4 КЛАСС
ВЕСЕЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ
Урок 20
Тема. Повесть-сказка. Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Гольгерсона с дикими гусями»
Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве шведской писательницы С. Лагерлеф; вызвать интерес к его произведениям; развивать навыки выразительного чтения, умение последовательно пересказывать, оценивать поступки персонажей; воспитывать любовь к краю, где родился.
Оборудование: карта мира; портрет С. Лагерлеф; иллюстрации к сказке; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сказок много есть на свете -
И веселых, и грустных.
Разве сможем прожить
Мы без них?
II. Сообщение темы и цели урока
- Любите ли вы сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Вспомните, кто из украинских писателей сочинял сказки.
- Каких зарубежных сказочников вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Сельмы Лагерлеф и обработаем ее сказку «Чудесное путешествие Нильса Гольгерсона с дикими гусями».
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя о творчестве С. Лагерлеф (по материалам учебника)
2. Выразительное чтение сказки учителем
3. Словарная работа
- Прочитайте слова правильно и быстро «эхом» (при необходимости объяснить значение слов).
Долговязый, збитошник, злобный, клевать носом, не заметил, сундук, хлопнулся.
Учитель на карте показывает Швецию, демонстрирует иллюстрации с природой этой страны, рисунки упомянутых в произведении животных и птиц.
- Что необычного случилось с мальчиком? С кем он встречался?
4. Чтение произведения учениками молча
5. Повторное чтение сказки «цепочкой» (часть первая)
- Каким был Нильс? Найти в произведении описание.
- Какую нрав имел Нильс? Что беспокоило родителей мальчика?
- Какие чувства охватили Нильса, когда он увидел гнома? Что свидетельствует о его жестокость и непорядочность?
В ответе используйте текст произведения.
6. Работа над второй частью сказки
>> Упражнения на развитие скорости чтения. Игра «Кто быстрее?»
- Прочитайте вторую часть сказки и выясните, сколько раз в ней встречается слово Нильс.
- Найдите то место в сказке, которое показалось вам странным. Зачитайте отрывок
7. Составление плана сказки. Краткий пересказ по плану
IV. Обобщение и систематизация знаний
- Какой эпизод сказки запомнился больше всего?
- Напишите свое отношение к прочитанному. Что именно понравилось в сказке? Почему? Что не понравилось?
- Чему учит эта сказка?
V. Итог урока
- Как вы относитесь к поступкам Нильса?
- Как на его месте поступили бы вы?
- Что нового открыли для себя?
VI. Домашнее задание
- Придумайте продолжение сказки и прочитайте часть «Верхом на гусю».