, то, надеясь на Бога, отказывается от
лечение и погибает.
Журналист Рамбер, который нашел
способ сбежать из чумного города и пришел перед отъездом попрощаться с врачом
Рие, захваченный его героическим примером, решает остаться в Оране с группой
смельчаков, которые объединились вокруг врача для борьбы с чумой. «Стыдно быть
счастливым наедине», - отвечает Рамбер на вопрос доктора о причине такого
решение. Вдруг услышав голос совести, которое он старательно прятал в самых темных
закоулках души, герой осознает свою причастность к тому, что происходит: «Я тоже
причастен, хочу я того или нет, эта история касается всех нас».
Характер Тарру осуществляет эволюцию от
бунта, разочарования, а потом индивидуалистического отшельничества - к прозрению и
решение служить на пользу людям. Тарру призывает искать путь к согласию, взаимопониманию
между людьми и считает, что этот путь - сострадание.
Чудак-неудачник Гран, что мечтал
удивить свой своим литературным шедевром, проходит тернистый путь огорчений,
разочарования, одиночества, но в конце концов также становится верным помощником Рие,
стремясь помочь людям преодолеть ужас, выжить.
Сам врач Рие восстает против полного
подчинение злу и все силы отдает упорной борьбе за спасение жизни.
Автор ставит своего героя в невероятно тяжелые условия, показывая, что самоотверженный
борьбу с чумой надо вести ежедневно, неутомимо и безостановочно, вести в течение 20
часов в сутки, несмотря не только на физическую усталость, но даже и на волю людей,
о спасении которых идет речь. Ведь зная, что приход врача означает изоляцию
больного, отсылки его в чумной госпиталь, то есть почти на верную смерть, родственники
больного встречают доктора Рие напрасными просьбами или криками ненависти; он
бывает вынужден врываться в дом с помощью солдат, чтобы взять больного
силой, и идет под сопровождение проклятий жен, матерей, братьев и сестер. И,
несмотря на все это, доктор Рие продолжает свою опасную и не по-человечески
тяжелую борьбу с распространением чумы, продолжает ее без пышных фраз и деклараций,
потому что считает, что к этому обязывает его профессия врача и просто порядочность
честного человека. Спасать людей для него - не героизм, а обыкновенная честность». К
тому же, по мнению доктора, «единственное оружие против чумы - это честность».
Иерей! ободрись в своем обязательные, не
становись на колени перед судьбой, чего бы это не стоило, лечи, даже если надежды
на окончательный спасение нет и нельзя отменить трагизм человеческой судьбы, - такими
есть уроки «Чумы». И действующие лица романа наделены для этого достаточной устойчивостью.
«Есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их», - заключает хронист
свою летопись.
Однако Альбер Камю никого не
осуждает, он просто напоминает: во владение каждому человеку предоставляется ее бытия, и
человек полностью отвечает за свое существование. Именно об этом в романе думает врач
Рие: «...каждый из нас вынужден делать свой выбор, и каждый выбор заслуживает
уважение».