ИМПРЕССИОНИЗМ И СИМВОЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
Импрессионизм
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - художественное направление, возникшее во второй /половине XIX в. и основанный на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, співпереживань. Зародившись в живописи, он впоследствии распространился в литературе и других видах искусства. Термин «импрессионизм» впервые был использован с резко отрицательным значением для критической оценки картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».
Импрессионисты пытались воспроизвести изящные личные впечатления и наблюдения мгновенных ощущений и переживаний, зафиксировать меняющиеся эффекты света и цвета. Недаром один из исследователей заметил, что они, в отличие от своих предшественников, как будто заменили в фотоаппарате обычную черно-белую пленку на сверхчувствительную цветную.
Люби оттенок и полутон...
Искусство импрессионизма было представлено широкой публике 15 апреля 1874 г. в Париже, на бульваре Капуцинов, где состоялась выставка 30 молодых художников, картины которых проигнорировали представители официального искусства. Центральным произведением на ней стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж). На холсте, созданном в 1873 г. в г. Гавре, изображена почти ирреальная картина восхода солнца над водной гладью гавани. Цвета лишь слегка обозначены, все покрыто легким сероватым дымкой, через который проглядывают расплывчатые силуэты кораблей и кранов. И лишь красноватая шар солнца прорывается сквозь утренний туман, создавая в центре картины яркое цветное пятно. Если отойти от картины на некоторое расстояние, то резкие мазки кисти превращаются в легкие рябь на воде, придавая изображенному удивительной реальности чувственности. Впервые в истории живописи художник попытался воспроизвести не сам реально существующий объект, а свое впечатление (імпресію - отсюда импрессионизм) от него. Луи Леруа, один из репортеров, которых было на той скандальной выставке много, презрительно назвал Моне и его товарищей «импрессионистами». Впоследствии это ироничное прозвище закрепилось за художниками и очень быстро потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.
Импрессионисты пытались запечатлеть короткие мгновения бытия, как это делают фотографы. Сюжеты для картин художники брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, знакомые здания. Главным для них было соотношение света и тени, причудливая игра солнечных «зайчиков» на самых обычных предметах. Часто они рисовали тот же самый пейзаж, но при раВНОм освещении. Художники начали использовать принципиально новую технику письма: краски на мольберте не смешивались, а накладывали кистью на холст отдельными мазками. Поэтому, чтобы составить о картине импрессиониста целостное представление, на нее надо смотреть не вблизи (тогда мазки пестрят и «рассыпаются»), а с небольшого расстояния. При таком восприятии отдельные четкие мазки словно «смешиваются " в глазу зрителя», и картина «оживает». Подобные художественные произведения обычно не имеют четкой композиции, каждый из них является своеобразным «кадром» меняющегося мира.
К. Моне. Впечатление. Восход солнца. 1873 г.
Импрессионисты часто изображали не сам предмет, а личные или чьи-то впечатления от него. Так, писатели-импрессионисты братья Эдмон и Жюль Гонкур утверждали: «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство». Поэтому не удивительно, что они преимущественно ориентировались не на разум читателя-зрителя, а на его чувства.
В отличие от других художественных систем, предметом художественного интереса у импрессионистов становятся отрывочные фрагменты, отраженные в сознании персонажа. Интересный факт: один из художииків-импрессионистов объяснял своим ученикам суть этого художественного явления так: он заводил их в темной мастерской и предупреждал, что сейчас на секунду включит свет, а они имели потом воспроизвести на бумаге те детали и впечатления (импрессии), которые каждому из них запомнились в этот момент «озарения». Это удивительно подобное установок Антона Чехова: «В описании природы надо изображать мелкие детали, группируя их так, чтобы после прочтения, когда заплющиш глаза, представала картина. Например, у тебя возникнет картина лунной ночи, если ты напишешь, что на плотине яркой звездочкой блеснуло стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка».
Основателями литературного импрессионизма являются уже упомянутые братья Гонкур. Его признаки присущи также творчества Поля Верлена, Оскара Уайльда, Ги де Мопассана, Марселя Пруста, Кнута Гамсуна, Антона Чехова, Михаила Коцюбинского и др.
