ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Альбер Камю «Чума»

 

Альбер Камю (1913-1960) - выдающийся французский романист, философ, публицист, один из лидеров философско-художественного направления экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии 1957 года.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в городке Мондови, в Алжире, который в то время был французской колонией, в семье наемного сельскохозяйственного рабочего, что через год после рождения сына умер от ранения на поле боя Первой мировой войны. Мать, испанка по происхождению, работала уборщицей в богатых семьях. Ребенок росла в нищете. Образование повезло получить только благодаря помощи одного из учителей лицея, который выхлопотал для парня стипендию. В 1932-1936 гг. во время обучения в Оранского университете (Алжир), Альберу приходилось тяжело работать, что привело к истощению организма, и он заболел чахоткой. Однако это не помешало ему быть жизнерадостным, энергичным, жадным до знаний и развлечений, чувствительным и к красоте средиземноморской природы, и к глубинам духовной культуры.

Захват средиземноморской красотой и французской философией со временем обусловило его мировоззрение и эстетику, которые базировались на средиземноморской культурной традиции и античной культуре с ее язычеством и культом тела. В этой системе юноша пытался избежать противопоставление духа и тела, слить их в органическое единство.

А. Камю принимал активное участие и в общественной жизни. В 1934 году вступил в коммунистическую партию, которую покинул через три года, проводил антинацистскую пропагандистскую работу, организовал самодеятельный театр сотрудничал с независимой левой прессой. В это время началась его писательская деятельность. Тогда, в частности, было написано первый вариант повести «Посторонний» и заметки к эссе «Миф о Сизифе».

Весной 1940 года впервые приехал в Франции, куда окончательно переселился через год. В оккупированной стране присоединился к Движению Сопротивления, печатался в подпольной газете «Комба», а впоследствии ее возглавил. В 1943-1944 гг. издал в нелегальной прессе «Письма немецкому другу», в которых с гуманистических позиций осуждал попытки оправдания идеи фашизма. На это время А. Камю стал известен как автор «Постороннего» и «Мифа о Сизифе», что увидели мир в 1942-1943 гг. и вызвали восхищение французской интеллигенции. Эти произведения были восприняты как экзистенциалистской, созвучны с направлениями, по национальной катастрофы распространялись среди сознательной части населения.

Именно благодаря творчеству А. Камю философское учение экзистенциализма стало популярным во Франции. В его основе, особенно в варианте А. Камю, является утверждение абсурдности бытия («абсурд является метафизическим состоянию человека в мире», - говорится в «Мифе о Сизифе»), представление о мире как о царство хаоса и случайности. Видное место занимает мысль о том, что человек ответственна сама за себя. Человеку приходится жертвовать собой, чтобы оправдать свое существование. Уже самим актом рождения она оказывается заброшенной в мир вне своей воле и желанию. С момента появления она получает от природы и смертный приговор, срок исполнения которого ей неизвестен. Убивают болезни, старость, войны, палачи, нищета, даже солнце, как в романе «Посторонний»

В час решающего испытания человек остается наедине с собой, со своей судьбой. Теперь ей предстоит стать Человеком, создать себя из заброшенной в мир материи. Человек рождается не тогда, когда появляется на свет, а тогда, когда силой своего разума создает себя как мыслящее существо. Это духовное рождение отграничивает ее от природы, делает сознательной своей скоротечности. Общество нуждается в вере в уже имеющиеся ценности. Оно наказывает бунтарство с помощью своих социальных институтов - армии, полиции, суда, общественного мнения. Такой внутренний конфликт романов и пьес писателя-экзистенциалиста.

В То Же Время А. Камю провозглашал, что ум человека, осознавая абсурдность бытия, не может смириться с ней. Человек, что мыслит, бросает вызов абсурду, не надеясь на его окончательное преодоления.

Этот трагический стоицизм со времени Движения Сопротивления стал для Камю основой его гуманистической этики. С его помощью писатель в годы оккупации и национального унижения пробуждал активный отклик в гуманистически настроенной французской интеллигенции, по-своему мобилизуя ее на борьбу с нацизмом.

Небольшое по объему творческое наследие А. Камю создавалась преимущественно во время Второй мировой войны и послевоенных лет. Это наложило свой отпечаток и на темы, затрагиваемые писателем, и на способ их освещение. Для его творчества характерно сочетание собственно беллетристики с философскими размышлениями.

В 1947 году вышел в свет роман «Чума», который показал самую высокую грань идейной эволюции автора: по определению самого писателя, состоялся переход от этапа абсурда» до «этапа протеста». Писатель работал также в жанре философской эссеистики и общественно-политической публицистики, выступил в роли литературного критика.

