4 КЛАСС
ВЕСЕЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ
Урок 21
Тема. Повесть-сказка. Джеймс Мэтью Барри «Питер Пен и Венди»
Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве известного английского писателя Джеймса Мэтью Барри; способствовать заинтересованности его произведениями; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас; развивать умение характеризовать действующих лиц, кратко воспроизводить последовательность событий, формулировать главную идею произведения; воспитывать внимательность.
Оборудование: карта мира; портрет Джеймса Мэтью Барри, выставка книг Джеймса Барри, иллюстрации к сказке «Питер Пэн и Венди»; карточки-«молнии»; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Упражнения на развитие читательских навыков
1. Игра «Точно и быстро. Кто?»
- До существительного - названия неістоти подберите спільнокореневий существительное - название существа.
Поэзия - ... (поэт)
Байка - ... (баснописец)
Юмор - ... (юморист)
Сказка - ... (сказочник)
- Что же такое сказка?
- Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему так долго живут сказки? (И взрослые, и дети хотят верить в чудо, в то, что добро побеждает зло и все будет хорошо.)
2. Игра «Пройди лабиринт - прочти слова» (работа в тетради)
- Пройдя лабиринт, вы прочтете название страны, где родился писатель, с произведением которого мы сегодня познакомимся, и его имя.
Ответ: Шотландия; Джеймс Барри.
III. Сообщение темы и цели урока
- Слышали ли вы эту фамилию?
- Какие книги сказочника вы читали?
- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Джеймса Барри, прочитаем отрывки из его сказки «Питер Пен и Венди».
IV. Ознакомление с творческим и жизненным путем писателя
1. Рассказ учителя. Демонстрация портрета
2. Проработка статьи учебника
- Прочитайте статью о рассказчике и скажите что вы узнали вы о рассказчике, чего не слышали раньше.
Дети читают текст молча. После этого дают ответы на вопросы.
- Где родился Барри? В какой семье?
- Как прошли его детство и юность?
- Как люди чтили память Д. Барри?
V. Проработка произведения Джеймса Барри «Питер Пен и Венди»
1. Подготовка к чтению
1) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Удивительно |
презирала |
студенцях |
мечтательная |
каймой |
попутная |
насмешливыми |
чистосердечного |
коцюба |
теряла |
услужить |
выкарабкаться |
- Прочитайте слова «буксиром» вместе с соседом по парте.
- Объясните значение непонятных, новых слов.
2) Упражнение на мгновенное восприятие слов.
Слова - на картпках-молниях: Дорогая, Венди, Нэна, Майкл, Джон, Джордж, Питер Пен
2. Чтение сказки учителем и подготовленными учениками (комбинированно)
3. Анализ сказки с элементами выборочного чтения
- В какой стране происходят события? Какие слова и выражения помогли вам это понять?
- Кто главный герой произведения? Какие еще персонажи действовали в рассказе?
- Чем понравилась вам нянька семьи Дарлинг?
- Как миссис Дарлинг впервые узнала про Питера Пэна?
- Что вы узнали о волшебный остров Небувальщину? Какой вам представляется Небывальщина?
- Что встревожило миссис Дарлинг?
4. Упражнения на развитие скорости чтения
1) Игра «Бросок - засечка» (чтение от начала произведения - трижды, по 30 секунд).
2) Игра «Найуважніший читатель».
- Кто быстрее найдет и прочитает абзацы с такими фразами:
• «Пожалуй, не было ни у кого так заботливо ухоженной детской комнаты»;
• «Не знаю, не видели той детской комнаты»;
• «Не знаю, не видели ли вы схему человеческих мыслей»;
• «Однако оно не прошло» ?
3) Игра «Разведчики».
- Назовите, сколько раз в произведении встречаются имена Питер Пэн и Венди?
5. РаВНОвидности чтения
1) Выразительное чтение отрывка произведения о остров Небывальщина.
- Какие предложения преобладают? В тексте еще есть предложения по цели высказывания?
- Найдите предложение, которое объясняет, для чего нужны ночники.
2) Чтение за лицами диалога Венди и миссис Дарлинг.
- Каким тоном следует читать слова Венди?
- Как следует передать слова мамы?
- Прочитайте диалог, передавая чувства собеседников.
6. Краткий пересказ произведения (дифференцированно)
1-я группа. Кратко пересказать сказку от имени Венди.
2-я группа. Кратко пересказать сказку от имени миссис Дарлинг.
7. Вывод-обобщение после прочитанного
- Что Венди поняла, когда сорвала цветок?
Мальчик всегда останется маленьким?
- Хотелось бы вам встретиться с ним?
- Какой эпизод сказки больше всего понравился? Чем именно?
VI. Итог урока
- Сказка «Питер пен и Венди» относится к волшебных или фантастических сказок?
- Если вы захотите узнать, что случилось дальше, прочитайте самостоятельно рассказ «В дальнюю дорогу».