Не удивительно, что за такого внимания к субъективного восприятия мира художником (который изображает «то, что видит, и только так, как он видит»), создание впечатления на читателя, влияние не на его интеллект, а на чувства импрессионизм был эстетически подобным символизма.
Символизм - это направление в европейском искусстве (в частности, в литературе) последней трети XIX - начала XX вв., возникший во Франции и распространился во многих странах мира (в частности, в Украине). Несмотря на свой новаторский (ранньомодерністський) характер, он имел давнюю и глубокую философскую подоплеку. Так, некоторые идеи, нашедшие художественное воплощение в литературе символизма, принадлежали еще древнегреческому философу-идеалисту Платону (V в. до н. э.), который утверждал, что, кроме реального, видимого мира, есть еще и невидимый, высший «мир идей», к которому надо пытаться проникнуть.
Во второй половине XIX в. в Германии (Ф. Ницше), Франции (А. Бергсон) и других странах возникла «философия жизни» - философское течение, для представителей которой главным было понятие «жизнь» - целостная реальность, которая может осягатися интуитивно и не тождественна ни духу, ни материи. Возможность рационального (от рацио - разум) познание мира в очередной раз ставилась под сомнение, поэтому актуализировался исследования иррациональных процессов. Необходимыми становились поиски новых (современных) путей познания всего того, что не подлежит познанию умом: с помощью намека, интуиции, символа. Эту непростую познавательно-виражальну функцию взяла на себя художественная литература, поскольку писатели всегда отличались творческой интуицией, способностью проникать в глубины человеческой души. Это гой «философский грунт», который стал основой символизма.
Кому принадлежала корона «короля поэтов»?
Еще в античную сутки во время праздника Великих Дионисиев жители Эллады, затаив дыхание, наблюдали за соревнованиями драматургов, чтобы прославить победителя. В Средневековье поэты соревновались за звание лучшего при дворах почтенных сеньоров, а выдающийся представитель Возрождения Франческо Петрарка как лучший поэт даже был увенчан лавровым венком на Капитолии среди полуразрушенного Рима... В Париже в середине XIX века тоже пытались определить поэта над поэтами. Сначала это был один из лидеров «Парнаса» Шарль Леконт де Лиль, а после его смерти - Поль Верлен. И только одного поэта другой гений вознес не только как короля, а как бога поэзии. Так юный Артюр Рембо оценил творчество Шарля Бодлера.
Шарль Леконт де Лиль
Одной из причин возникновения этого направления было стремление художников «отвернуться от реального мира» и направить свои творческие усилия на постижение и выражение трансцендентальной, то есть таких, которые находятся вне чувственным восприятием и опытом, собственно, потусторонних сущностей и тайн». И с этим трудно не согласиться, особенно когда читаешь некоторые произведения поэтов-символистов. Есть и другие причины возникновения такого мощного художественного явления, как символизм. «Современные исследователи связывают символизм, - отмечает украинский литературовед Д. Наливайко, - с существенными изменениями в мировосприятии, происходивших на рубеже веков, с возрастанием в нем роли абстракций и знаковости... Происходит высвобождение безсвідомо-интуитивного, настроением и поиски его неопосредствованному выражения суггестивного слова, что действует вне “смыслами”, “музикально” передает переживания, настроения, душевные состояния».
Если наш мир невозможно постичь умом, если его можно постичь только интуитивно, на уровне подсознания, то лучшим средством для этого является знак - символ (от греч. symbolon - условный знак, намек). Русский поэт-символист и философ В. Иванов в начале XX ст., в период расцвета русского символизма, «унаследованного с Запада» (А. Блок), нашел формулу, ставшую хрестоматийной: «Символ является настоящим символом только тогда, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он проиВНОсит своим тайным (ієратичною1 и магической) языке намека и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многозначен и всегда темен в последней глубине»2. Как, например, однозначно и логично растолковать такой поэтическая строка известного французского поэта-символиста Артюра Рембо: «Розово плакала зарница в сердце ушей...»? Поэтому закономерно, что символ начинает играть решающую роль в художественной системе символизма.
Как «symbolon» стал символом?
Интересной является история возникновения понятия «символ». В Древней Греции незнакомые люди (например, торговые партнеры) узнавали друг друга даже в чужих краях, предварительно соединив две части дощечки, заблаговременно разломанной пополам (нона и называлась «симболоном», отсюда из(одом - «символ»). Поэтому если две части дощечек идеально соединялись, это означало, что перед тобой именно тот человек, которого ты ищешь.