В 1950-х годах. Камю пережил мировоззренческую и творческую кризис, что привело к снижению его творческой активности. Писатель все чаще не находил ответа на сложные проблемы, которые ставило перед ним общественная жизнь. Обострились противоречия, присущие его мировоззрения и общественно-политической позиции, что нашло выражение в тракте «Мятежная человек» (1951). Открывая пороки буржуаВНОго общества Франции и его Мероприятия, Альберт Камю не принимал и социализм Восточной Европы в его сталинском варианте.

Книга «Мятежная человек» в значительной степени была реакцией на преступления сталинизма, на сталинские массовые репрессии и террор. На большом историческом материале Альберт Камю пришел к выводу о неизбежности перерождение революции в тиранию, превращение бывших борцов против угнетения на значительно более жестоких угнетателей. По мнению автора, это универсальный и роковой закон истории, ее абсурд. Противостоять ему может лишь постоянное бунтарство, оппозиция власти, которая является неизбежным насилием и несправедливостью.

В 1957 году Альбер Камю получил Нобелевскую премию за свое литературное творчество.

4 января 1960 года писатель попал в автомобильную катастрофу возле города Сане. Умер в небольшом городке Вілльблевен. Похоронен в городе Лурмарен в районе Люберон на юге Франции.

На первый взгляд, в романе А. Камю «Чума» речь идет об эпидемии чумы, которая вспыхнула в небольшом городке Оран, центре французской префектуре на алжирском побережье Средиземного моря. Автор подает подробное описание возникновения и распространения заболевания в городе. Многочисленные клинические отчеты, статистические рапорты (о санитарные мероприятия, о настроении населения, об организации медицинских жен), цифровые данные, диагнозы, описания неожиданных симптомов и течения болезни, дневниковые заметки, показания вспашке... Ни стонов, ни проклятий - только суровая рассказ о случае из медицинской практики недалекого прошлого.

Но вот вдруг ненароком появляется фраза: «В мире было что чум, войн. И все же и чума, и война всегда захватывают людей врасплох». Эти слова настораживают и заставляют вернуться к года, которым датирована хроника - 194... год. Эта дата говорит о многом. В то время слово «чума» было у всех на устах, правда, не в прямом, а переносном смысле. «Коричневой чумой» называли нацизм. По клиническим признакам болезни вырисовывается исторически определенная личина «чумы» - нашествие, что превратило всю Европу в сплошной концлагерь. По словам самого Камю, «объективное содержание «Чумы» - это борьба европейского Сопротивления против фашизма».

В то же время писатель смотрел на вещи глубже и шире: в образе чумы обобщенно гигантские по мощью силы всемирного Зла. Его чума - метафорическое воплощение мерзости, царящие в человеческом обществе, превращая человеческую личность или на ничтожную жертву, или же на омерзительного палача.

В устах героя романа Тарру слово «чума» обрастает многочисленными значениями, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума - это не только болезнь, не только война, а также и смертные приговоры и расстрелы побежденных, и фанатизм церкви и политических партий, и гибель невинного ребенка в больнице, и в целом плохо организовано общество. Она выдается конечно, естественной, как дыхание, потому что «все мы немножко зачумленные». А раз так, то чума - это мировое зло, которое постоянно бродит в человеческой истории, безликая тварь, розпилена в невидимых микробах. Зло, сваливается на людей неожиданно и исчезает само по себе.

Таким образом, название романа - «Чума» - имеет сюжетный, буквальный (эпидемия страшной зараВНОй болезни), аллегорически-исторический (фашизм, война) и екзистенціалістський, морально-духовный (мировое зло) смысл.

Итак, чума - суровый экзамен, который ставит перед человеком два вопроса: что такое жизнь, и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии зла. Писатель-мыслитель Камю утверждает, что зло вечное, но так же вечна и борьба с ним. И сила борцов в их содружества.

Нравственный выбор героев романа. Человеческое общество, замкнутое и изолированное в чумному городе Оран, представленное Камю посредством нескольких характерных фигур, каждая из которых является персонификацией определенной философской идеи, жизненной позиции.