1 Ієратичний - здесь магический, не понятен всем, а тот, которым пользовались жрецы («посвященные»).
2 Иванов В. По звездам. - СПб., 1909. - С. 39.
Символисты стремились сквозь видимую реальность познать «скрытую (трансцендентную)», идеальную сущность мира, его нетленную красоту. Основой их эстетики является идеалистическое понимание окружающего мира. Упомянутое понятие о два мира, согласно которому мир, данный нам в ощущениях (который можно воспринять «сенсорно»: увидеть, услышать, почувствовать на ощупь и т.д.), - это лишь тень, ширма, «символ» того мира идей, который недоступен человеческому разуму, но может быть угадан интуитивно. Поэтому символисты усматривали свою художественную задачу не в воспроизведении реальности, а в намеке на скрытые, невидимые идеи. В этом символизм всегда противостоял реализма и натурализма, которые пытались изобразить и исследовать реальную действительность.
В знаменитом «Манифесте символизма» (1886) французский поэт Жан Мореас утверждает, что прямое изображение реальности, быта способно лишь «скользить по поверхности жизни», не проникая в его глубины, в самую сущность. И только с помощью символа-намека художник способен «прорваться за пределы», постичь «тайны мира» интуитивно. Итак, задача поэта-символиста - не рассказать про тот загадочный «идеальный мир» (ибо сделать это, видимо, невозможно), а намекнуть на него с помощью символов. Вот яркая иллюстрация этой позиции - строки стихотворения «Надпись на книге» (1896) российской символістки Зинаиды Гиппиус:
...Раба я загадочных
И необычных снов,
И для замечательных вещей
Нет здешних слов.
Перевод Ю. Ковбасенко
По мнению символистов, поэт должен стать ясновидящим, пророком, своеобразным медиумом (посредником, проводником) между идеальным и реальным мирами. Они считали, что не надо закладывать и искать в художественной литературе какого-либо рационального содержания. Даже значения слов (першоелементу литературы) их не интересовало, часто они его сознательно, принципиально игнорировали. Главным для них была музыка слова и даже звуков (которую так трудно сохранить в переводах). Отсюда знаменитое Верленове: «О музыке лишь нужно заботиться...» или: «Прежде всего - музыка в слове...» («поэтическое Искусство»), стремление «об неясное говорить неясно» и поощрения не до обдумывания и шлифовки произведений, а к спонтанному выявлению поэтического воображения. Вообще символисты считали, что задача настоящей поэзии - воздействие на подсознание человека, внушение (суггестия).
Ad Fonte
Генетически и типологически связан с романтизмом, символизм унаследовал и его тяготение к музыке, что вытекает из основ мироощущения и особенностей поэтики.
Д. Наливайко
В стремлении к укачиванию читателя, уменьшение информативно-повествовательной функции поэтического языка и одновременной активизации суггестивной функции символисты своеобраВНО возвращались к первоисточникам словесного искусства, когда слово сопровождало обряд и мало магический потенциал.
Для символизма важной была также «теория соответствий», что базировалась на вере в наличие скрытой от обычного человеческого разума системы «соответствий» между душевными состояниями человека и «знаками» их обнаружения в видимом мире. Поэтическое воплощение этой теории - сонет Шарля Бодлера, которого считают предтечей символизма:
Природа - храм живой, где зротоють колонны
Тревожные стоны и неясные слова.
Там символов леса густые, словно трава,
Сквозь них человек идет, и в них человек тонет.
Все краски и цвета, все ароматы и тона
Сливаются в мощь единого естества,
Их урвновешивают соразмерность и права,
Взаимной связи невидимые законы...
«Соответствия». Перевод Д. Павлычко
Окончательное утверждение символизма в литературе связывают с творчеством Поля Верлена, Артюра Рембо и Стефана Малларме (хотя сами они и не считали себя символистами). В их литературных произведениях можно выделить следующие общие черты: стремление к интуитивному познанию мира через символ, возражения рационалистических основ творчества, абсолютизацию музыкальности поэтического слова, минимизацию информационно-повествовательной функции языка в пользу свободного поэтического самовыражения.