Среди них выделяется фигура воинствующего иезуита отца Панлю, который объявляет в своей проповеди жителям Орана, что чума послана богом, чтобы поразить его врагов, и что это бедствие должно бросить на колени высокомерных и близоруких. Люди справедливые не могут бояться, но «лихие есть повод дрожать», - говорит он. Ему противостоит в романе гуманист-пацифист Тарру, что отказывается делить людей на добрых и злых, отказывается судить кого бы не было; однако он первый предлагает организовать общественные работы в помощь врачам, которые должны бороться с чумой. Тарру считает, что на земле всегда есть «бичи» и есть «жертвы», и он предпочитает быть на стороне жертв. Кроме этих двух, Камю изображает мелкого служащего Жозефа Грана, который олицетворяет собой настойчивого служителя «чистого искусства»: в разгаре чумы, среди криков и стонов умирающих он продолжает сочинять свою никому не нужную историю про прекрасную амазонку и мечтает о ее будущий успех. Среди жителей Орана оказывается также парижский журналист Раймон Рамбер, который все время порывается сбежать из зачумленного города на родину, к своей любимой женщины, объявляя, что самое главное в жизни - это высокие романтические чувства, присущие человеку.

Все эти живые персонификации различных идейных позиций - воинствующий католик Панлю, пацифист Тарру, сторонник «искусства ради искусства» Жозеф Гран, романтик Рамбер и другие персонажи - в какой-то момент сталкиваются с автором центральным героем романа - доктором Рие и именно в этом столкновении (споре, беседе или практическом сопоставлении с логикой и манерой поведения врача), высказанному всегда в очень лаконичном сжатом, почти афористическом диалоге, определяется ложность или справедливость их взглядов.

Так, отца Панлю врач Рие заставляет присутствовать при крестном агонии маленькой, беспомощной, ни в чем не виновного ребенка, отменяя тем самым идею о якобы «справедливую» божественную кару, посланную за грехи людей. «У меня другая идея любви. Я отказываюсь любить этот мир, где дети подлежат пыткам», - заявляет доктор Рие. Терпение, смирение, покорность судьбе, которые проповедует Панлю, разбиваются, натыкаясь на жестокие и неумолимые скалы действительности. Панлю начинает работать в госпитале доктора Рие, но когда сам заболевает, то, надеясь на Бога, отказывается от лечение и погибает.

Журналист Рамбер, который нашел способ сбежать из чумного города и пришел перед отъездом попрощаться с врачом Рие, захваченный его героическим примером, решает остаться в Оране с группой смельчаков, которые объединились вокруг врача для борьбы с чумой. «Стыдно быть счастливым наедине», - отвечает Рамбер на вопрос доктора о причине такого решение. Вдруг услышав голос совести, которое он старательно прятал в самых темных закоулках души, герой осознает свою причастность к тому, что происходит: «Я тоже причастен, хочу я того или нет, эта история касается всех нас».

Характер Тарру осуществляет эволюцию от бунта, разочарования, а потом индивидуалистического отшельничества - к прозрению и решение служить на пользу людям. Тарру призывает искать путь к согласию, взаимопониманию между людьми и считает, что этот путь - сострадание.

Чудак-неудачник Гран, что мечтал удивить свой своим литературным шедевром, проходит тернистый путь огорчений, разочарования, одиночества, но в конце концов также становится верным помощником Рие, стремясь помочь людям преодолеть ужас, выжить.

Сам врач Рие восстает против полного подчинение злу и все силы отдает упорной борьбе за спасение жизни. Автор ставит своего героя в невероятно тяжелые условия, показывая, что самоотверженный борьбу с чумой надо вести ежедневно, неутомимо и безостановочно, вести в течение 20 часов в сутки, несмотря не только на физическую усталость, но даже и на волю людей, о спасении которых идет речь. Ведь зная, что приход врача означает изоляцию больного, отсылки его в чумной госпиталь, то есть почти на верную смерть, родственники больного встречают доктора Рие напрасными просьбами или криками ненависти; он бывает вынужден врываться в дом с помощью солдат, чтобы взять больного силой, и идет под сопровождение проклятий жен, матерей, братьев и сестер. И, несмотря на все это, доктор Рие продолжает свою опасную и не по-человечески тяжелую борьбу с распространением чумы, продолжает ее без пышных фраз и деклараций, потому что считает, что к этому обязывает его профессия врача и просто порядочность честного человека. Спасать людей для него - не героизм, а обыкновенная честность». К тому же, по мнению доктора, «единственное оружие против чумы - это честность».

Иерей! ободрись в своем обязательные, не становись на колени перед судьбой, чего бы это не стоило, лечи, даже если надежды на окончательный спасение нет и нельзя отменить трагизм человеческой судьбы, - такими есть уроки «Чумы». И действующие лица романа наделены для этого достаточной устойчивостью. «Есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их», - заключает хронист свою летопись.

Однако Альбер Камю никого не осуждает, он просто напоминает: во владение каждому человеку предоставляется ее бытия, и человек полностью отвечает за свое существование. Именно об этом в романе думает врач Рие: «...каждый из нас вынужден делать свой выбор, и каждый выбор заслуживает уважение».